СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ  У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ  И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ

Содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура» Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное от­ражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей. Понятие «геометрическая фигура» является одним из исход­ных математических понятий, оно образовалось с помощью аб­страгирования от остальных свойств предметов, кроме формы. Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка также является геометрической фигурой).

Содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура»

Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное от­ражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.

Понятие «геометрическая фигура» является одним из исход­ных математических понятий, оно образовалось с помощью аб­страгирования от остальных свойств предметов, кроме формы. Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка также является геометрической фигурой).

Дошкольники знакомятся:   с плоскими геометрическими фигурами: точкой, различны­ми линиями (обычно в процессе изобразительной деятель­ности), квадратом, кругом, треугольником, прямоугольни­ком, овалом; обобщающими понятиями: четырехугольником, много­угольником; объемными телами: шаром, кубом, цилиндром, параллеле­пипедом, конусом, пирамидой, призмой (часто использу­ются предэталонные названия: «кирпичик», «крыша» и др.).

Дошкольники знакомятся:

  • с плоскими геометрическими фигурами: точкой, различны­ми линиями (обычно в процессе изобразительной деятель­ности), квадратом, кругом, треугольником, прямоугольни­ком, овалом;
  • обобщающими понятиями: четырехугольником, много­угольником;
  • объемными телами: шаром, кубом, цилиндром, параллеле­пипедом, конусом, пирамидой, призмой (часто использу­ются предэталонные названия: «кирпичик», «крыша» и др.).
Необходимо обучать детей:   правильным приемам обследования формы; развивать способность выявлять простейшие свойства фигур; учить выбирать по образцу и слову предметы и фигуры; группировать предметы и фигуры по признаку формы; определять форму окружающих предметов; видоизменять фигуры; создавать модели предметов из геометрических фигур.

Необходимо обучать детей:

  • правильным приемам обследования формы;
  • развивать способность выявлять простейшие свойства фигур;
  • учить выбирать по образцу и слову предметы и фигуры;
  • группировать предметы и фигуры по признаку формы;
  • определять форму окружающих предметов;
  • видоизменять фигуры;
  • создавать модели предметов из геометрических фигур.
Значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах Расширяются и углубляются знания об окружающей дейст­вительности. Развиваются умственные операции: анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла»); синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квад­рат»); абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур»); обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб — это четы­рехугольники»); классификация («Раздели фигуры на группы по форме»); и др. Расширяется и обогащается словарь. Развивается сенсорика и мелкая моторика. Способствует развитию изобразительной, трудовой, игро­вой, учебной деятельности. Подготавливает к успешному овладению в школе знания­ми: математики, геометрии, физики, черчения и др. Развивается логическое мышление, познавательный инте­рес, расширяется кругозор. И др.

Значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах

  • Расширяются и углубляются знания об окружающей дейст­вительности.
  • Развиваются умственные операции: анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла»);

синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квад­рат»);

абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур»);

обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб — это четы­рехугольники»);

классификация («Раздели фигуры на группы по форме»); и др.

Расширяется и обогащается словарь.

  • Развивается сенсорика и мелкая моторика.
  • Способствует развитию изобразительной, трудовой, игро­вой, учебной деятельности.
  • Подготавливает к успешному овладению в школе знания­ми: математики, геометрии, физики, черчения и др.
  • Развивается логическое мышление, познавательный инте­рес, расширяется кругозор.
  • И др.
Физиологические и психологические механизмы восприятия формы предметов   Развитие представлений о форме является одной из проблем сенсорного воспитания ребенка (А. М. Леушина). Познание формы предмета осуществляется на основе зрения, осязатель­но-двигательного восприятия, называния словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному воспри­ятию формы предметов.

Физиологические и психологические механизмы восприятия формы предметов

Развитие представлений о форме является одной из проблем сенсорного воспитания ребенка (А. М. Леушина). Познание формы предмета осуществляется на основе зрения, осязатель­но-двигательного восприятия, называния словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному воспри­ятию формы предметов.

