Школьная дезадаптация и невротическое поведение
у первоклассников
Назарова Е.Л, педагог-психолог
ГКОУ «ЦПМСС»
Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себя все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни. Но произойдет это только в том случае, если учитель увидит в каждом ребенке уникальную личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам.
Поступление в школу и особенно начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6 и с 7 лет. Наблюдения психологов, физиологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются с режимом работы и учебной программой.
Понятие «школьная дезадаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе.
В биологическом смысле, дезадаптация – это нарушение приспособляемости к условиям внешней среды. Так, А. А. Портнова, Е. Д. Худенко определяют дезадаптацию, как расстройство адаптации – состояние субъективного дистресса и эмоционального расстройства в период значительного изменения жизненного состояния. Ребенок, пришедший в школу, может начать вести себя чрезмерно эмоционально, драматически реагировать на незначительные внешние раздражители, проявляет вспышки агрессивности и специфические расстройства (энурез, сосание пальца и пр.). Симптомы школьной дезадаптации развиваются, как правило, в течение месяца после того, как ребенок начал обучаться в школе, а продолжительность симптоматики обычно не превышает 6 месяцев. При неуспешной адаптации возникают депрессивные реакции, нарушения сна и аппетита, раздражительность и вспышки гнева, повышенная тревожность и тяжелые переживания, снижение интереса к учебной деятельности, увлечениям, играм, отчужденность от окружающих, ограничение диапазона чувств, страхи, невротические расстройства и др.
В лексическом словаре педагогики, дезадаптация характеризует проблемы детей «группы риска» в системе школьного обучения. К дезадаптированным относятся дети с недостаточными способностями к обучению и неуспевающие. Тяжелая степень дезадаптации характеризуется задержанным темпом психического развития или умственной отсталостью.
По мнению В. Е. Кагана школьная дезадаптация – это «невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения «свое место», на котором он может быть принят таким, кокой он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенциальные возможности для самореализации и самоактуализации».
Н. Г. Лусканова и И. А. Коробейникова определяют школьную дезадаптацию, как причину неуспеваемости ребенка в школе. Они выделяют следующие факторы дезадаптации:
- соматическая ослабленность ребенка, нарушения его развития: близорукость, тугоухость, нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата и пр.;
- недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность, задержка психо-речевого и моторного развития, локальные поражения ЦНС;
- длительная и массивная психическая депривация, неблагополучная семейная атмосфера;
- нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, низкий уровень произвольного внимания и саморегуляции, мотивации, несформированность целенаправленного запоминания и логического мышления;
- нарушение формирования отдельных школьных навыков: дислексия (чтения), дисграфия (письма), дискалькулия (счета);
- двигательные нарушения: гиперактивность, двигательная расторможенность, импульсивность в поведении;
- эмоциональные расстройства: плаксивость и постоянно подавленное настроение, либо дурашливость, неадекватно завышенное настроение, эмоциональная лабильность;
- педагогические факторы: несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, психофизиологическим особенностям детей; несоответствие темпа учебной работы индивидуальным особенностям ребенка; преобладание отрицательной оценочной стимуляции; конфликтный характер взаимоотношений.
На первом году школьного обучения отмечаются основные пять типов школьной дезадаптации (Г. В. Скобко, А. О. Дробинская).
Особенности школьной дезадаптации первоклассников
Типы школьной дезадаптации | Их краткая характеристика |
Пассивный протест | Принимает форму отказа от самостоятельного выполнения заданий. Постоянно требуется помощь взрослого. |
Активный протест | Непослушание, отказ посещать школу. Пропуски без уважительной причины. Уходы из школы и дома, бродяжничество. |
«Соматизация» психических расстройств | «Уход в болезнь». Возникают различные простудные, аллергические заболевания. Ребенок отмечает и постоянно жалуется на различные боли: в области живота, сердца, головные боли и пр. |
Системные неврозы | Сопровождаются испугом, страхом. Функциональные системы головного мозга ребенка находятся в стадии формирования, поэтому они очень чувствительны к психической травме. Огромные нагрузки на нервную систему ребенка (программа обучения, взаимодействие с педагогами) вызывают различные невротические реакции. |
Обострение психического заболевания | Суицидальные попытки, саморазрушительные действия. Агрессия и неадекватность поведенческих и эмоциональных реакций, девиантное поведение, психопатии. |
Очень часто дезадаптацию детей младшего школьного возраста связывают с понятием «школьного невроза».
