СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности социализации детей с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание проблем приобщения   к жизни в обществе детей- инвалидов с лёгкой степенью умственной отсталости.Трудности  обучения учащихся с ОВЗ( из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Особенности социализации детей с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями»

Тема. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) надомного обучения с интеллектуальными нарушениями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)с сохранным интеллектом , с интеллектуальными нарушениями.

Я-учитель-дефектолог. Специализация Дефектология. Образование обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Работаю по адаптированной основной общеобразовательной программе образования. (ВАРИАНТ 6.3) , которую я разработала на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Основная цель работы– социальная реабилитация и адаптация ребёнка-инвалида,с интеллектуальным нарушением в современном обществе.

Особый остроактуальный характер приобретает проблема социальной адаптации, подготовка к самостоятельной жизни умственно отсталых детей. Процесс воспитания и включения таких лиц в социальные контакты и связи имеет особую специфику.

Образовательные (коррекционные) программы VIII вида ставят своей главной задачей социальную адаптацию учащихся через коррекцию недостатков психического развития и всемерное включение в трудовую деятельность.

По мнению Л.С. Выготского, важнейшим фактором развития ребенка, является общение. Подчеркивая в своих работах мысль о единстве закономерностей нормального и аномального развития, он говорит об особенностях построения взаимоотношений с окружающими у этих детей. По мысли ученого, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в его общении с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, для личностного развития, нарушает «нормальное врастание ребенка в культуру». (Л.С. Выготский, 1983).

Проблемы социальной адаптации умственно отсталых детей.

Воспитание – ведущее и определяющее начало социализации.

В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. Позитивная социализация обеспечивает успешную интеграцию индивида в общество, активное приспособление (адаптацию) его к условиям социальной среды. Усвоение социальных норм и правил невозможно вне сферы быта. «Быт – уклад повседневной жизни, внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуры общения, отдыха. Социально-бытовая ориентировка умственно отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием. Дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.

Обучение общеобразовательным предметам дает школьникам определенный объем знаний и умений, необходимых им в жизни, способствует расширению общего кругозора, формирует культурные потребности, например, желание читать, слушать музыку, смотреть кинофильмы, способствует воспитанию морально-этиче­ских норм поведения. Каждый учебный предмет имеет свои связи с курсом по социально-бытовой ориентировке. Большую роль в этом плане могут играть уроки математики, в практику проведения кото­рых возможно и необходимо широко включать задачи, построенные по принципу простого экономического или хозяйственного расчета, примеры, требующие операций с величинами, единицами измерения и другие задания, подобранные с учетом содержания программы.

Учитель помогает освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой. Специальная программа по окружающему миру «Одежда и обувь» формирует у обучающихся привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях и мастерских.

Раздел «Охрана здоровья» прививает воспитанникам привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний.

В разделе «Питание» - один из важнейших разделов, который решает очень важные задачи: расширение представлений учащихся о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, ее целебных свойствах, необходимости пищи для роста и развития детского организма, культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда и эстетически оформить их, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов.

Одновременно решаются задачи: воспитания личностных качеств (трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость), элементов трудовой культуры (организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии др.), строгого соблюдения правил безопасности работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости, а также внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Цельуроков чтения - коррекция и развитие речемыслительных способностей детей, формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению учащихся с нарушениями интеллекта.

Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Особенности речевого развития

Причины речевых нарушений у умственно отсталых детей: зависимость речевого недоразвития от степени умственной отсталости, неправильная артикуляция вследствие несогласованности и неточности речедвигательных ощущений и восприятия, позднее развитие фонематического слуха вследствие недифференцированности слухового восприятия, инактивность познавательной деятельности, снижение интереса к окружающему, ограниченность социальных контактов.

Направленность на речевое общение с окружающими у умственно отсталых снижена. Чем в большей мере выражено у ребенка недоразвитие речи, тем существеннее оказываются у него отклонения в различных видах познавательной деятельности.

Особенности фонетической и интонационно-выразительной стороны речи: выраженные нарушения произношения вследствие недостатков работы артикуляционного аппарата, нарушения фонематического слуха, проявляющиеся в неточной слуховой дифференцировки близких по звучанию фонем, затруднения в проведении звукобуквенного анализа слов, невнимательность к произносительной стороне речи как причина инертности психической деятельности, нарушения логического ударения, слабое интонирование фразы, монотонность речи, большое количество ненужных пауз, нарушения темпа речи – замедленность, ускорение, сочетание заикания с другими речевыми недостатками.

