«Особенности социально-педагогической поддержки детей-сирот в условиях детского загородного лагеря».
Сегодня проблемы детей, в частности проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране достигли предельной остроты, и их безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Забота о таких детях — стержень новой социальной политики.
В данной статье я постараюсь раскрыть особенности социально-педагогической поддержки детей-сирот в условиях детского загородного лагеря. Период пребывания подростков в детском оздоровительном лагере (далее — ДОЛ) представляет собой включение их в новую систему взаимодействия с другими социальными группами, в том числе взрослыми, что значительно расширяет границы социализации личности. Это предоставляет возможность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преодолеть трудности социализации за счет включения их в систему новых социальных связей и отношений.
Здесь же решается важная социальная задача — можно ли использовать среду ДОЛ как инструмент, способствующий решению вопросов социализации подростков-сирот и подростков, оказавшихся без попечения родителей, проживающих длительное время в организациях для детей-сирот? Можно ли привлекать в качестве агентов социализации «семейных» детей, какие условия следует создавать при взаимодействии данных групп? Можно ли социализировать детей-сирот в детских оздоровительных лагерях в контексте их общей социализации в ДОЛ на дальнейшую жизнь?
На основании собственных наблюдений и опыта работы с детьми в лагере, мною был составлен перечень критериев, по которым оценивались условия социализации ДОЛ. Организация пространства, организация быта, особенности режима жизни подростков, характеристики отношений со сверстниками в условиях ДОЛ, характеристики отношений с педагогами и вожатыми, содержание и возможности выбора деятельности подростков в условиях ДОЛ, где выделены основные группы условий социализации:
— общее пространство, вынужденная публичность проживания, отсутствие личной территории;
— создание минимальных бытовых условий, приближенных к семейным;
— высокая активность педагогов в выполнении бытовых функций при минимизации активности детей;
— внешне регламентированный режим жизни;
— вынужденность социальных контактов (заданный внешними факторами состав сверстников);
— эмоциональная насыщенность контактов с взрослыми;
—Анализ условий социализации в ДОЛ позволил определить следующую специфику:
— совместный характер проживания;
— внешне заданный режим с запланированными мероприятиями;
— кратковременность функционирования группы, завершенность цикла развития группы от начала до конца смены;
— сборный состав;
— автономность существования;
— публичный характер общения, добровольность общения;
— объединение воспитанников ЦПД и противопоставление семейным сверстникам;
—организация конструктивного взаимодействия на основе сотрудничества, партнерства при лидерской позиции взрослого;
— ориентация педагогов на безусловное принятие и эмпатическое понимание детей;
— делегирование части полномочий и ответственности подросткам;
— личный выбор из предложенной системы занятий, выбор форм участия в коллективных делах, организация самоуправления, постоянное включение подростков в планирование деятельности и побуждение рефлексии ее результатов и собственных переживаний.
Таким образом, было определено, что основные различия условий социализации в ДОЛ и одновременно ресурсы ДОЛ заключаются в профессиональной позиции педагогов и организации деятельности подростков в ДОЛ с ориентацией на проявление их субъектной позиции, в возможности детей-сирот наблюдать и апробировать новые виды отношений и деятельности.
Возможности проявления субъектной позиции подростками в условиях ДОЛ во многом определяются их психологическим самочувствием при нахождении в смешанных и обособленных отрядах. Именно ситуации взаимодействия в играх, общении со сверстниками и взрослыми являются детерминантной их переживаний, как положительных, приносящих спокойствие, поддерживающих энергичность, уверенность, так и негативных, приносящих тревожность, подавленность, неуверенность.
Одной из самых эффективных форм взаимодействия с детьми-сиротами для меня оказалось участие в работе загородного лагеря в роли воспитателя, сложной, но весьма эффективной работе по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни. Когда дети выезжают в незнакомую территорию и получают новые навыки и знания в рамках взаимодействий.
Общеизвестно, как проводят каникулы воспитанники детских домов – это чаще всего их свозят в один загородный лагерь, и они продолжают там жить в режиме «как в детдоме». Тот же распорядок, та же конструкция взаимодействия с взрослыми – они - мы. Меняется только внешняя атмосфера, но содержание работы с детьми остается прежней. Ну, а если к ним приставляют молодых студентов практикантов, то это уже просто совместное проживание двух систем, в задачу которых не входят социальные или иные изменения.