Невроз - это медицинский диагноз, расстройство, для которого характерно чрезмерное невротическое поведение, проявляющееся в психосоматических расстройствах (ночные страхи, сноговорение, страшные сновидения, энурез, энкопрез, заикание, навязчивые движения, кусание ногтей, выдергивание волос и пр.) и астенодепрессивной симптоматике (повышенная тревожность, ощущение беспокойства, сниженный фон настроения, плаксивость, ранимость, застревание на неприятных событиях, обидчивость, склонность легко расстраиваться и волноваться и т. д.).
В основе невротического поведения детей всегда лежат те или иные эмоции. Отрицательные эмоции могут причинить вред психическому здоровью ребенка, сформировать такие расстройства, как неусидчивость, раздражительность, тревожно-фобические нарушения, они ведут к нарушениям в развитии личностных особенностей и разрушению учебной деятельности.
Наиболее встречаемые неврозы у первоклассников
Чаще всего у детей первого года обучения встречаются три вида неврозов: неврастения, истерический невроз, невроз страха (В. Н. Мясищев).
Неврастения – повышенная психическая утомляемость, плохая концентрация внимания, «раздражительная слабость», невыносливость длительных интеллектуальных нагрузок.
Конфликт в данном случае возникает между возможностями и потребностями ребенка (часто эти потребности навязаны родителями: быть первым, учиться только отлично и пр.). Когда потребности не соответствуют возможностям ребенка, и он не в состоянии, несмотря на сильное желание, утвердить себя в каких-то важных для него областях возникает «конфликт самоутверждения».
Истерический невроз – расстройства настроения, капризность, привлечение внимания окружающих к своему болезненному состоянию, постоянное стремление быть в центре внимания в любой ситуации. У детей с таким типом конфликта снижена критичность по отношению к своим поступкам. Следствием их эгоцентризма являются частые и обостренные переживания неудач в общении, что в свою очередь приводит к неуверенности. В результате у ребенка формируются такие черты, как лживость, театральность и демонстративность.
Невроз страха – высокий уровень тревожности и неуверенности в себе, болезненные переживания, боязливость и навязчивость. Конфликт здесь возникает между потребностью в защите и необходимостью быть самостоятельным. Страхи вызывают достаточно длительные по времени и стойкие переживания, с которыми очень сложно справиться собственными усилиями.
Все неврозы и невротические состояния требуют внимательного отношения и лечения со стороны детского невролога или психиатра.
Чтобы определить наличие того или иного невротического состояния у ребенка важно учитывать следующие особенности:
1. Невротическое заболевание ребенка всегда оказывает негативное действие на другие сферы (личностно-мотивационную, познавательную, эмоциональную, поведенческую), в результате чего те деградируют либо замедляют свое развитие.
2. Невроз проявляется в поведении, то есть его можно опознать при наблюдении.
3. Стойкость и длительность проявления невроза во временном интервале и в различных видах деятельности (игре, обучении, взаимодействии с окружающими и пр.).
Диагностика и психокоррекция невротических состояний ребенка и «школьной дезадаптации»
Если в поведении и обучении ребенка отмечаются те или иные невротические состояния, педагог может самостоятельно провести целенаправленную диагностику и на ее результатах строить свою коррекционную работу с ним.
Диагностический инструментарий должен быть достаточно надежным, валидным и адаптированным, поэтому в подборе тех или иных методик, может помочь школьный психолог, социальный педагог, врач – психиатр.
Для проведения диагностики обязательно должно быть разрешение родителей, или лиц их заменяющих и согласие самого ребенка. Запрещается проведение диагностики путем принудительных мер, настоятельности и категоричности педагога. Вся диагностика должна основываться на принципе добровольности.
Результаты проведенного обследования могут быть представлены психологу, или врачу во время их консультативной работы с данной семьей.
Рекомендуемый пакет диагностического инструментария
1. Рисунок несуществующего животного
2. Рисунок «Моя семья»
3. Рисунок «Автопортрет»
4. «Шкала школьной тревожности» (Рогов, 1996), «Шкала социально-ситуативной тревожности» (О. Кондаш), проективная методика диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан, опросник школьной тревожности Филипса
5. Рисунок «Я в классе»
6. Цветовой тест Люшера
7. Методика «Незаконченные предложения»
8.«Шкала социально-психологического климата класса», «Социометрическая методика» (Микляева, 2007)
9. Карта наблюдений Д. Стотта
10. Анкета оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н. Г. Лускановой
11. Анкета «Отношение к предметам» Л. Балабкиной (2000)
Неврозы и проявления школьной дезадаптации первоклассников требуют психологических методов воздействия для их ликвидации. Два единых метода - психотерапия и психокоррекция, взаимосвязанные между собой помогают воздействовать в целях сохранения неврологического здоровья ребенка.
