СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития ценностно-нравственных аспектов при обучении иноязычному чтению учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития ценностно-нравственных аспектов при обучении иноязычному чтению учащихся начальной школы»

Аннотация. Освещаются вопросы формирования личности молодого поколения через развитие ценностно-нравственных аспектов,которые становятся сущностной характеристикой современного образования в процессе изучения иностранного (английского) языка.

Ключевые слова: ценности, нравственность, чтение, обучение чтению учащихся начальной школы.

Особенности развития ценностно-нравственных аспектов при обучении иноязычному чтению учащихся в начальной школе

Совр емен н ое пон иман ие сущн ости и содер жан ия обр азован ия зависит от того, какой тип личн ости н ужен  н ын ешн ему человеческому обществу. Известн ый н ам тер мин  «н овое обр азован ие» введен  в систему педагогических тер мин ов еще в 2010-е годы. В области обр азован ия он о опр еделяется как социальн о-педагогический фен омен , создан н ый в пр оцессе истор ического р азвития общества и социальн ого пр огр есса чер ез культур н ое сопр отивлен ие и н аучн о-педагогическое пер еосмыслен ие состоян ия воспитан ия молодого поколен ия. Это един ая система государ ствен н ых и обществен н ых ор ган изаций, обеспечивающих ин теллектуальн ое, духовн о-н р авствен н ое р азвитие, стан овлен ие человека как личн ости и гр аждан ин а пар аллельн о в ин ститутах обр азован ия и в социуме с учетом обществен н ых и личн ых потр ебн остей в пр оцессе активн ого участия в освоен ии культур ы социальн ых отн ошен ий, как субъекта позн ан ия, тр уда, общен ия. Смещен ие воспитательн ого акцен та с поведен ческих н ор м н а цен н остн ые отн ошен ия, котор ые стан овятся осн овн ым объектом воспитан ия, является сущн остн ой хар актер истикой «н ового обр азован ия».

В педагогической н ауке существует мн ожество опр еделен ий обр азован ия. В воззр ен иях совр емен н ых отечествен н ых педагогов н а обр азован ие отсутствует как полн ое един ообр азие, так и полн ое пр отивостоян ие. К пр имер у, учен ый-филолог А. П. Валицкая видит в обр азован ии «ун ивер сальн ый способ пер едачи культур н ого опыта поколен ий в фор ме зн ан ия» [2, с. 16]. Один  из ведущих р оссийских учен ых-педагогов В. В. Кр аевский считает, что обр азован ие есть «особый вид целен апр авлен н ой деятельн ости по подготовке человеческих существ к участию в жизн и общества, состоящей из деятельн ости воспитан ия и обучен ия и осуществляемой в ин тер есах человека, общества и государ ства». Учен ый-педагог Л. А Колосова р ассматр ивает обр азован ие как «пр оцесс и р езультат овладен ия учащимися системой зн ан ий, позн авательн ых умен ий и н авыков, фор мир ован ия н а их осн ове мир овоззр ен ия, н р авствен н ых и др угих качеств личн ости, р азвития ее твор ческих сил и способн остей» [1, с. 4].

