УДК
Лейсан Тагировна Сафиуллина, учитель-дефектолог высшей категории.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Казань, [email protected]
Leysan Tagirovna Safiullina, teacher-defectologist of the highest category.
State Budgetary Educational Institution «Kazan School No. 172 for children with disabilities», Kazan, [email protected]
Роль и место коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в младших классах по зрению в социальной адаптации незрячих и слабовидящих детей младшего школьного возраста
The role and place of correctional classes on social orientation in schools for children with disabilities in the lower grades of vision in the social adaptation of blind and visually impaired children of primary school age
Аннотация: Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни человека. Необходимость коррекционного курса "Социально-бытовая ориентировка" вызвана тем, что дети с нарушением зрения лишены возможности полноценно включаться в жизнь, протекающую вне стен школы.
A significant decrease in vision or its complete absence imposes specific features on the orientation of a person in the household and social spheres of human life. The necessity of the correctional course "Social and household orientation" is caused by the fact that children with visual impairment are deprived of the opportunity to fully engage in life outside the school.
Ключевые слова: Тифлопедагогика; методика обучения слепых; нарушение зрения; слепые и слабовидящие. Typhlopedagogy; methods of teaching the blind; visual impairment; the blind and visually impaired.
Затрудненность, а при слепоте и невозможность подражания предметно-практическим действиям на основе зрительного восприятия требуют более детального, поэтапного показа действия, многократного повторения его вместе с учеником «рука в руку», а главное длительных тренировочных упражнений. Успех овладения навыками незрячими и слабовидящими детьми может быть обеспечен только в том случае, если формируемые навыки систематически закрепляются и вводятся в повседневную жизнь учащихся всеми, работающими с ними педагогами. Эта задача, в свою очередь, может быть решена лишь совместными усилиями всех педагогов, работающих с конкретными детьми. Реализация адаптационных задач, решаемых коррекционным курсом «Социально-бытовая ориентировка», предполагает: разграничение обязанностей тифлопедагогов, ведущих коррекционные занятия (в том числе и по социльно-бытовой ориентировке), преподавателей общеобразовательных дисциплин, воспитателей, руководителей досуговых кружков, их тесную взаимосвязь.
В начале учебного года целесообразно обсудить, в какой именно коррекционной помощи нуждается каждый учащийся и в какой мере.
Целесообразно ознакомить с тематикой коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка».
Особую ценность для формирования у учащихся специальных знаний, умений и навыков в сфере социальной и бытовой жизни представляет взаимодействие преподавателя коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» с учителями начальных классов, которым также принадлежит большая роль в расширении социальных связей учащихся с окружающей жизнью. Организация повседневной жизни учащихся в школе, различные культпоходы, экскурсии и другие мероприятия, проводимые учителями, способствуют преодолению изоляции школьников с нарушением зрения, что весьма ценно в плане формирования навыков социальной адаптации, а также обогащения их опыта по вопросам социально-бытовой ориентировки.
Учитель начальных классов в своей практической деятельности, в основном, закрепляет у детей те знания и умения, которые они получают на занятиях по социльно-бытовой ориентировке, включает эти знания и умения в комплексы социального поведения, помогая тем самым учителю формировать у учащихся прочные навыки.
Так, при изучении темы «Жилище» на занятиях по социально-бытовой ориентировке дети в разные годы обучения знакомятся с правилами уборки жилого помещения. Учитель же, организуя деятельность детей по самообслуживанию, повторяет с ними необходимые правила и следит за тем, чтобы учащиеся их соблюдали во время выполнения обязанностей дежурного в классе, столовой. Причем объем обязанностей дежурного по самообслуживанию от класса к классу расширяется в соответствии с содержанием программы по коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка».
Таким образом, совместная работа преподавателя коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» и учителя начальных классов позволяет совершенствовать навыки учащихся, применять полученные знания и сформированные умения в конкретных жизненных ситуациях.
Закреплению материала коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» на общеобразовательных уроках способствует то, что некоторые темы программы этого курса частично совпадают с отдельными темами таких учебных предметов, как «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика», «Технология» и другие.
Выполнению программных задач коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» способствует единство требований к учащимся всех членов педколлектива. Так, единые требования к учащимся относительно чистоты и аккуратности (умыты, причесаны, пуговицы застегнуты, рубашки заправлены и т.п.) повысят (и повышают) качество формирования навыков личной гигиены.