Психотерапия как метод лечебного воздействия применяется к детям, заболевшим неврозом. Методы психотерапии - групповые, индивидуальные, семейная терапия - наряду с медикаментозными процедурами помогают более эффективно бороться с картиной невроза.
Когда речь идет о детях «еще не больных, но уже нездоровых», с признаками школьной дезадаптации и различными формами невротического реагирования и дезадаптивного поведения, на первый план выступают методы и приемы психокоррекции. Поэтому таким детям и их родителям может и должна быть оказана квалифицированная психопрофилактическая помощь.
Таким образом, психотерапия и психокоррекция детских неврозов - это два взаимодополняющих друг друга метода психологического воздействия, каждый из которых имеет свои зоны приложения. Психотерапия - метод лечения, а психологическая коррекция - метод профилактики.
Основным содержанием психокоррекционного воздействия становится создание концентрированного, эмоционально-насыщенного опыта новых социальных взаимоотношений дезадаптированного ребенка с окружающими людьми. Данное направление развивающей и коррекционной работы с ребенком проводится в несколько этапов (О. В. Хухлаева, 2001).
1. Осознание позиции ученика, школьных трудностей, способов их преодоления.
Задача данного этапа – формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей – установки преодоления, обучение поиску собственных внутренних ресурсов личности.
2. Осознание своего места в социуме: взаимоотношения со сверстниками, учителем, родителями.
Задача второго этапа работы – формирование умения выделять личностные качества партнеров по общению, реализация своих способностей.
3. Осознание причин и последствий своего поведения и поведения других людей, овладение «эмоциональной грамотностью».
Задача третьего этапа – обучение пониманию взаимосвязи между поступками и опытом жизни, умению осознавать последствия поступков, распознаванию эмоциональных состояний.
Методические средства психокоррекционной работы с проблемой «школьной дезадаптации»
Название игры, упражнения | Основная цель | Краткое описание упражнения |
«Мальчик – девочка наоборот» | - формирование произвольного поведения; - преодоление двигательной расторможенности; - коррекция эмоционально – волевой сферы. | Дети встают в круг, выбирается водящий - «мальчик (девочка) наоборот». Взрослый показывает какое-либо движение, задача детей присоединиться и выполнять движение вместе с ним. Задача водящего – все делать наоборот, не так как все. |
«Сова» | - развитие произвольности и внимания; - формирование самостоятельности, уверенного поведения; - развитие наблюдательности; - выход эмоционального напряжения. | Выбирается сова, которая садится на стул и «спит». По команде ведущего: «День!» - дети свободно передвигаются. По команде ведущего: «Ночь!» - дети должны «замереть», а сова просыпается и ловит их. Тот, кто из играющих пошевельнется или рассмеется, становится «совой». |
«Турнир» | - развитие произвольного поведения; - преодоление гнева и агрессии; - формирование уверенности в себе; - снятие психоэмоционального напряжения. | Данная игра – это игра «борьба». Заранее ведущий должен проговорить правила игры, очень важно учитывать правило безопасности. В игре можно выбрать различные варианты, например: - «Бой петухов» на одной ноге - «Толкалки» не переступая условной черты - «Подушечный бой» - «Столкни друг друга с места», используя только руки |
«Кораблик» | - повышение самооценки, развитие уверенности; - коррекция психоэмоционального состояния; - снятие напряжения. | Двое взрослых раскачивают за углы одеяло, это - кораблик. В кораблике лежит ребенок. При словах «Тихая, спокойная погода, светит солнышко», все дети изображают хорошую погоду. При словах «Буря!» они начинают создавать шум, кораблик начинает качаться сильнее. Ребенок, находящийся в «кораблике», должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури! Я самый сильный матрос!». |
«Паровозик» | -создание положительного эмоционального фона, - повышение уверенности в себе; - коррекция страхов; - сплочение группы; - формирование самостоятельности и ответственности. | Дети цепляются друг за друга, паровозик - 1-й участник, остальные вагончики. Каждый должен почувствовать поддержку друг друга. «Паровозик» преодолевает в ходе игры разные препятствия: перепрыгивает через ручей, проезжает по дремучему лесу, пробирается через горы, мимо страшного зверя, летает в космосе. Задача «вагончиков» не отцепиться друг от друга. Препятствиями могут служить различные предметы мебели, игрушки и пр. Главное соблюдать правило безопасности. |