Мы пр идер живаемся совр емен н ой точки зр ен ия педагогов н а обр азован ие как целен апр авлен н ый пр оцесс пр иобщен ия р астущей личн ости к кон тексту мир овой культур ы, последовательн ого овладен ия опытом обществен н ой жизн и, н ацион альн ыми и общечеловеческими цен н остями, обр етен ия способн ости самостоятельн о выбир ать жизн ен н ый путь. Все это согласуется со стр атегией р азвития ин оязычн ого обр азован ия в Р оссийской школе, опр еделен н ой в Кон цепции пр еподаван ия пр едметн ой области «Ин остр ан н ый язык». Под ин оязычн ым обр азован ием в школе пон имается един ый педагогический пр оцесс обучен ия, воспитан ия и р азвития обучающихся с помощью содер жан ия и ср едств пр едмета «Ин остр ан н ый язык». В фор мир ован ии личн ости обучающегося существен н ое зн ачен ие имеет эта позн авательн ая, цен н остн о-ор иен тацион н ая, коммун икативн ая, и, вследствие этого, пр еобр азовательн ая деятельн ость. Цель Кон цепции коммун икативн ого ин оязычн ого обр азован ия - ин дивидуализация обучен ия н а ур оке ин остр ан н ого языка, духовн о-н р авствен н ое р азвитие и воспитан ие обучающихся и овладен ие ими ин оязычн ой культур ы . Сущн ость ин оязычн ого обр азован ия, как мн огоаспектн ого фен омен а, р аскр ывается в н ескольких сфер ах. Обр азовательн ый аспект ин оязычн ого обр азован ия является одн ой из частей н ацион альн ой обр азовательн ой системы, целью котор ой выступает обучен ие и воспитан ие обучающихся содер жан ием и ср едствами ин остр ан н ого языка, оказывающими положительн ое воздействие н а их культур н ое обогащен ие и твор ческое р азвитие. Воспитательн ый аспект ин оязычн ого подготовки н апр авлен  н а духовн о-н р авствен н ое совер шен ствован ие обучающихся н а базе диалога своей р одн ой культур ы и ин ой.

Осн овн ой целью ин оязычн ого обр азован ия является р азвитие мышлен ия, духовн ой н р авствен н ости, фор мир ован ие высокой культур ы личн ости обучающихся. Пр и овладен ии ин остр ан н ым языком пр оисходит н р авствен н ое р азвитие и самор азвитие младшего школьн ика. В качестве одн ой из осн овн ых целей обучен ия ин остр ан н ому языку младших школьн иков мы выделяем фор мир ован ие у учащихся н р авствен н ых цен н остей, пр исущих идеалу отечествен н ого обр азован ия, а также культур н ых цен н остей, зн ачимых для н осителей языка, и личн остн ых качеств, н еобходимых для общен ия с пр едставителями ин ой культур ы. Фор мир ован ие цен н остн о-личн остн ых качеств обеспечивает фор мир ован ие у детей н р авствен н ой способн ости - способн ости к н р авствен н ой ор иен тации в ситуациях межкультур н ого общен ия и добр одетельн ых поступков. Н р авствен н ые цен н ости - это то, что важн о для личн ости человека. Это то, что пр иобр етает для н его «личн ый смысл». Цен н ости могут быть воспр ин яты учен иком, если он и н е усваиваются и н е изучаются, а «пер еживаются ин дивидом». Если он и пр ошли пр оцесс ин тер н ализации (пр исвоен ия), он и пер еживаются учащимися эмоцион альн о, а н е р ацион альн о. Если он и имеют личн ый смысл для р ебен ка. Существен н ая р азн ица между зн ан ием и цен н остями очевидн а: зн ан ие усваивается, а цен н ости пр иобр етаются. Поэтому техн ология пр иобр етен ия и фор мир ован ия цен н остей должн а отличаться от техн ологии пр иобр етен ия зн ан ий и фор мир ован ия умен ий. Особый аспект выделен  в содер жан ии н ачальн ого ин оязычн ого обр азован ия. Для р еализации обр азовательн ой цели создается матер иальн ая и идеальн ая осн ова для р азвития у детей способн ости н р авствен н о ор иен тир оваться в ситуациях ин оязычн ого общен ия. Это аксиологический (цен н остн ый) аспект, включающий цен н остн о-когн итивн ый и эмоцион альн о-оцен очн ый компон ен ты [1, с. 79]. Цен н остн о-позн авательн ый компон ен т отвечает за усвоен ие детьми н р авствен н ых качеств и цен н остей, а также культур н ых цен н остей, осн ован н ых н а р одн ой культур е. Эмоцион альн о-оцен очн ый компон ен т обеспечивает осн ову для фор мир ован ия у учащихся оцен ки мор альн ого выбор а, для р азвития способн ости самостоятельн о делать мор альн ый выбор  и давать оцен ку в сложившейся ситуации. Выбор  цен н остей как объектов усвоен ия и фор мир ован ия у младших школьн иков опр еделяется пр иор итетами н ачальн ого общего обр азован ия и спецификой н ачальн ого языкового обр азован ия. К этим цен н остям отн осится, пр ежде всего, любовь к Р оссии, к ее н ар оду, к р одн ой земле, к своей семье.

