ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Вопросы, связанные с нарушением чтения у детей младшего школьного возраста, не теряют актуальность уже многие годы. По данным методистов начального обучения, у 30% младших школьников наблюдаются трудности в чтении и понимании текста. Это существенно осложняет работу учителей и снижает эффективность учебной деятельности. К нарушению формирования процессов и операций, необходимых для овладения чтением, приводит дефектное развитие речи детей.
К типичным нарушениям относят:
1. неспособность осуществить звуковой анализ слов,
2. искажение структуры слова или замена отдельных букв,
3. недостаточный темп чтения и уровень усвоения прочитанного,
4. частые возвраты к ранее прочитанному.
Работа по развитию звуко-слогового анализа слова становится основой для нормализации акта чтения у детей младшего школьного возраста. Отмечается, что дети, с трудом овладевающие звуко-слоговым анализом, обычно дефектно произносят отдельные звуки, недостаточно их различают, не улавливают акустической и артикуляционной разницы между ними. Что свидетельствует о наличии у них различных нарушений речи. Кроме этого, у таких детей наблюдается неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют письменные задания и задания, связанные с активной речевой деятельностью. Также, зачастую, у них нарушена мелкая моторика, ритм, дыхание.
Большие трудности у детей с нарушением речи, особенно первоклассников, вызывает выделение и дифференцирование звуков в слове. Для преодоления этой проблемы на начальном этапе можно использовать следующие упражнения:
выделить первый звук в слове,
выделить последний звук в слове,
определить положение звука (в начале, середине или конце слова).
Особое внимание следует уделить глухим согласным звукам (хорек, нос) и случаям, когда несколько согласных стоят рядом (стук, матрас).
Среди часто встречающихся ошибок, связанных с нарушением звукового анализа, выделяют пропуски отдельных букв и слогов или написание отсутствующих. Например, ребенок постоянно пропускает гласные (двочка-девочка, стрна-страна), согласные (стул- тул, рак- ра, смех- сме), слоги (начается-начинается, красивый-кравый), или наоборот, наращивает слово лишними (цеветок, сулучай, янваварь). В таких случаях помогают упражнения на разделение и восстановление слов, выделение определенных звуков в слове.
назвать или выписать только гласные,
сосчитать количество согласных,
вставить пропущенный звук, слог.
Кроме этого, некоторые учащиеся, имеющие нарушение речи, могут переставлять буквы в словах (мир-мри, раз-зар, полка-капол). В этом случае важно указать ребенку, что при такой перестановке изменяется смысл слова. Для этого можно использовать пары слов, анализируя не только звукобуквенный состав, но и смысловое значение (Мир-Рим, нос-сон и тд). Также полезными будут задания на "восстановление слова".
Пример: Переставить буквы так, чтоб получились названия овощей.
свекла- вселка кормовь- морковь тошкарка- картошка кул - лку
Перестановка, пропуск и добавление слогов в слове указывает также на неспособность ребенка членить слово на слоги. В таком случае ему предлагается прохлопать или простучать слово, чтобы каждый слог был выделен понятным ребенку образом. При этом следует считать слоги (хлопки). Также можно сделать акцент на правиле слогового деления: "Сколько в слове гласных, столько и слогов". Лучше всего использовать эти два метода в комплексе, что позволит быстрее отработать навык деления слова на слоги и учесть индивидуальные особенности всех детей, если занятие проходит в группе (классе).
В процессе работы над формированием навыков звуко-слогового анализа также вырабатывается способность к удержанию в памяти последовательности действий. Подобные упражнения облегчают усвоение фонематического, морфологического и грамматического анализа, способствуют образованию алгоритма речевых действий в процессе реализации принципов письма.
Также в ходе такой работы уделяется большое внимание развитию способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
Список литературы
1. Бугрименко, Е. А. Учимся читать и писать / Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман - М.: Знание, 1994. - 160 с.
2. Габдуллина Е. Ю. Анализ нарушений чтения и письма у учащихся 1-4-х классов специальных общеобразовательных (коррекционных) учреждений VIII вида // http://festival.1september.ru/articles/567139
3. Казинская Л. Ф. Формирование навыков звукового анализа и синтеза младших школьников с нарушением звукопроизношением // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.:Реноме, 2013. - с. 131-133.
4. Харченко Т. С. Формирование фонематического восприяти у детей с нарушением речи. / Т. С. Харченко - Новосибирск: ООО "АртЛайн", 2010. - 102 с.