СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности социальной адаптации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитатель ДОУ

Изменения, происходящие в современном мире, включая изменения техногенного характера, достаточно противоречивым образом отражаются на жизни подрастающем поколении, включая процесс  социальной адаптации младших школьников. Всё чаще проблемы, связанные с социальной адаптацией школьников младших классов привлекает к себе внимание не только педагогов, но и медиков. А также психологов. На эту проблему существует множество точек зрения.

Просмотр содержимого документа
«Особенности социальной адаптации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Особенности социальной адаптации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья



Мирзоева Алла Борисовна

воспитатель ДОУ

Изменения, происходящие в современном мире, включая изменения техногенного характера, достаточно противоречивым образом отражаются на жизни подрастающем поколении, включая процесс социальной адаптации младших школьников. Всё чаще проблемы, связанные с социальной адаптацией школьников младших классов привлекает к себе внимание не только педагогов, но и медиков. А также психологов. На эту проблему существует множество точек зрения. Ряд авторов – Э.М.Александроваская1, Б.Н.Алмазов2, С.Н.Беличева3 рассматривают эти вопросы, как результат несоответствия психофизиологического и социально-психологического статуса ребёнка к тем требованиям, которые выдвигает ситуация обучения в школе.

В своё время, ещё один из творцов немецкой классической философии Г.В.Гегель (1770 – 1831) справедливо отмечал, что процесс адаптации ребёнка к школе: «характеризуется принципиальным изменением всего его строя, он начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность – учебную деятельность. И это ставит его в совершенно новую позицию по отношению ко всем окружающим»4.

Если у ребенка имеются ограниченные возможности здоровья, то это препятствует освоению ими образовательных программ общего образования и для этого необходимо создать специализированные условия обучения и воспитания5.

К категории таких людей можно отнести детей-инвалидов, либо детей (в возрасте до 18 лет), которые не признаны в официальном порядке инвалидами, но которые имеют постоянные или временные ограничения в психическом или физическом развитии. Именно такие показатели являются определяющими в создании специальных условий воспитания и обучения. Такие дети являются нуждающимися в особых образовательных потребностях.

В категорию таких детей входят младшие школьники с различными нарушениями в их развитии: слуха и речи; опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития или с умственной отсталостью. В эту же категорию можно включить и расстройства эмоционально-волевой сферы, детский аутизм.

Когда у ребёнка имеется ограниченные возможности в здоровье, то они могут определять разные по характеру и степени выраженности нарушения в психическом и физическом развитии, которые требуют адаптированной, к имеющимся возможностям, индивидуальной программы обучения. В таких случаях под адаптацией понимается приспособление организма к внешним условиям, которые могут изменяться.

Говоря конкретно об адаптации детей младшего школьного возраста, то в таких случаях понимают не только одно приспособление, но также и создание таких условий для последующего закрепления достигнутых успехов и их развития. В этом случае, под адаптацией следует понимать не только приспособление ребёнка к развитию, но и организацию таких мероприятий, которые позволят в нужной степени соответствовать положению ребёнка требованиям и нормам окружающего социума.

В этом отношении перед педагогами и психологами, которые решают вопросы, связанные с адаптацией детей младшего школьного возраста, должны помнить о необходимости создания таких условий, которые помогут последующему развитию такого ребёнка6.

Сказанное объясняет причину необходимости права ребёнка с ограниченными возможностями в его состоянии здоровья на получение образования, что должно рассматриваться в качестве одной из задач государственной политики Российской Федерации.

Решая вопросы, связанные с адаптацией младших школьников к процессу обучения следует, не в последнюю очередь, создать такие условия, чтобы вхождения ученика в школьную жизнь было наиболее безболезненным. К таким условиям относятся:

  • организация мероприятий воспитательно-информационного характера для учащихся;

  • оказание индивидуальной помощи не только такому ребёнку, но и его родителям;

  • просвещение родителей в психолого-педагогическом плане;

  • координирование действий, тех специалистов в данном вопросе, которые работают в школе.