Пр и овладен ии детьми младшего школьн ого возр аста ин остр ан н ым языком особой цен н остью является их способн ость к р ечетвор честву. По мн ен ию учен ого-психолога Л.С. Выготского, р ечетвор ческая деятельн ость - это способн ость самостоятельн о стр оить свою р ечь и выр ажать свои мысли с помощью языковых зн аков как «ор удия р ечевой деятельн ости». В соответствии с кон цепцией р ечемышлен ия Л. С. Выготского, «мысль н е офор мляется, а фор мир уется в слове». В своих р аботах, и пр ежде всего в «Мышлен ие и р ечь», он  одн им из пер вых изучал пр оцесс обр азован ия пон ятий [3, с. 48]. Пр оцесс р азвития р ечетвор ческой деятельн ости н ер азр ывн о связан  с текстом, являющимся пр оизведен ием р ечи. Отметим, в лин гвистике до сих пор  н ет общепр ин ятого опр еделен ия пон ятия «текст». В обучен ии ин оязычн ому чтен ию мн ого вн иман ия уделяется пр облеме аутен тичн ости текстов. Аутен тичн ый текст – это текст, котор ый н аписан  для н осителей языка н осителями этого языка. Аутен тичн ый текст в отличие от др угих видов текста особен н о пер едает большое мн огоообр азие ин остр ан н ого языка. Подлин н ые матер иалы мотивир уют детей, так как являются более ин тер есн ыми и стимулир уют их к изучен ию др угого языка. Такие тексты пр иближают школьн иков к целевой языковой культур е, делают изучен ие языка н аиболее пр иятн ым. Выполн яя р азличн ые виды р абот н ад аутен тичн ыми текстами, дети н е только выполн яют то, что от н их тр ебуется, н е только р аботают н ад лексическим и гр амматическим матер иалом, н о и с ин тер есом р аскр ывают для себя какие-то н овые пр едставлен ия, изведывают об обр азе жизн и в др угих стр ан ах.Чтен ие аутен тичн ых ин оязычн ых текстов является одн им из н аиболее эффективн ых ср едств фор мир ован ия у обучающихся н р авствен н ых цен н остей. Имен н о такой вид чтен ия позволяет осуществлять р еальн ый кон такт с аутен тичн ой ин фор мацией и н е тр ебует языковой ср еды для р еализации учебн ых и воспитательн ых задач. К тому же, пр авильн ый подбор  текстов позволяет использовать их для р азвития н р авствен н о-цен н остн ых ор иен таций [2]. В самом деле, ин оязычн ое чтен ие обладает огр омн ым потен циалом в план е н р авствен н о-цен н остн ого воспитан ия и р азвития, поскольку важн ейшей фун кцией литер атур ы является пер едача духовн о-н р авствен н ого опыта общества чер ез пер едачу социальн ых и личн остн ых смыслов, р аскр ывающих н р авствен н ую зн ачимость поступков гер оев литер атур н ых пр оизведен ий. Фор мир ован ие пр едставлен ия о жизн и ин остр ан н ых свер стн иков, о кар тин е мир а в целом и обогащен ие воспр иятия учащихся пр оисходит чер ез чтен ие н а ин остр ан н ом языке. Поэтому текст может выступать как ср едство н р авствен н ого р азвития. Особен н о сказочн ые р ассказы и сказки, котор ые читают младшие школьн ики, учат их сопер еживать. Самое главн ое, что он и являются обр азцами выбор а в мор альн ых дилеммах. Н о н еобходимо зн ать и пон имать, что фор мир ован ие цен н остн о-н р авствен н ых качеств детей пр оисходит в пр оцессе р еализации педагогических условий. Педагогические условия - это условия, котор ые создаются учителем н а ур оке. Одн ако помощь р одителей дома пр и подготовке к ур окам, чтобы р ебен ок стар ался уделять достаточн ое вр емя чтен ию, тоже н еобходима. Педагогические условия - это взаимосвязан н ая совокупн ость мер опр иятий в обр азовательн ом пр оцессе, котор ая н апр авлен а н а достижен ие обучающимися опр еделен н ых обр азовательн ых, р азвивающих и воспитательн ых целей. Р еализуя личн остн о-ор иен тир ован н ый и деятельн остн ый подходы, педагог р азвивает в учащихся чувство увер ен н ости в себе, своих зн ан иях. Следует отметить, что учитель является поср едн иком между детьми, р одителями, обр азовательн ыми ор ган изациями. Учитель является мен еджер ом, котор ый осуществляет ин тегр ацию школьн ых р есур сов, библиотечн ой базы, обр азовательн ого потен циала р одителей. А также учитель пр изван  стимулир овать тен ден цию школьн ика к самообр азован ию, самоактуализации его как личн ости. Все это р еализуется чер ез удовлетвор ен ие читательских потр ебн остей учен ика. Суммир уя выше изложен н ое, важн о отметить, что одн им из н еобходимых условий р азвития н авыка чтен ия у детей является компетен тн ость учителя. От гр амотн ой ор ган изации учебн о-воспитательн ого пр оцесса, н алажен н ой тесн ой связи с р одителями обучающихся, подбор а твор ческих задан ий к ур окам, способствующих повышен ию читательской компетен тн ости, пер едачи н р авствен н ых цен н остей поср едством ин оязычн ого чтен ия, зависит р езультат обучен ия чтен ию.

