ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ,
КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
Гугкаев А.Э., учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ № 2 г. Владикавказ
В настоящее время руководство образовательным учреждением образования приобретает особую значимость.
Совершенствование образовательной системы в регионах во многом предопределяется организацией управления как на уровнях Федеральном, региональном, так и на внутреннем уровне в масштабах учреждения. В связи с создавшимися экономическими условиями содержание решаемых образовательным учреждением задач усложнилось и приобрело выраженную социальную значимость, становясь всё более многофункциональными.
Комплексный подход к функции управления педагогическим коллективом позволит объединить, координировать и интегрировать все прочие функции в единое целое — функцию руководства коллективом.
На наш взгляд, важнейшими принципами руководства педагогическим коллективом являются:
грамотное распределение функциональных обязанностей как администрации, так и педагогических работников;
возложение персональной ответственности на каждого работника за его работу;
каждый работник должен знать, кому именно он подчинен и от кого получает указания.
Система управления учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении предполагает закрепление различных этапов управления за отдельными руководителями учебного заведения (заместителями директора и др.). Соответственно, все работники, относящиеся к руководителям, имеют разные функциональные обязанности в зависимости от занимаемой должности. В связи с этим директор не занят какой-либо одной функцией управления. Его главной задачей является процесс управления в целом: целеполагание, планирование, анализ и координация разных функций, их увязка и согласование; подбор заместителей и инженерно-педагогических работников; организация управляющей системы образовательным процессом в целом.
Под организацией мы рассматриваем деятельность администрации, педагогического коллектива, органов самоуправления, направленную на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.
Организаторская деятельность руководителя включает в себя следующее: рациональное распределение поручений между исполнителями, мотивировку и формирование убеждённости подчинённых в необходимости выполнения поручения, (поставленной задачи), обеспечение единства действий всех участников образовательного процесса, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности и оказание непосредственной помощи в процессе деятельности, контроль исполнения и анализ результатов деятельности.
Существует несколько видов организационных структур управления. В образовательных учреждениях Республики Северная Осетия – Алания (далее РСО-А) руководителями в основном используется линейно-функциональная структура, включающая в себя несколько уровней.
При реализации функции руководства на основе функций управления и входе их реализации руководителем решаются следующие задачи:
подбор, расстановка и оценка педагогических кадров;
анализ и регулирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе;
стимулирование продуктивной деятельности педагогов и их саморазвития.
Эффективное руководство коллективом предусматривает четкое, максимально детализированное разграничение служебных обязанностей между руководящими лицами. Общие показатели работы всего учебного заведения в значительной степени зависят от уровня организаторской деятельности всего руководящего состава.
Заместители директора по учебной работе, учебно-воспитательной работе и другие административные работники выступают как организаторы определенных видов работ. В их обязанности входит: составление общего плана работы; объединение педагогических работников и учащихся для ведения образовательного и воспитательного процессов; руководство, контроль и регулирование образовательного и воспитательного процессов.
Можно определить разделение труда между руководителями по следующим направлениям:
планирование учебно-воспитательного процесса;
организация и обеспечение учебно-воспитательного процесса;
контроль за учебно-воспитательным процессом;
организация методической работы в учреждении;
работа с педагогическими кадрами, повышение их квалификации;
профориентация и адаптация обучающихся;
индивидуальная работа с обучающимися и их родителями;
административно-хозяйственная деятельность;
внебюджетная и предпринимательская деятельность.
В современных условиях претерпела существенные изменения мотивация руководства педагогическим коллективом: преобладающее значение приобрели социально-экономические и социально-психологические методы управления; руководство теперь направлено на осуществление сотрудничества администрации, педагогического и ученического коллективов для достижения намеченных образовательных и воспитательных целей; получил развитие принцип коллегиальности в управлении образовательным учреждением.
Коллегиальность в управлении предполагает, что все участники образовательно-воспитательного процесса работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества, взаимопонимания и взаимозависимости.
Целью управления педагогическим и ученическим коллективами стало побуждение к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного ведения учебно-воспитательного процесса. Считается, что директор должен направлять усилия всего коллектива, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников, а не подавлять авторитарными методами.
Повышение эффективности руководства коллективом достигается за счет использования таких факторов, как:
рациональное планирование и эффективное использование учебных и других площадей;
продуктивная организация рабочих мест;
систематическая переподготовка и повышение квалификации работников;
обеспечение стабильности занятости;
разработка и реализация различных социально-экономических программ;
сохранение квалифицированных работников, стимулирование их желания постоянно повышать эффективность своей работы.
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития образования в РСО-А является работа с педагогическими кадрами. На наш взгляд, наиболее значимым является следующее: формализация методов и процедуры отбора кадров, разработка критериев их оценки, анализ потребностей в коллективе, прогнозирование карьерного роста молодых перспективных работников, обоснованность кадровых решений и их прозрачность.
Формирование коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности учебного и воспитательного процессов в образовательном учреждении. Повышение качества полученных общеобразовательных знаний учащимися напрямую зависит от квалификации педагогических работников, что определяет важность самоподготовки, повышения квалификации и непрерывного обучение персонала. Особенно возрастает актуальность подготовки управленческих кадров всех уровней.
Облик современного руководителя определяют представления об учебном и педагогическом труде и вытекающие из них системы мотивации и отношения коллектива к образовательной деятельности. Предъявляемые сегодня требования к уровню образования ведут к расширению и углублению функций управления учебным и воспитательным процессами. Основное значение приобретают стратегические вопросы руководства педагогическим коллективом, превращение его в целостную систему.