Если основной патологией ребёнка является недостаток слуха, то следствием такого дефекта будет нарушение развитие речи. В этом отношении важно, что даже, казалось бы, и незначительное снижение слуха у ребёнка, уже является недостатком, которое скажется на формировании его речи. Если же тугоухость носит тяжёлый характер, то без специального обучения такой ребёнок может вообще не овладеть речью. Причиной этого является то, что ребёнок вообще не слышит собственной речи, то есть собственного голоса, а, значит, он не сможет подражать ей. Характер дефектов речевой патологии непосредственно и очевидно зависит от выраженного снижения служа, а также от того в какое время жизненного цикла ребёнка эта аномалия возникла7.

В том случае, если ребёнок страдает недоразвитием речи или таковая у него вообще отсутствует, то это затрудняет адаптацию такого ребёнка в мире, который окружает его. Следствием является нарушение познавательной деятельности, что сказывается в целом на формирование его личности.

Следует сделать отдельное замечание, что в тех случаях, когда адаптация ребенка с нарушением слуха предстаёт в качестве социокультурной, то она может часто осложняться поведенческими и эмоциональными расстройствами. Эти расстройства формируются за счёт социальной и сенсорной депривации8.

Такие явления могут возникать не только при неадекватных условиях, происходящих в семье, но даже в детском учреждении. Если это произошло с ребёнком, то он становится замкнутым и отдаёт предпочтению с подобными себе. В том случае, когда имеющейся у него дефект обнаруживается, то ребёнок на это реагирует болезненно.

Поэтому главной задачей не только специальных образовательных учреждений, но и родителей является, чтобы такой ребёнок, который страдает нарушением слуха, получал не только бы необходимые адаптационные и абилитационные мероприятия, но и полное образование, которое необходимо ему в современном мире. У ребёнка должны быть интересы и друзья, связанные с этими интересами, то есть элементарные составные части его насыщенной жизни, он не должен бояться общаться с малознакомыми людьми.

Поэтому цель учебного процесса должна заключаться не только в том, чтобы учащийся овладел необходимыми знаниями, но ученику должны быть созданы такие условия, чтобы он был социально адаптирован, а его психологические особенности успешно развивались. Итогом же педагогического процесса должно стать развитие нравственной, творческой и самодеятельной личности9.

Чтобы цель была достижима, следует применять новые педагогические технологии. Эти технологии должны быть основаны на непосредственной роли учащегося – должна быть поставлена задача сделать его творческим, активным, постоянно развивающимся участником учебного процесса.

Для любого педагога является важным, чтобы в коллективе был положительный психолого-эмоциональный климат в том коллективе, где он проводит обучение, и он проводит свою воспитательную деятельность. Грамотное построение урока должно включать в себя методическое грамотное его построение и профессиональное использование тех ситуаций, которые можно считать проблемными. На уроках должны использоваться поисково-исследовательские методы и игровая деятельность. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости. Добиваться, чтобы ученики шли в школу и уходили из неё после занятий со светлыми, весёлыми лицами. Необходимо учить и воспитывать так, чтобы у учеников был огонёк в глазах и любовь в сердце. В этом отношении следует верить и понимать, что происходит в душах учеников, а на мир смотреть их глазами. Каждое мгновение, поэтому следует наполнить добротой и любовью.

Ещё одним важным аспектом, связанным с рассматриваемым вопросом, являются коррекционно-развивающие уроки, которые должны иметь также и социально-бытовую ориентацию, которые связаны с развитием психомоторики и сенсорных процессов. Должны иметь место в учебном процессе коррекционные занятия, лечебно-физическая культура, ритмика10.

Лучше всего, чтобы в школе сопровождение учащихся было организовано при участии трёх специалистов: медика, психолога и педагога. Используя именно такое содружество можно достаточно быстро оценить не только положительную, но и отрицательную динамику развития учащихся, а используя полученные данные можно построить индивидуальную дифференцированную коррекционную и развивающую работу непосредственно с каждым учеником. В результате, тот ребёнок, который поступил в школу и не умел писать и читать, способен выйти из этой школы с начальными профессиональными навыками.