Пер едача н еобходимых цен н остей может пр оисходить во вр емя общен ия учителя с обучающимися, когда н р авствен н ое содер жан ие «извлекается» из текста. Имен н о таким обр азом можн о создать условия для усвоен ия н р авствен н ых н ор м, н апр имер : «Объясн и, какое чувство вызывает у тебя поступок гер оя? Почему? Как ты считаешь, кто, по-твоему, добр ый?» Только поиск н ужн ых ответов н а вопр осы в пр оцессе общен ия фор мир ует у учащихся цен н остн ые ор иен тации и способн ость н р авствен н о ор иен тир оваться в ситуациях ин оязычн ого общен ия. Это все озн ачает, что техн ология фор мир ован ия н р авствен н ых цен н остей младших школьн иков должн а базир оваться н а системе методик. Система пр иемов обязательн о должн а быть связан а с воспр иятием детьми вер бальн ой и текстовой ин фор мации, а также с оцен кой получен н ой ин фор мации и н р авствен н ым выбор ом учащихся между «хор ошим» и «плохим» (Таблица 1).

Ср едства, техн ологии


Текст

Задан ия

Пр едтекстовые и текстовые

Послетекстовые

Учебн о-р ечевое действие






Учен ик

Воспр иятие, оцен ка, мор альн ый выбор  между «хор ошо» и «плохо»

Тр ан спон ир ован ие действий гер оя и мор альн ого выбор а н а себя


Коллективн ая оцен ка обсуждаемых цен н остей и поступков гер оев

Учитель

Показ своих чувств и эмоций чер ез ин тон ацию.

Пер едача своего отн ошен ия к гер ою, ситуации, поступку.

Коммен тир ован ие, р ассказ о своих действиях, поступках и своих зн акомых в дан н ых ситуации.

Таблица.1. Фор мир ован ие цен н остей у младших школьн иков н а осн ове ин оязычн ого чтен ия.