В свою очередь, преподаватель коррекционного курса «Социльно-бытовая ориентировка» тоже должен в своей деятельности, по возможности закреплять все то, чему учатся дети на общеобразовательных уроках и других коррекционных занятиях.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке надо уделять внимание практическому применению знаний, полученных на уроках русского языка. Необходимо следить за правильностью речи детей, ее полнотой и. последовательностью, умением правильно и логично рассуждать. Необходимо развивать в детях умение спрашивать, правильно формулируя вопросы, давать четкие развернутые ответы.
Каждому учителю очень важно ориентироваться в содержании общеобразовательных предметов и коррекционных курсов в целом, чтобы определять глубину изучения тем, которые находят отражение в программах, по которым работают его коллеги. Такой подход позволяет показать учащимся ценность знаний и умений, получаемых на занятиях по социльно-бытовой ориентировке, а также обеспечивает более широкое повторение и закрепление материала этого курса или предварительное ознакомление с ним.
Эффективная реализация программных требований коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» возможна только при условии тесной взаимосвязи всех участников педагогического процесса. При этом на коррекционных занятиях учащимся сообщаются предусмотренные программой по социально-бытовой ориентировке знания, у них формируются первоначальные представления и умения, преодолеваются индивидуальные трудности овладения сложными для них действиями. Отработка умений, доведение их до автоматизированных навыков − это дело всех работающих с детьми педагогов.
Овладение детьми социальным опытом, усвоение ими норм поведения в обществе, закрепление умений обслуживать себя должно осуществляться и в семье. Многие родители детей с нарушением зрения, не умея помочь своему ребенку, перекладывают на школу все проблемы их подготовки к самостоятельной жизни.
При включении родителей в проводимую школой коррекционную работу необходимы не только родительские собрания, но и практические занятия по демонстрации способов выполнения учащимися трудных для них предметно-практических действий и результатов обучения.
Формы проведения могут быть самыми разнообразными и все они должны быть направлены на демонстрацию успехов учащихся и путей преодоления возникающих трудностей.
Школе желательно иметь несколько видеоматериалов с демонстрацией приемов выполнения незрячими и слабовидящими домашней работы: подметания пола, чистки пылесосом ковра, вытирания пыли. Просмотр таких видеоматериалов очень полезен для изменения взгляда родителей на возможности человека с нарушением зрения и их отношения непосредственно к своему ребенку.
Преподавателю коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» и учителю начальных классов необходимо поддерживать постоянный контакт с родителями, привлекать их к сотрудничеству с собой в деле овладения их детьми знаниями и умениями, предусмотренными программой по социально-бытовой ориентировке. Родителям следует объяснять, что именно они должны требовать от своих детей, какие поручения им давать, как при необходимости объяснять способ выполнения того или иного действия.
Литература
1.Овладение инвалидами по зрению умениями и навыками самообслуживания и ведения хозяйства / Под ред. Э.М. Стерниной, В.А. Феоктистовой. − Воронеж, 1992.
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. − М.: «Город», 1999.
3.Руцкая Е.Н. Организация работы по домоводству и самообслуживанию: Учеб. пособие. − М.: ВОС, 1987.
4.Руцкая Е.Н., Капрона А.С. Ведение домашнего хозяйства инвалидами по зрению. − М.: ВОС, 1988.
5.Содержание и методы коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке (Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции) Под науч. ред. док. психол. наук, проф. Л.И.Солнцевой. − М.: ВОС, 1990.
1. Mastering the skills of self-service and household management by visually impaired people / Ed. by E. M. Sternina, V. A. Feoktistova. - Voronezh, 1992.
2. Programs of special (correctional) educational institutions of the IV type. − M.: "City", 1999.
3.Rucka E. N. Organization of work in home-and self-service: Proc. manual. − M. VOS, 1987.
4.Rucka E. N., Capron A. S. homemaking the visually impaired. − M. VOS, 1988.
5.The contents and methods of remedial classes for social orientation (Especially of a lesson in blind children in clock correction) Under the scientific ed.doc. psikhol. nauk, Prof. L. I. Solntseva. - Moscow: VOS, 1990.