СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности смыслового чтения и работы с текстом школьников с тяжелыми нарушениями речи

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована при проведении семинаров, педсоветов.

Просмотр содержимого документа
«Особенности смыслового чтения и работы с текстом школьников с тяжелыми нарушениями речи»

Смысловое чтение   Особенности смыслового чтения и умения работать с текстом у школьников с тяжелыми нарушениями речи
  • Смысловое чтение Особенности смыслового чтения и умения работать с текстом у школьников с тяжелыми нарушениями речи
Смысловое чтение-это чтение, которое подразумевает вникание в смысл текста, извлечение главных мыслей и максимально рациональное и эффективное использование информации.

Смысловое чтение-это чтение, которое подразумевает вникание в смысл текста, извлечение главных мыслей и максимально рациональное и эффективное использование информации.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К КНИГЕ И ПОТРЕБНОСТЬ В СИСТЕМАТИЧЕСКОМ ЧТЕНИИ; РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ; ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ, ТАК КАК ОН ЯВЛЯЕТСЯ ТОЙ ОСНОВОЙ, НА КОТОРОЙ РАЗВИВАЮТСЯ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНО – РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ; ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НРАВСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ; ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ.  ЦЕЛЬ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ МАКСИМАЛЬНО ТОЧНО И ПОЛНО ПОНЯТЬ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА, УЛОВИТЬ ВСЕ ДЕТАЛИ И ПРАКТИЧЕСКИ ОСМЫСЛИТЬ ИНФОРМАЦИЮ. 
  • ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
  • ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К КНИГЕ И ПОТРЕБНОСТЬ В СИСТЕМАТИЧЕСКОМ ЧТЕНИИ;
  • РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ;
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ, ТАК КАК ОН ЯВЛЯЕТСЯ ТОЙ ОСНОВОЙ, НА КОТОРОЙ РАЗВИВАЮТСЯ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНО – РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ;
  • ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НРАВСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ;
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ.

  • ЦЕЛЬ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ МАКСИМАЛЬНО ТОЧНО И ПОЛНО ПОНЯТЬ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА, УЛОВИТЬ ВСЕ ДЕТАЛИ И ПРАКТИЧЕСКИ ОСМЫСЛИТЬ ИНФОРМАЦИЮ. 
 В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ТНР ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЮ У НИХ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИВОДИТ К ФОРМАЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ УЧАЩИМИСЯ С ТНР УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. ДЕТИ ЧАСТО БЫВАЮТ НЕ СОСТОЯНИИ ОСМЫСЛИТЬ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ В УЧЕБНЫХ ПОСОБИЯХ.

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ТНР ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЮ У НИХ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИВОДИТ К ФОРМАЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ УЧАЩИМИСЯ С ТНР УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. ДЕТИ ЧАСТО БЫВАЮТ НЕ СОСТОЯНИИ ОСМЫСЛИТЬ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ В УЧЕБНЫХ ПОСОБИЯХ.

ПРИЕМЫ АДАПТАЦИИ ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ТНР  перефразирование, упрощение отдельных участков текста;  дифференцированное изучение материала; • составление опорных конспектов;  уменьшение объёма учебного материала;  обеспечение возможностей практического применения формируемых знаний и умений.  

ПРИЕМЫ АДАПТАЦИИ ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ТНР

  • перефразирование, упрощение отдельных участков текста;
  • дифференцированное изучение материала;
  • • составление опорных конспектов;
  • уменьшение объёма учебного материала;
  • обеспечение возможностей практического применения формируемых знаний и умений.

 

У ДЕТЕЙ С ТНР НЕДОСТАТОЧНО СФОРМИРОВАН БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРОЦЕССЫ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА В НОРМЕ.   ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ С ТНР :  НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ;  НАРУШЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ;  НЕДОРАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ;  НАРУШЕНИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ.  ПОЭТОМУ ДЛЯ УЧЕНИКОВ ХАРАКТЕРНО МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАУЧИВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ; ФРАГМЕНТАРНОЕ УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА, КОГДА УЧЕНИК НЕ МОЖЕТ ОТДЕЛИТЬ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ОТ НЕСУЩЕСТВЕННЫХ; СМЕШЕНИЕ ПОНЯТИЙ, ИХ УПОДОБЛЕНИЕ; НЕУМЕНИЕ ПРИМЕНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ (ИЛИ НА ПРАКТИКЕ).