Ин фор мация в таблице показывает учебн ые и р ечевые действия как обучающихся, так и учителей. Эти учебн ые и р ечевые действия н еобходимы для «р аспр остр ан ен ия» текстовой ин фор мации, так как содер жан ие текста обеспечивает лишь вер бальн ую осн ову для фор мир ован ия н р авствен н ых цен н остей, создает условия для усвоен ия н р авствен н ых н ор м. Для того, чтобы учащийся смог «извлечь» из текста н р авствен н о окр ашен н ые действия, н еобходимы пр едтекстовые и текстовые задан ия. Пр едтекстовые и текстовые задан ия активизир уют их личн остн ые смыслы, любовь к своей р один е, осозн ан ие, ан ализ и пр исвоен ие этих н р авствен н ых цен н остей: уважен ие к стар шим, взаимопомощь, любовь к своей стр ан е, любовь к пр ир оде, др ужба. Главн ым обр азом, в таблице показан ы те н еобходимые задан ия, котор ые пр едполагают тр ан спон ир ован ие (пер ен ос) действий гер оя и мор альн ого выбор а н а себя (то есть н а учен ика). И также задан ия к тексту, котор ые стимулир уют коллективн ую оцен ку обсуждаемых цен н остей. Главн ым и р ешающим условием эффективн ости фор мир ован ия н р авствен н ых цен н остей у младших школьн иков довольн о часто является выбор  текстов. B совр емен н ой методической н ауке выделен ы н еизмен н ые пр ин ципы отбор а текстов для чтен ия: доступн ость (соответствие ур овн ю владен ия языком), соответствие возр асту и ин тер есам обучающихся, ин фор мативн ость текста, ясн ость изложен ия, связь с известн ым лексическим и гр амматическим матер иалом, умен ие использовать текст для обучен ия др угим видам общен ия. B то же вр емя учащиеся н ачальн ой школы должн ы подбир ать для чтен ия тексты, содер жащие един ую сюжетн ую лин ию с пр остым и последовательн ым изложен ием событий, где четко выделен ы введен ие, осн овн ая часть и заключен ие. Должн а быть пр озр ачн ая смысловая связь между смысловыми частями текста. Кр оме того, эффективн ость воспр иятия текстового матер иала будет зн ачительн о выше, если содер жан ие текста имеет личн остн ый смысл для учащегося и вызывает у н его эмоцион альн ый отклик. [3].

В обучен ии ин оязычн ому чтен ию младших школьн иков больше всего этим тр ебован иям отвечают сказки, обладающие огр омн ым н р авствен н ым потен циалом. Сказка является ун ивер сальн ым доступн ым ср едством для пер едачи общепр ин ятых н р авствен н ых н ор м и эталон ов поведен ия подр астающему поколен ию. Её главн ые гер ои стан овятся кумир ами, а поступки и фр азеологизмы остаются р уководством к действию [1].Пр и помощи сказочн ых пр оизведен ий можн о бор оться и с р азличн ыми детскими психологическими пр облемами. Такой метод р аботы с детьми, испытывающими те или ин ые затр удн ен ия, в психологии н азывается сказкотер апия. Есть мн ого автор ов, котор ые используют дан н ый метод в своей р аботе. К н им отн осятся Д. Бр етт, Д. Миллс, Р . Кр оули, Д. Соколов, Л.П. Стр елкова и др угие. Он и указывают, что пр имен ен ие сказкотер апии позволяет р ешать р яд пр облем (как сиюмин утн ых, так и глубоко личн остн ых), возн икающих у детей р азн ых возр астов. С помощью сказкотер апии, в частн ости, можн о р аботать с агр ессивн ыми, н еувер ен н ыми, застен чивыми детьми; с пр облемами стыда, вин ы, лжи, н епр ин ятием своих чувств и т. д. К тому же, сказкотер апия позволяет р ебен ку актуализир овать и осозн авать свои пр облемы, а также увидеть р азличн ые пути их р ешен ия [2].Н а осн ован ии выше изложен н ого мы видим, как зн ачительн о влиян ие волшебн ой сказки в фор мир ован ии н р авствен н о-цен н остн ых пр едставлен ий у младших школьн иков. Сказки используются как эффективн ое ср едство воздействия н а психику и созн ан ие р ебён ка. Воспр иятие сказок оказывает сильн ое воздействие н а пр оцесс фор мир ован ия н р авствен н ых качеств личн ости р ебен ка. В сказке закладываются осн овн ые социальн ые р оли и н р авствен н ые н ор мы. Во все вр емен а сказка способствовала р азвитию позитивн ых межличн остн ых отн ошен ий и н авыков поведен ия, фор мир ован ию н р авствен н о-цен н остн ых пр едставлен ий личн ости человека, котор ые опр еделяют вн утр ен н ий мир  мален ького р ебен ка, а также выстр аиван ие отн ошен ий с вн ешн им мир ом н а осн ове следован ия цен н остн о-н р авствен н ым н ор мам.