Особенности лексической стороны речи: расхождение между пассивным и активным словарем, бедность активного словаря, небольшое количество слов обобщающего значения, неупотребление слов абстрактного значения, наличие слов – «пустышек» вследствие отсутствия соответствия между словом и конкретным образом предмета, неправильное понимание и употребление слов, приводящее к переносу названия одного объекта на другой (лапы - руки, кружка - чашка, клюв – нос), ограниченность употребления глаголов, использование одного глагола для обозначения нескольких действий («идет» - «прыгает», «бежит», «ползет»), нарушение семантических полей при определении сходных качеств объектов (вместо указания на величину указывают форму), ограниченность употребления прилагательных, их неправомерно широкое понимание (употребление прилагательного «хороший» вместо «аккуратный», «старательный», смешение наречий, выражающих пространственные отношения, замена их местоимениями и указательными жестами.

Особенности диалогической и монологической речи: снижение потребности в общении, отсутствие вопросов как следствие инертности, инактивности, несформированности интересов, отсутствие инициативы в разговоре, замедленность реакции на услышанное, вследствие неустойчивости внимания, недостаточности мыслительной деятельности.

Особенности письменной речи: затруднения в овладении навыками чтения вследствие несформированности звукобуквенного анализа слов, смешения акустически сходных звуков, нарушения слогового чтения (замедленный темп, повторения первого слова, пропуск и перестановка звуков или слогов), нарушения беглого чтения (повторение звуков и слогов, их перестановка, низкий темп, появление угадывающего чтения как свидетельство недостаточно глубокого понимания текста.

Учебный предмет “изобразительное искусство” имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта, их обучения и эстетического воспитания.

Цель программы обучения: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.

На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Цель программы обучения: развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий; подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению. мотивация трудовой деятельности поэтапно усложняется: происходит постепенное понимание полезности работы и ее общественной значимости.

Самым доступным видом художественного творчества является лепка из различного доступного материала. Занятия прививают интерес к эстетическому воспитанию, формируют художественное восприятие, учат видеть и понимать красоту окружающего мира. Для работы можно использовать разнообразные материалы, но наиболее экологически чистыми и безвредными считаются грязь и соленое тесто. Занятия ведут к: улучшению сенсорной чувствительности; развитию воображения и пространственного мышления; синхронизации работы рук в паре; улучшению психологического здоровья; умению планировать, достигать поставленных целей и т.д. Более эффективной становится помощь, оказываемая взрослым, поскольку у детей появляется потребность в ней. В отдельных случаях учащиеся начинают сами задавать вопросы, помогающие более результативно выполнить предложенное задание.

При благоприятных обстоятельствах легко умственно отсталый подросток способен овладеть профессиями, неквалифицированным и полуквалифицированным ручным трудом (маляра, слесаря, швеи, картонажницы и т. д.). В некоторых условиях (например, в сельской местности) легко умственно отсталые лица могут адаптироваться без трудностей.

Адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе опирается на:

особенности мыщления:

-анализ и синтез характеризуются бессистемностью, непоследовательностью, фрагментарностью, выделением меньшего количества деталей и свойств объекта, трудностью выделения общего, особого и единичного в анализируемом явлении;

- сравнение предметов и явлений происходит со специфическими особенностями: отмечаются затруднения в нахождении сходства, тождества, различия, нарушение последовательности при сравнении, сравнение по несущественным признакам.

Особенности наглядно-образного мышления связаны с нерасчлененностью образа, которым оперирует ребенок, выделением несущественных признаков предметов.

Наибольшие затруднения отмечаются в развитии словесно-логического мышления. Оно характеризуется тугоподвижностью, косностью, трудностями в абстрагировании от конкретных деталей, в совершении опосредования словом, трудностями в овладении понятиями, непониманием причинно-следственных зависимостей, непоследовательности, нелогичности высказываний.

Особенности памяти.

Основные характеристики процессов памяти умственно отсталых детей:

-запоминание умственно отсталых детей характеризуется небольшим объемом и низким темпом запоминания, необходимостью многократных повторов, неумением пользоваться рациональными приемами запоминания.

Механическое запоминание развито лучше, чем логическое. Качество запоминания зависит от способа восприятия: запоминание стихотворных текстов происходит лучше, чем прозаических текстов.

Произвольное запоминание нарушено сильнее, чем непроизвольное запоминание. Нарушение мотивационного компонента памяти у умственно отсталых индивидов сказывается в том, что при отсутствии личностного отношения к окружающему миру они запоминают лишь то, что считают нужным. Они не умеют припоминать заученный материал, не выделяют из смежных представлений именно то, которое нужно.

- Таким образом, память умственно отсталых детей отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью, плохим припоминанием. Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. Механическая память может оказаться сохранной.

Особенности эмоционально-волевой сферы.

Эмоции - особые внутренние психические состояния, связанные с мотивационно-потребностной сферой личности и проявляющиеся в субъективных переживаниях и экспрессивно-коммуникативном поведении.

