СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности социализации младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности социализации младших школьников»

Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

Категории педагогически запущенных детей:

Дети с отклонениями в поведении.

Конформное поведение — такое поведение, которое характеризуется следованием человека за эталонной группой. Если эти эталоны отличаются от общепринятых, то человек, следовавший им, становится правонарушителем.

Импульсивное поведение — это такое поведение, которое возникает в результате временной утраты самоконтроля, особенно под влиянием сильного возбуждения, вопреки собственным стандартам поведение.

Компульсивное поведение — это такое поведение, которое возникает в случае, когда поведение человека дезорганизовано сильными оскорблениям и, употреблением наркотиков, алкоголя. Такой тип личности бессилен приспособиться к существующим нормам, некоторые малолетние правонарушители агрессивны, ожесточены и не испытывают чувства вины.

Основные виды отклоняющегося поведения:

Агрессия – поведение человека, причиняющее моральный, физический и материальный ущерб другим людям. Наибольшей жестокостью отличаются «немотивированные» преступления.

Аномия – состояние человека, вызванное отсутствием целей в жизни, чувством изолированности и одиночества. Причиной аномии является дезорганизация жизни общества, ослабление сдерживающих поведение человека факторов, выражающихся в распаде социальных идеалов, утрате смысла жизни.

Фрустрация – состояние человека, встретившегося с преградой (физической, нравственной), мешающей достижению цели и удовлетворению потребности. Ответной реакцией на это является агрессия. Следовательно, одной из причин агрессии подростков является фрустрация.

На возникновение отклоняющегося поведения влияют неизученность социальных процессов в современной молодежной среде и неумение работать с ней.

Дети с социальной, в частности, школьной дезадаптацией.

Социальная (школьная) дезадаптация включает в себя такие формы поведения человека (школьника), которая свидетельствует о плохой приспособленности человека к обществу (ребенка к школе).

Дети с акцентуированным характером.

Акцентуация характера — это крайний вариант нормы как результат усиления его отдельных черт. Подростки, имеющие ярко выраженную акцентуацию характера, при неблагоприятных условиях могут составлять одну из категорий педагогически запущенных детей.

Основные компоненты педагогической запущенности:

Отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), как правило, обусловлены тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.

Отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.

Отклонения,искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.

То есть 3 компонента, которые необходимо корректировать: поведение, отношение и развитие личности и познавательных процессов.


Формы педагогической запущенности.

I Форма – несформированность элементов и навыков учебной деятельности.

Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития.

Следствие: плохая успеваемость.

Признаки: плохая успеваемость по всем предметам, плохая память, невнимательность, неуверенность, молчание на уроках; «двойки» за письменные работы (по устным - лучше), боязнь отвечать; тревожность, заниженная самооценка, пассивность, пессимизм, разочарование в школе, прогулы.

II форма – нет сформировавшейся мотивации к обучению; занятие другими не школьными видами деятельности.

Причина: инфантилизм воспитания; гиперопека; отсутствие положительной мотивации в результате воздействия неблагоприятных факторов.

Следствие: плохая успеваемость и поведение на фоне достаточного уровня познавательных возможностей.

Признаки: тревога по поводу индивидуальных личностных качеств (медлительности, инертности, неорганизованности, утомляемости, некоммуникабельности, эгоистичности, драчливости, агрессивности, озлобленности, жестокости; лживости).

III форма – неспособность концентрировать внимание на учебном процессе.

Причина: особенности семейного воспитания, его подобие в детском саду и начальной школе.

Следствие: неорганизованность, невнимательность, зависимость, ведомость, нарушения общения, слабая успеваемость.

Признаки: тревога по поводу особенностей поведения, учебной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительность, замкнутость, отсутствие друзей; плохие отношения с учителями и между детьми в семье; тяга к «плохим детям» .

Все три формы педагогической запущенности приводят к плохому усвоению школьной программы, пробелам в знаниях. Эти формы выражаются в разных степенях педагогической запущенности.

Коррекционная работа с педагогически запущенными детьми.

Методы коррекции педагогической запущенности.

Все методы лечебно-педагогической коррекции можно классифицировать на две большие группы: педагогические и психотерапевтические.