Ведь для этого нужна плановость, специальная подготовка, цели и задачи по преодолению трудностей, о которых студенты и не знают, и не могут знать, так как не знают к чему готовить детей из детских домов, с какими сложностями те столкнуться после того, как покинут стены детского дома. По сути, они дублируют деятельность уже имеющейся системы. Нет такой задачи, а значит, время, когда было можно дать новые жизненные установки, чему-то научить, что-то полезное и важное привить. Но у системы нет такой задачи в целом, нет методик и ресурсов, чтобы максимально использовать свободное время с пользой.
Имея опыт работы в учреждении интернатного типа, я задумалась о том, как использовать каникулярное время с пользой. Не терять драгоценное время, чтобы помочь детям в экспрессивном формате дополучить недостающие знания, навыки и компетенции. То, что не успевает дать система за время нахождения детей в сиротском учреждении. Когда одна задача налагается на другую, и нет времени все это оценить, понять и переформатировать. И в этом смысле каникулярное время самое эффективное.
В этом году наши дети отдыхали в ООО Пансионат «Красный Десант» Неклиновского района Ростовской области на Азовское побережье с 01.06.2025 по 21.06.2025. Сразу же было предложено директору лагеря внедрить в социум отряда детей-сирот из нашего детского дома, туда, где уже были дети опекунов и «семейные дети» в качестве апробации. Воспитанники сразу влились в социум. Грамотные вожатые и воспитатель не разделяли детей на категории, а всячески помогали детям осмыслить, что в отряде все дети одинаковы. Дети сдружились между собой. Принимали активное участие во всех мероприятиях, проводимых в ДОЛ. Каждый получил ответственное поручение за что-либо, и старался выполнить качественно свою работу, чтобы похвалили, чтобы не подвести команду. Командная и слаженная работа педагогов и детей, принесла свои положительные плоды. К концу смены ребята стали более уверенными, целеустремленными, активными, с твердой жизненной позицией и взаимовыручкой. Как отметили педагоги, «Отрядная жизнь» пошла на пользу и детям, и взрослым. Задача была выполнена.
В рамках подготовки лагерей крайне важны те, кто будут работать с детьми – специалисты. Обученные, подготовленные и понимающие цели и задачи. Не просто человек с психологическим образованием, а человек, понимающий проблемы детей-сирот и готовый к тому, что придется действовать в непривычной обстановке. Ведь приведение детей из детских домов в норму распорядка требует около недели или даже двух. Их «штормит» от новых не привычных требований, у многих тех, кто с ними работает, не хватает сил и ресурсов выдержать этот шторм. Но это объективная причина, которую необходимо принять и обязательно ее отработать, так, как только после этого возможно что-либо донести до детей качественного. Давать выполнять ответственные задания, быть в рамках команды, нести личную ответственность за то, что реализует команда. Ко всему этому необходимо готовиться и готовить тех, кто будет работать в отрядах с «детдомовскими детьми».
В заключении хочется сказать о том, что социализирующий эффект от включения детей-сирот в систему разных видов совместных деятельностей, организованных в ДОЛ, проявляется в накоплении ими опыта межличностных отношений, выстраивании взаимодействия в естественно складывающихся и смоделированных ситуациях, освоении новых моделей поведения и стратегий поведения со сверстниками и взрослыми. Предлагаемые детям-сиротам виды деятельности могут стать основой для саморазвития только в том случае, если «выбор деятельности основан на абсолютной добровольности, интересе, удовольствии и психологическом комфорте в особой воспитательной среде.
Выводы
Таким образом, создание условий для проявления субъектной позиции воспитанников ДОЛ является одним из важнейших условий социализации и обеспечивает формирование организованности, социальной активности, ответственности, умений планирования и анализа собственной деятельности. Выдвинутые предположения о том, что психологическое самочувствие подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, по- разному, ощущается в альтернативных условиях социализации и дает возможность нового уровня социализации, получили подтверждение.
Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского оздоровительного лагеря, связаны с расширением возможности проявления инициативы, социальной активности, по сравнению с условиями ЦПД, с ориентацией педагогов на проявление ожидаемой субъектной позиции подростков, принятой обусловленными нормами и правилами. Опыт пребывания в ДОЛ позволяет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, получить новый положительный опыт взаимодействия в социуме.