Особенности волевой сферы детей с нарушением интеллекта (быстро возникающее явление «насыщения» как причина потери интереса к выполняемой работе, нежелания ее выполнять и переключения на другую деятельность, медленное формирование словесной регуляции действий, неспособность к длительному удержанию цели действия, потребность в постоянной поддержке со стороны взрослого, безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, низкая мотивация). Отсутствие попыток преодоления неудач и препятствий как причина нарушений всех видов деятельности детей. Волевое поведение как условие успешной социально-трудовой адаптации умственно отсталых учащихся.

С опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувства долга, ответственности, самоотверженности и т. д. Слабость мысли тормозит формирование этих высших чувств. Такие чувства могут быть воспитаны у части умственно отсталых детей. Они откладывают самые неотложные дела, например, срочную починку одежды. Они устремляются за пригласившим сверстником погулять, вместо того чтобы идти в школу и т. д. "В дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка" (Выготский Л. С.).

Умственно отсталый ребенок часто не способен отказаться от чего-либо непосредственно желаемого даже ради более важного и привлекательного, но далекого.

Как правило, умственно отсталые лица внушаемы, некритично воспринимают указания и советы окружающих людей. Их легко подговорить обидеть близкого или слабого человека, сломать нужную вещь и т. д. Наряду с этим могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление разумным доводам, сделать наперекор тому, о чем их просят.

Эти контрасты проявлений воли - выражение незрелости личности, недоразвитие духовных потребностей.

Недоразвитие волевой сферы сказывается на нарушении поведения. несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация, причем не только в учебной, но даже в игровой и трудовой деятельности. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям. Однако дети способны проявить волевое усилие в тех случаях, когда знают, как надо действовать, и испытывают потребность в этом действии. Тогда из вялых, безынициативных детей они превращаются в настойчивых, безудержных. Такие резкие контрасты в проявлении воли есть результат незрелости личности.

Волевая активность, формирующаяся под воздействием коррекционно-направленного обучения, в значительной мере способствует умственному, речевому и в целом личностному развитию этой категории детей. Повышается объем внимания, его устойчивость; увеличивается объем памяти, возрастает ее продуктивность. В свою очередь развитие мышления, речи, памяти стимулирует формирование волевых качеств личности.

Любой человек может стать полноценным членом общества.

Если речь идет о ребенке-инвалиде, то дополнительно требуется соответствующая реабилитация, направленная на выработку нормального поведения в социуме и на воплощение в жизнь различных идей (рабочего или творческого характера). В социальном смысле дети-инвалиды – это наиболее проблемная категория, т.к. их возможности привыкнуть и приспособиться весьма ограничены. Можно выделить следующие причины трудной адаптации: нарушения в психологической и физической частях здоровья; недостаток социального опыта; неблагоприятный семейно-экономический фон. Статистика говорит о том, что число детей-инвалидов составляет 3% от общего количества малышей в мире и это значение стабильно увеличивается, т.е. требуется разработка эффективных мер для социального приспособления данной группы населения. Повысить качество жизни ребенка, ограниченного в возможностях, можно путем предоставления ему шанса участвовать в общественной жизни в соответствии с возрастом. Благодаря успешной социальной адаптации дети быстро приспосабливаются к условиям жизни, восстанавливают свою социальную значимость и т.д. Законодательный аспект вопроса Федеральный закон № 181-ФЗ, датированный 1995 г., гласит о том, что семья – это важнейший институт социализации детей с ограниченными возможностями. Именно в домашней обстановке он обретает ту среду, которая позволяет малышу-инвалиду познать человеческие формы поведения, развить душевные качества и позаботиться об интеллектуальных способностях. человека, ограниченного в психологическом или физиологическом смысле, в реальный мир занимает одно из первых мест по актуальности. Коррекционные и реабилитационные программы направлены на воспитание симпатии в отношении окружающих детей и взрослых, а также на формирование привычек, позволяющих в дальнейшем позаботиться о себе и близких. От взрослого потребуется много терпения и спокойствия. Малыш должен быть уверен, что у него есть серьезная поддержка и понимание в виде родного взрослого человека.

К числу практических методов, как известно, относятся упражнения, моделирование реальных ситуаций. Эти методы широко применяются на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Так, с помощью уп­ражнений формируются двигательные приемы, без вла­дения которыми невозможно правильное выполнение различных работ.

Вывод.

Социальная адаптация - это непрерывный процесс, в котором взаимодействуют личность и общество.

Заключение.

 Главная проблема ребенка с недоразвитием заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.

Необходимо  признание роли семьи как микрофактора в процессе воспитания и развития обучающегося с умственной отсталостью для более полной и  успешной социализации его личности.

Социально-педагогическую деятельность необходимо реализовывать как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социальной адаптации лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!