У ДЕТЕЙ С ТНР НЕДОСТАТОЧНО СФОРМИРОВАН БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРОЦЕССЫ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА В НОРМЕ.

 

ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ С ТНР :

  • НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ;
  • НАРУШЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ;
  • НЕДОРАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ;
  • НАРУШЕНИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ.

ПОЭТОМУ ДЛЯ УЧЕНИКОВ ХАРАКТЕРНО

  • МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАУЧИВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ;
  • ФРАГМЕНТАРНОЕ УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА, КОГДА УЧЕНИК НЕ МОЖЕТ ОТДЕЛИТЬ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ОТ НЕСУЩЕСТВЕННЫХ;
  • СМЕШЕНИЕ ПОНЯТИЙ, ИХ УПОДОБЛЕНИЕ;
  • НЕУМЕНИЕ ПРИМЕНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ (ИЛИ НА ПРАКТИКЕ).
При обучении детей с ТНР навыкам смыслового чтения учителям необходимо помнить о - планомерности и систематичности занятий по развитию речи; создании на уроках атмосферы свободного общения, творческого  отношения к слову; осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся; соблюдении преемственности в  работе по формированию связной речи на уроках и во внеурочное время.

При обучении детей с ТНР навыкам смыслового чтения учителям необходимо помнить о

- планомерности и систематичности занятий по развитию речи;

  • создании на уроках атмосферы свободного общения, творческого
  • отношения к слову;
  • осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к
  • учащимся;
  • соблюдении преемственности в

работе по формированию связной

речи на уроках и во внеурочное

время.

 Необходимо проводить работу по - осмысливанию слова; - обогащению словаря учащихся; - умению видеть связь окружающей действительностью; - обучению четкому и правильному проговариванию слов; - развитию самостоятельной речи.  

Необходимо проводить работу по

- осмысливанию слова;

- обогащению словаря учащихся;

- умению видеть связь окружающей действительностью;

- обучению четкому и правильному проговариванию слов;

- развитию самостоятельной речи.

 

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ: Вопросы к тексту. Составление так называемых «толстых» и «тонких» вопросов. Задания (кроссворды, ребусы). Воспроизведение текста. Пометки. Остановки или изучение по частям. Конспектирование.

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ:

  • Вопросы к тексту.
  • Составление так называемых «толстых» и «тонких» вопросов.
  • Задания (кроссворды, ребусы).
  • Воспроизведение текста.
  • Пометки.
  • Остановки или изучение
  • по частям.
  • Конспектирование.
Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы. Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока . «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.   «Толстые» вопросы Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? «Тонкие» вопросы Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы.

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока .

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа;

«толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

«Толстые» вопросы

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?

«Тонкие» вопросы

Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Приём «Инсерт»  – это маркировка текста по мере его чтения. В переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений: «!» - помечается то, что уже известно, «-» - помечается то, с чем не согласен учащийся, «+» - помечается то, что является для учащегося интересным, «?» - то, что неясно или возникло желание узнать больше. Читая второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаются результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаем на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое .

Приём «Инсерт»  – это маркировка текста по мере его чтения. В переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений: «!» - помечается то, что уже известно,

«-» - помечается то, с чем не согласен учащийся, «+» - помечается то, что является для учащегося интересным, «?» - то, что неясно или возникло желание узнать больше.

Читая второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаются результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаем на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое .

Приём «Синквейн». Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности. Структура синквейна: Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов  (описание). Существительное (перефразировка темы).

Приём «Синквейн».

Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности.

Структура синквейна:

Существительное (тема).

Два прилагательных (описание).

Три глагола (действие).

Фраза из четырех слов  (описание).

Существительное (перефразировка темы).

ЛЮБУЮ РАБОТУ С ТЕКСТОМ НЕОБХОДИМО СТРОИТЬ ТАК, ЧТОБЫ ОНА ЗАСТАВЛЯЛА ДЕТЕЙ ДУМАТЬ, МЫСЛИТЬ. ТАКАЯ РАБОТА СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ ИХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ  

ЛЮБУЮ РАБОТУ С ТЕКСТОМ НЕОБХОДИМО СТРОИТЬ ТАК, ЧТОБЫ ОНА ЗАСТАВЛЯЛА ДЕТЕЙ ДУМАТЬ, МЫСЛИТЬ. ТАКАЯ РАБОТА СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ ИХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