«Щит и меч» | - выход эмоционального напряжения; - коррекция агрессии. | Взрослый держит воображаемый щит – это может быть подушка, кусок фанеры и пр., дети бьют по щиту кулаками, либо воображаемыми мечами: указкой, карандашом, любой палочкой. |
«Предмет» | - развитие умения понимать друг друга без слов; - формирование эмпатии; - развитие уверенности и творческого самовыражения. | Каждому ребенку нужно превратиться в какой-либо предмет, используя средства паралингвистики. Задача остальных, угадать, что это за предмет. |
«Животные» | - формирование уверенности, повышение самооценки; - развитие творческого самовыражения; - коррекция психоэмоционального состояния. | Детям нужно изобразить с помощью движений, жестов и мимики различных животных, например: А) хитрая лиса, трусливый заяц, страшный тигр, сильный медведь и так далее и наоборот Б) добрая лиса, храбрый заяц, трусливый тигр и слабый медведь. |
«Школа для животных» | - снятие страха перед школой, ускорение адаптации к школе; - формирование уверенности. | Из общего числа детей отбираются те дети, которые боятся школы. Каждый ребенок по желанию выбирает для себя роль какого-либо животного (трясущегося от страха зайца, агрессивного тигра). «Животные» рассаживаются за парты, входит учитель и начинает урок. «Животные» ведут себя в соответствии со своей ролью. |
Сюжетно – ролевые игры: ролевая гимнастика, психодрама, ролевые ситуации | - формирование уверенности; - развитие конструктивного общения и поведения в трудных ситуациях; - выход напряжения и внутренних конфликтов. | Разыгрывание любых ситуаций, сказок с преодолением трудностей, поиск положительного начала в персонаже. |
Игры-драматизации: «Какой Я», «Наша группа», «Моя мама», «Мой папа». | - выход напряжения; - преодоление конфликтных установок; - коррекция поведения; - развитие сотрудничества, сопереживания и эмпатии. | Важно разыгрывать трудные ситуации, с которыми сталкивались дети в жизни (в кругу сверстников, в своей семье, на улице). Все ситуации анализируются. |
Игры в мяч: «Передай предмет», «Передай чувство», «Я люблю», «Я умею», «Я не боюсь» и пр. | - формирование сотрудничества; - развитие понимания друг друга; - осознание своей личности; - преодоление неуверенности; - эмоциональная регуляция. | Дети встают в круг и передают друг другу мяч со словами: «Я люблю…», «Я умею…», «Я не боюсь…» и т. д. |
Игры с правилами: «Съедобное - несъедобное», «Летает - не летает» | - формирование произвольности и самоконтроля; - преодоление импульсивности и двигательной расторможенности; - формирование положительного эмоционального фона, уверенности. | Дети встают в круг и передают в произвольном порядке мяч друг другу, в соответствие с инструкцией взрослого. Допущенные ошибки исправляются путем, «шуточного» наказания, например: сколько ошибок, столько раз нужно: подпрыгнуть, присесть, крикнуть ку-ка-ре-ку и пр. |
Сочинение и разыгрывание историй и сказок | - осознание и отреагирование конфликтных переживаний; - развитие творчества и уверенности. | Сочинить (реальную, фантастическую) историю и разыграть ее. После проигрывания обсудить. |
Арт – терапевтические приемы (рисование, лепка, выполнение конструкций из бумаги, ткани, проволоки и т. д.) | - коррекция поведения; - отреагирование негативных эмоций; - нормализация психического состояния и самочувствия; - развитие взаимопонимания, сотрудничества и эмпатии. | Тематика рисунков может быть любой: «Я в школе», «Я на улице», «Я и мои друзья». Можно использовать рисование своих чувств, переживаний, совместное рисование, рисование после прослушивания того или иного музыкального произведения и т. д. Лепка своих страхов. Моделирование и проигрывание различных конфликтных ситуаций (семейных, школьных) и пр. |
Дыхательная гимнастика | - снятие напряжения, усталости, невротических реакций. | Взрослый может использовать любые дыхательные упражнения и техники, направленные на осознание и применение правильного дыхания. Начинать целесообразно с самых простых упражнений. |
