СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности школьной дезадаптации

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности школьной дезадаптации»

Проблема дезадаптации в современной теории и практике


О сложности и значимости процесса социальной дезадаптации в отечественной психологической и педагогической литературе написано достаточно много. Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский говорят об психологических изменениях младшего школьника, о его больших возможностях на данном возрастном этапе [16, c. 61].

Ю. А. Александровский считает, что школьная дезадаптация - это социо-психологические и психофизические нарушения ребенка, которые мешают ему приспособиться к новой среде обитания. Познание себя, окружающего мира, приобретение собственного опыта способствует формированию потенциала ребенка, как активного субъекта. Весь окружающий социум меняется. При благоприятных социально значимых условиях развития младший школьник способен успешно адаптироваться в школьной среде [2, c. 108].

По мнению Е.В. Шарапановской, определение понятия адаптации в таких науках, как педагогика и психология, означает формирование более соответствующих конфигураций действия в обстоятельствах изменяющихся условий микросоциального окружения. В соответствии с психологическим справочником по детскому и подростковому возрасту, психологическое приспособление состоит из когнитивного, эмоционального, мотивационного и поведенческого компонентов [20, c. 51].

А. В. Микляева считает, что психическая составная часть приспособления обусловливается энергичностью индивида и представляет собой целостность действий освоения законов окружения (адаптация себя) и переустройства, перемены окружения (адаптация для себя) [15, c. 88].

Венгер А.Л. анализирует общественное приспособление со стороны процедуры включения индивида в новейшую общественную обстановку, также непрерывной процедуры интенсивной адаптации индивидуума к требованиям общественной сферы, кроме того, как итог данного включения.

Соответствие данных частей, характеризующее вид действия, находится в зависимости с основными задачами и ценностными ориентациями личности и со способами их свершения в общественной сфере.

На одном уровне с определением адаптированности применяется противопоставляемое ему - дезадаптированность. Данное препятствие, несоответствие общепризнанным меркам, несоблюдение роли, в недостаточной степени либо полное нарушение приспособления [7].

Одним из феноменов психологии личности является адаптация. Она предполагает из себя систему самостоятельного раскрывания индивида, предоставляющего модификацию перемен среди окружения во внутренние требования формирования новейших методов взаимодействия с происходящим сейчас и с самим собой. Главная задача самостоятельного раскрытия индивида на первоначальном этапе приспособления состоит в закреплении своего единства.

По мнению Н.М. Иовчук, дезадаптация - какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Степень дезадаптации характеризуется уровнем дезорганизации функциональных систем организма [13, c. 69].

По отношению к личности применяются такие области дезадаптации, как психическая, психологическая, социальная. Объективно дезадаптация проявляется в определенных типах поведения, а субъективно-обширной палитрой психоэмоциональных сдвигов.

В настоящий период задачу школьной дезадаптации причисляют к одной из более значимых общественных трудностей нашего времени. Реакция школы на этот кризис до сих пор носит гиперкомпенсаторный характер в виде наращивания преподавательских стараний в точке противодействия, в качестве которой выступает ученик.

Множественные изучения неуспеваемости детей в школе в отсутствии свойств проявления умственно-познавательной недостаточности, нарушения школьной активности, не обладающие четкой клинической очерченностью, но зачастую представляющие период развития пограничных нервно-психических расстройств, стали фундаментом с целью отделения сравнительно независимого предмета междисциплинарных изучений, получившего наименование трудности школьной дезадаптации [2].

Дезадаптация в качестве процесса, проходит за пределами нарушения (между нормой и патологией) и связана с отвыканием индивида от одних обычных обстоятельств жизни и адаптацией к иным.

Учитывая многообразие условий, обеспечивающих школьную дезадаптацию, этот вопрос исследуется не только специалистами по психологии и педагогике, но и медицинскими работниками, в первую очередь неврологами и психиатрами [4].

Школьная дезадаптация детей предполагает непростое повторное общественно-индивидуальное проявление, а является результатом нарушения взаимодействия личности ученика и окружающей среды.

Чаще всего школьная дезадаптация рассматривается через три основных типа проявлений:

1) неудача в учении по программе, соответствующей возрасту ученика, включающая признаки хронической неуспеваемости, недостаточности и отрывочности общеобразовательной информации без системы знаний и учебных навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации);

2) регулярные изменения в виде нарушений в эмоционально - личностном отношении к определённым предметам, к процессу обучения в целом, учителям, а также к возможностям, сопряженным с учебной деятельностью (эмоционально-оценочный, личностный компонент);

3) нарушение поведения, регулярно повторяющееся в ходе процесса обучения и в школьной атмосфере (поведенческий компонент школьной дезадаптации).

В своей работе «Концепция учебной деятельности школьника» В. В. Давыдов и А. К. Маркова рассматривают «внутреннее звено» процесса учения не как совокупность психологических факторов, а как активность школьника-субъекта и считают, что нельзя объяснить школьную дезадаптацию в отрыве от того, как переживаются ребёнком психотравмирующие воздействия[10, c. 69].

Б. Филлипс в работе «Школьная тревожность» считает, что источник повышенной тревожности учащихся кроется в самой системе школьного обучения, которая содержит два стрессора: социальный и достижения.

Во многих источниках термином «школьная дезадаптация» фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения. Но единого мнения ученых, что считать нарушениями школьной адаптации, до сих пор нет [19, с. 25].

Итак, школьная дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами.

Школьная дезадаптация характеризуется преимущественно невозможностью обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, и нарушениями поведения, которые не согласуются с установленными Уставом школы правилами и дисциплинарными нормами.

Школьная дезадаптация, выраженная в педагогической запущенности, неврозах, различных эмоционально-поведенческих реакциях, может наблюдаться на всех ступенях школьного обучения, но еще раз стоит подчеркнуть, что один из самых важных периодов – это первый класс.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!