Механизмы восприятия формы: Ранний возраст: хватание предметов и манипуляция с ними. Второй год жизни: обследование предмета (направленные действия). Третий-четвертый годы жизни: ощупывательные движения ладошкой, взгляд падает по центру предмета (для обследования формы используем осязательно-двигательный путь). Пятый-шестой годы жизни: ощупывают предмет обеими ру­ками. К семи годам: последовательно прослеживают кончиками пальцев весь контур фигуры, обследуют контур предмета глазами. Первичное познание формы предметов осуществляется в процессе действия с ним (узнавание бутылочки с молоком). В конце второго года жизни появляются зрительные реакции определения формы предмета, которые предшествуют практиче­ским действиям. Если малыши стремятся схватить предмет и поманипулировать им, то дети третьего года жизни, прежде чем действовать, подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметом. У них возникает интерес к форме предметов, что не­обходимо использовать в обучении и познакомить детей с этало­нами (геометрическими фигурами).

Механизмы восприятия формы:

Ранний возраст: хватание предметов и манипуляция с ними. Второй год жизни: обследование предмета (направленные действия).

Третий-четвертый годы жизни: ощупывательные движения ладошкой, взгляд падает по центру предмета (для обследования формы используем осязательно-двигательный путь).

Пятый-шестой годы жизни: ощупывают предмет обеими ру­ками.

К семи годам: последовательно прослеживают кончиками пальцев весь контур фигуры, обследуют контур предмета глазами.

Первичное познание формы предметов осуществляется в процессе действия с ним (узнавание бутылочки с молоком).

В конце второго года жизни появляются зрительные реакции определения формы предмета, которые предшествуют практиче­ским действиям.

Если малыши стремятся схватить предмет и поманипулировать им, то дети третьего года жизни, прежде чем действовать, подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметом. У них возникает интерес к форме предметов, что не­обходимо использовать в обучении и познакомить детей с этало­нами (геометрическими фигурами).

Этапы восприятия формы: I. (3—4 года ). Узнавание предметов по форме (выделение формы как существенного признака). II. (4—5 лет). Знакомство с эталонами (распознавание, на­зывание геометрических фигур и некоторых их свойств). III. (5—6 лет). Умение определять форму предметов и их час­тей, составлять из геометрических фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометриче­ских фигур. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия и использования как этало­нов в познании форм окружающих предметов; в смысле познания особенностей структуры фигур, их свойств, основных связей, отношений, закономерностей в их построении (т. е. собственно геометрического мате­риала).

Этапы восприятия формы:

I. (3—4 года ). Узнавание предметов по форме (выделение формы как существенного признака).

II. (4—5 лет). Знакомство с эталонами (распознавание, на­зывание геометрических фигур и некоторых их свойств).

III. (5—6 лет). Умение определять форму предметов и их час­тей, составлять из геометрических фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометриче­ских фигур.

Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах:

  • в плане сенсорного восприятия и использования как этало­нов в познании форм окружающих предметов;
  • в смысле познания особенностей структуры фигур, их свойств, основных связей, отношений, закономерностей в их построении (т. е. собственно геометрического мате­риала).
Этапы восприятия геометрических фигур: I. В начале дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки (называют их именами предметов: цилиндр — стаканом, столбиком, треугольник — крышей и т. п.). II. В процессе обучения дети перестраиваются и уже не ото­ждествляют, а сравнивают фигуры с предметами (цилиндр —- как стакан, шар похож на мячик и т. п.). III. Воспринимают геометрические фигуры как эталоны (пла­ток квадратный, пуговица круглая и т. д.). Задачей сенсорного развития является формирование у ре­бенка умения узнавать форму различных предметов и соотно­сить ее с эталоном. (Л. А. Венгер). В дальнейшем необходимо сосредотачивать внимание детей на осмыслении и анализе свойств геометрических фигур (Т. Игнатьева).

Этапы восприятия геометрических фигур:

I. В начале дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки (называют их именами предметов: цилиндр — стаканом, столбиком, треугольник — крышей и т. п.).

II. В процессе обучения дети перестраиваются и уже не ото­ждествляют, а сравнивают фигуры с предметами (цилиндр —- как стакан, шар похож на мячик и т. п.).

III. Воспринимают геометрические фигуры как эталоны (пла­ток квадратный, пуговица круглая и т. д.).

Задачей сенсорного развития является формирование у ре­бенка умения узнавать форму различных предметов и соотно­сить ее с эталоном. (Л. А. Венгер). В дальнейшем необходимо сосредотачивать внимание детей на осмыслении и анализе свойств геометрических фигур (Т. Игнатьева).