Расслабляющие упражнения: «Шалтай – болтай», «Сосулька», «Скала». «Кораблик», «Кулачки» и пр. (М. И. Чистякова, 1995) | - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения; - развитие самоконтроля; - осознание процесса расслабления по контрасту с напряжением. | Данные упражнения можно использовать в конце урока, мероприятия, занятия и т. д. |
Релаксация | - полное расслабление, снятие невротизации. | Для проведения релаксации потребуется: музыкальное сопровождение, специальное световое оборудование. Целесообразно проведение релаксационных упражнений в комнате психологической разгрузки. |
Аутогенные тренировки (Рогов Е. И., 1995) | - гармонизация внутреннего психического состояния; - повышение уверенности в себе; - успокоение и расслабление. | Взрослый может использовать различные тексты аутогенной тренировки, направленные на снятие психического напряжения и внушение ощущения собственной значимости. Как правило, аутогенная тренировка проводится в спокойной, удобной позе полулежа, при этом глаза должны быть закрыты, ребенок повторяет фразы текста, произносимого ведущим, про себя. |
Основной целью проведения развивающей и психокоррекционной работы должно стать создание у ребенка представлений о школе как месте, где он будет принят весь целиком – со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни. Содержательно коррекционный процесс, направленный на терапию невротического расстройства и школьной дезадаптации, представляет собой создание у ребенка нового, позитивного опыта социальных отношений.
Итак, попробуем подвести некоторый итог: проявления школьной дезадаптации могут быть очень разнообразны. Здесь и плохие привычки, и невротические реакции, и нарушения поведения и неустойчивость эмоционально-волевой сферы ребенка. Все эти проявления встречаются не изолированно, а в различных сочетаниях. Естественно, это может стать причиной плохой успеваемости ребенка в школе.
Поэтому, с целью профилактики проблем школьной дезадаптации необходимо соблюдать следующие рекомендации:
1. Искреннее и доброжелательное отношение к ребенку, мягкость и чуткость в процессе общения.
2. Определение причин невротизации, «плохого» поведения и самочувствия ребенка.
3. Обеспечение доверительных отношений, проявление интереса к внутренней жизни ребенка, анализ его переживаний, тревог и страхов.
4. Исключение из общения высказываний, которые подразумевают негативную оценку личности ребенка.
5. Избегание отрицательного сравнения ребенка со сверстниками.
6. Необходимость высказываний для ребенка о том, что он любим таким, какой он есть – со всеми достоинствами и недостатками.
Список литературы
1. Артюхова И. Н. Профилактика дезадаптации первоклассников: Психологические технологии. – М.: Чистые пруды, 2008.
2.Громбах С. М. «Школа и психическое здоровье учащихся». – М.: Медицина, 1988.
3. Захаров А. И. «Психотерапия неврозов у детей и подростков». – М.: Медицина, 1982.
4. Кащенко В. П. «Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков» - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.
5. Микляева А. В., Румянцева П. В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь. 2007.
6. Немов Р.С. «Психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений». В 3 книгах – М.: Владос, 1995.
7. Портнова А. А., Худенко Е. Д., Кальянов И. В. Программа диагностики «Психические расстройства в связи с семейной депривацией». М.: «Коррекционные технологии», 2008.
7. Психологические тесты /Под ред. А. А. Карелина: в 2-х томах – М.: Владос, 1999.
8. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании» - М.: Владос, 1995.
9. Рудестам М. «Групповая психотерапия. Психокоррекционные игры: теория и практика». – М.: Прогресс, 1993.
10. Рычкова Н. А. «Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика». - М.: Гном, 2000.
11. Савина Е. А., Максименко О. В. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов. – М.: ВЛАДОС, 2008.
12. Спиваковская А. С. «Профилактика детских неврозов». – М.: МГУ, 1998.
13. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать, в 4-х частях». - М.: Генезис, 1999.
14. Фурманов И. А. «Психология депривированного ребенка». – М.: ВЛАДОС, 2004.
15. Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки». - М.: Генезис, 2003.
16. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здооровья у младших школьников. – М.: Генезис, 2001.
17. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. – М.: Генезис, 2003.
18. Чистякова М. И. «Психогимнастика». - М.: «Просвящение», 1995.
9