Важным направлением адаптации является трудовое, которое можно реализовать, используя различные мероприятия. Те знания и умения, которые учащиеся младшего школьного возраста получают на уроках трудового обучения можно реализовать на уроках и выставках детского народного творчества.

С учётом современных достижений техники и науки, большинство таких мероприятий можно провести с использованием информационно-компьютерных технологий. На таких занятиях дети могут изучать правила дорожного движения, знакомиться с основами здорового образа жизни, изучать жизнь знаменитых людей и пробовать себя в качестве артистов.

В том случае, когда такая работа построена в едином образовательном пространстве, тогда важнейшим показателем успешности проводимой работы в комплексе, становятся активизации взаимоотношений учеников конкретного учебного заведения. В эту работу, в случае её успешного проведения на месте могут быть привлечены нормально развивающиеся учащиеся других школ, в том числе и школ-интернатов. В таком учебном процессе важно научить ребёнка участвовать в совместной деятельности со взрослыми.

Разумеется, не все дети, которые имеют проблемы со здоровьем, могут успешно интегрироваться в социум, поэтому главной задачей следует продолжать работу в данном направлении. Для этого нужно работать с общественными организациями, проводить экскурсии, организовывать встречи с интересными людьми.

Важно уделять достойное внимание спортивно-оздоровительной работе, которая должна быть построена с использованием недель спорта и здоровья, ежедневной утренней зарядки. В этой работе должны присутствовать небольшие спортивные мероприятия, подвижные игры, весёлые старты и такие игры, в которых учащимся прививается культура здорового образа жизни.

Для тех детей, у которых имеются проблемы со слухом, часто возникают трудности с общением, а кроме того, у них страдают высшие психические функции – внимание, память, мышление в целом задета эмоционально-личностная сфера. К этому следует прибавить не полностью сформированную дифференциацию эмоциональных состояний и саморегуляции. Объём мимических средств (выразительность движений мышц лица) таких школьников относительно небольшой, скудны и пантомимические средства (выразительность движений тела в целом). У детей такой категории слабо выражена артикуляция и тонкая моторика, что снижает их коммуникативные возможности.

В этом возрасте общение со сверстниками становится всё более интересным и привлекательным, но такие дети уже осознают свой дефект, а поэтому у них появляется негативное отношение к вербальному общению, что влечёт к невозможности высказать своё пожелание, перерастающая в повышенную обидчивость и ранимость. Поэтому для решения таких ситуаций, полезно использовать игровые возможности.

Следует оценивать критерии адаптации. К таким критериям относятся нравственные нормы поведения: делиться в игре с друзьями, при встрече здороваться с ними, обретение навыков культурного поведения за столом, приносить осознанные извинения за совершённые проступки, по просьбе взрослых помогать им.

К коммуникативным способностям детей следует относить: уровень проявления организаторских способностей и понимание конкретных ситуаций11.

Вне зависимости от того как и при помощи каких организационных форм осуществляется организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть созданы специальные условия получения общего образования, включая и трудовую подготовку, которая должна соответствовать возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме12.



1 Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников М.: Академия, 2012. 2 Алмазов Б.Н. Правовая психопатология / уч. пос. – Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2014. 3 Беличева С.А. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков // Социальная педагогика / под ред. В. А. Никитина. – М., 2012. 4 Гегель Г.В. Собрание сочинений. Т.3./ М., 1956. 5 Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 2013.


6 Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики // учебно-методич. пособие. – Саратов, 2012.


7 Дурнева О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся первых классов в период адаптации / О.В. Дурнева// Сборник «Учитель – учителю». Белгород 2016.


8 Деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, общение ребёнка с матерью или отцом, и т. п.), либо лишением таких благ, к которым человек долгое время был привычен.

9 Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики // учебно-методич. пособие. – Саратов, 2012.

10 Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии // методич. пособие – М., Аквариум, 2017.


11 Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии // методич. пособие – М., Аквариум, 2017. 12 Носкова Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей / Л.П. Носкова//книга для учителя и воспитателя. – М.: Просвещение. 2013.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!