Этапы восприятия свойств геометрических фигур : I. Фигура воспринимается как целое. Ребенок не выделяет в ней отдельные элементы (углы, стороны), не замечает сходства и различия. II. Ребенок выделяет в фигуре ее элементы, устанавливает отношения между ними (у квадрата все стороны равны по длине). III. Ребенок в состоянии установить связи между свойствами и структурой фигуры (у большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького).

Этапы восприятия свойств геометрических фигур :

I. Фигура воспринимается как целое. Ребенок не выделяет в ней отдельные элементы (углы, стороны), не замечает сходства и различия.

II. Ребенок выделяет в фигуре ее элементы, устанавливает отношения между ними (у квадрата все стороны равны по длине).

III. Ребенок в состоянии установить связи между свойствами и структурой фигуры (у большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького).

Переход от одного уровня к другому протекает не самопроиз­вольно, а под влиянием целенаправленного обучения (А. М. Пышкало, А. А. Столяр). Отсутствие обучения тормозит развитие.

Особенности развития представлений о форме и геометрических фигурах у детей

Методические рекомендации по формированию представле­ний о форме и геометрических фигурах в ДОУ

Самостоятельно не могут выделить форму как пространственный признак предмета

По возможности раньше обучаем детей способам обследования формы предметов и называнию ее словом

Для полноты образа необходимо уча­стие нескольких анализаторов

При обследовании формы предметов и моделей гео­метрических фигур используем несколько анализа­торов: осязательный, двигательный, зрительный

Опредмечивают геометрические фигуры

Рассматриваем большое разнообразие предметов одной формы, различающихся другими признаками (цветом, размером и др.), выделяем их общее свой­ство (форму) и обозначаем ее словом, показывая модель геометрической фигуры

Младшие дошкольники легче воспри­нимают объемные формы

С младшими дошкольниками начинаем работу по оз­накомлению с кубом, шаром, цилиндром и др. еще в 1 младшей группе в процессе игр со строительным материалом и конструкторами. Затем знакомим с плоскими фигурами на крупных моделях

У старших дошкольников тяга к мел­ким предметам

По мере развития переходим к мелкому раздаточно­му материалу (моделям геометрических фигур пло­ских и объемных)

Легче воспринимают геометрические фигуры в сравнении

Изучаем геометрические фигуры в сравнении: «У квадрата есть углы и стороны, у круга нет углов и сторон»

Путают объемные и плоские формы (круг и шар, куб и квадрат и др.) После изучения объемных и плоских фигур прово­дим сравнение и аналогии (изображение объемных предметов и фигур на плоскости) Не могут обобщить малознакомые предметы по форме Знакомим с геометрическими фигурами, учим назы­вать и различать их независимо от цвета и размера, классифицировать по разным признакам (цвету, форме, размеру) модели геометрических фигур и предметы Свободно различают контрастные по форме фигуры (круг и квадрат), но затрудняются в тонком анализе (квад­рат, ромб, прямоугольник, четырех­угольник) Учим называть и показывать элементы фигур (углы, стороны), выделять существенные свойства фигур, проводя сравнения и обобщения

Путают объемные и плоские формы (круг и шар, куб и квадрат и др.)

После изучения объемных и плоских фигур прово­дим сравнение и аналогии (изображение объемных предметов и фигур на плоскости)

Не могут обобщить малознакомые предметы по форме

Знакомим с геометрическими фигурами, учим назы­вать и различать их независимо от цвета и размера, классифицировать по разным признакам (цвету, форме, размеру) модели геометрических фигур и предметы

Свободно различают контрастные по форме фигуры (круг и квадрат), но затрудняются в тонком анализе (квад­рат, ромб, прямоугольник, четырех­угольник)

Учим называть и показывать элементы фигур (углы, стороны), выделять существенные свойства фигур, проводя сравнения и обобщения

Задание для самостоятельной работы студентов Подобрать 5 дидактических игр на развитие сенсорики и проанализировать их воздействие на математическое развитие дошкольников. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРИКИ  ХОД ИГРЫ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Задание для самостоятельной работы студентов

Подобрать 5 дидактических игр на развитие сенсорики и проанализировать их воздействие на математическое развитие дошкольников.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРИКИ

ХОД ИГРЫ

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!