Вот н есколько пр имер ов упр ажн ен ий и задан ий к всемир н о известн ой ан глийской сказке «Золушка».

1. Пр едтекстовые учебн ые задан ия н а поиск мор альн о окр ашен н ой, н р авствен н о-н апр авлен н ой ин фор мации:

- Read and find words and sentences describing Сinderella's sisters. Аre such qualities ( envious, cruel, unkind) good or bad? Why? (Н айди в сказке пр едложен ия, описывающие качества сестер  Золушки (завистливая, жестокая, н едобр ая). Хор ошие или плохие качества человека? Почему?)

- Name Cinderella's qualities. Find sentences describing Сinderella. (Пер ечислите качества Золушки, к пр имер у, вежливая, милая, добр ая, тр удолюбивая. Поищите пр едложен ия, описывающие эти качества.)

2. Kоммун икативн о-позн авательн ые задан ия с н р авствен н ой н апр авлен н остью н а ср авн ен ие и оцен ку действий гер оя или гер оев:

- Who is good in this fairy-tale and who is bad? How do you think? Why? What actions say about it? (Kто в сказке положительн ый гер ой, и кто гер ой отр ицательн ый? Почему? Что говор ят сказочн ые пер сон ажи об этом?)

3. Задан ие н апр авлен о н а визуализацию и вер бализацию н р авствен н о-цен н остн ой ин фор мации чер ез сюжетн о-р олевую игр у:

- Role-play the dialogue between Stepmother and Cinderella. Stepmother doesn't like Cinderella and asks her to do a lot of work. Пр оигр ыван ие р олевой сцен ки:

- между Золушкой и ее мачехой. Вообр азить ситуацию, в котор ой мачеха пр ин уждает Золушку делать р азличн ую тяжелую р аботу по дому и всегда н едовольн а падчер ицей;

- ситуацию между р одн ыми сестр ами и падчер ицей Золушкой, когда он и н ар яжаются н а бал.

4. Н р авствен н о-ор иен тир ован н ое задан ие, котор ое пр едполагает пер еложен ие действий гер оя и мор альн ого выбор а н а обучающегося:

- What can we learn from this fairy-tale? Whom can we consider good? Hardworking? Polite? Are you always kind (hardworking, polite)? (Чему учит сказка? Какого гер оя сказки мы считаем добр ым? Какого тр удолюбивым? А кого отзывчивым? А всегда ли вы добр ы (или тр удолюбивы, или вежливы)?

- Which hero would you like to be? Why? (Н а кого из сказочн ых пер сон ажей вы хотели бы быть похожими? Как вы считаете, почему?).

Подытоживая, отметим, что имен н о усвоен ие младшими школьн иками общечеловеческих и н ацион альн ых цен н остей является осн овой для фор мир ован ия н р авствен н ых способн ости и качеств личн ости, котор ая позволяет им стать твор цами своей жизн и, помогает защитить свою душу от пагубн ых и дур н ых влиян ий, зн ать и пон имать «что хор ошо, а что плохо», в том числе и в ситуациях диалога и общен ия с пр едставителями своей и ин ых культур .



Список использованной литературы



1. Абр амова Г. С. Возр астн ая психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Издательский цен тр  «Академия». - 2014. - С. 704

2. Азимов, Э. Г., Щукин  А. Н . Совр емен н ый словар ь методических

тер мин ов и пон ятий (Теор ия и пр актика обучен ия языкам). - М.: Изд-во Р усский язык. Кур сы. - 2020. – 496 с.

3. Аксиология: частн ое и общее. Н аука и цен н ости. – Н овосибир ск. -

1987. – 110 с.