I. Методы общепедагогического влияния, содержащие в себе лечебно педагогические указания, касающиеся всех видов недостатков характера.
1. Коррекция активно-волевых дефектов.
2. Коррекция страхов.
3. Метод игнорирования.
4. Метод культуры здорового смеха.
5. Действия при сильном возбуждении ребенка.
6. Коррекция рассеянности.
7. Коррекция застенчивости.
8. Метод основанный на эмоциональной связи педагога с ребенком.
9. Коррекция бродяжничества.
10. Самокоррекция.

II.Педагогические методы, направленные на коррекцию тех или иных конкретных и ярко выраженных недостатков характера.
1. Коррекция тиков.
2. Коррекция детской скороспелости.
3. Коррекция истерического характера.
4. Коррекция недостатков поведения единственных детей.
5. Коррекция нервного характера.
6. Прием борьбы с ненормальным чтением.

III. Метод коррекции через труд.

IV. Метод коррекции путем рациональной организации коллектива.

Психотерапевтические методы распределяются по основным видам:
1. Внушение и самовнушение.
2. Гипноз.
3. Метод убеждения.
4. Психоанализ.

В настоящее время разработано большое количество методов, которые направлены на коррекцию различных отклонений у детей. Они детально разработаны и успешно применяются на практике.

Составление характеристик, коррекционная работа.

Перед тем как приступить к работе по коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо определить степень запущенности и все возрастные, индивидуальные проявления ученика. Подходы к составлению характеристики «трудного» ребёнка различны. Она может содержать такие компоненты как:

  1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям;

  2. Уровень социально-ценного жизненного опыта;

  3. Я – концепция личности (эмоциональный аспект)

  4. Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам;

  5. Уровень самоуправления поведением;

Существует множество подходов по коррекционной работе с педагогически запущенными детьми, которые делятся на этапы:

1 этап.

Педагог сопоставляет самое общее представление об учащемся. Для этого они знакомятся с его личным делом, с условием его жизни и воспитания в семье, беседует с ним, наблюдает за его поведением.

2 этап.

Выявляются наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.

3 этап.

Определение эффективности воздействия на данного ученика.

Можно выделить ещё одну форму коррекционной работы которая включает в себя следующие этапы:

  1. Выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе;

  2. Привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей;

  3. Постепенное усложнение учебных и общественных заданий;

  4. Систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике;

  5. Медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом, строгий контроль за соблюдением режима;

  6. Формирование правильной самооценки, осуществление мер нравственно-полового воспитания, оказание необходимой помощи в учебной деятельности, физическое воспитание, привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных.

Изложенные выше программы можно рассматривать как стратегии ведения коррекционной работы и каждую из них можно применить, корригируя любого педагогически запущенного ребенка. Индивидуальный же подход к каждому случаю запущенности будет выражаться в выборе тактики работы. В данном случае тактикой являются методы коррекции педагогической запущенности, которые специалист также может подбирать для своей коррекционной программы, учитывая особенности.

Работа с педагогически запущенными учащимися предполагает качественную перестройку всей системы отношений в школе в педагогическом процессе. Единичные мероприятия психолога и социального педагога с трудными учащимися особого эффекта не имеют, а лишь играют вспомогательную роль. И, конечно же, в первую очередь необходима работа с семьей по повышению педагогического и культурного уровня родителей, так как именно они являются главной причиной возникновения педагогической запущенности.

Направления деятельности педагога-организатора в работе с педагогически запущенными детьми.

В соответствии с положениями должностной инструкции педагога-организатора можно выделить несколько основных направлений его деятельности:

- работа по профилактике правонарушений;

- работа по коррекции нравственных качеств (тренинги, диспуты, круглый стол и т.д.);

- практическая деятельность (беседы на различные нравственные темы, организация дежурства, трудовых дел и пр.);

- создание воспитательных ситуаций;

- взаимодействие педагога-организатора с детской комнатой милиции;

- взаимодействие педагога-организатора с классным руководителем;

- взаимодействие педагога-организатора с родителями;

- привлечение общественных организаций к совместной работе с молодёжью (скаутская организация и др. молодежные организации и объединения);

- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования (ДПО, библиотеки);

- исследовательская работа, направленная на изучение результатов деятельности, выявление проблем и т.п. (анкеты, беседы).

Все эти направления деятельности напрямую связаны с работой с педагогически запущенными детьми.

Учитывая эти направления деятельности педагога-организатора, предлагается программа, которая помогает педагогу-организатору наладить работу с педагогически запущенными детьми и добиться определённых успехов в их социализации.


~ 4 ~