Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
"Детский сад №99 комбинированного вида "Домовенок" г. Орска"
Консультация для педагогов
"Особенности современной семьи"
воспитатель МДОАУ № 99
Хлудова Л.Г.., 2018 г.
Консультация для педагогов: «Особенности современной семьи».
Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплёскивают на детей, при этом в вину ребёнку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Рассмотрим черты, присущие современной семье:
Соматическая, в том числе и мозговая организация поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребёнка происходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5-10 лет назад. По данным главного специалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России профессора Балевой Л.С., почти 40% новорождённых страдают различными заболеваниями. Всё чаще стали появляться дети с пороками развития, затрагивающими несколько органов и систем. Растёт число новорождённых с аномалиями центральной нервной системы. В последнее время наметилась угрожающая тенденция роста нарушений у совсем маленьких детей- до трёх лет. Рождение ребёнка с проблемами развития изменяет жизненные перспективы, а иногда структуру семьи и оказывает длительное неблагоприятное воздействие на её членов (на мать в значительной степени). По мнению врачей, когда болен ребёнок, отношение родителя к миру меняется (пусть даже и на непродолжительное время). Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и во взаимодействии со специалистами.
Современные данные свидетельствуют о том, что в воспитании ребёнка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт - особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Мама со «спящим» инстинктом материнства -это, как правило, неласковая и не понимающая своего ребенка женщина. Возможно, ей проще откупиться от ребёнка, потому что психологическую, душевную близость она не умеет создавать. Возникает феномен социального сиротства. Материнство имеет свои особенности. С эволюционной точки зрения - это вариант родительской сферы поведения, присущий женскому полу и приобретающий самостоятельную функцию, специфику в виде охраны, заботы, выхаживания, воспитания ребёнка. Современные исследования выделяют несколько этапов становления материнства:
первый - отношения ребёнка с собственной матерью, начиная с раннего детства. В этот период формируется понимание сути детско-родительского взаимодействия;
второй - игровой, или этап общения со сверстниками (игры в семью);
третий- подражание. Реальное участие в отношении к живому ребёнку; наблюдение за поведением взрослого и ребёнка;
четвёртый - реальное взаимодействие с собственным ребёнком.
Дети гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости не удовлетворена. С другой стороны, ребёнок с отклонениями в развитии часто не способен «включить» мать и её материнский инстинкт не получает необходимого первотолчка. Ребёнок «не цветёт» довольством, значит, у матери чахнут материнские чувства, следовательно, ребёнок получает от неё ещё меньше эмоциональной поддержки. Глубина чувств между ребёнком и родителями определяет всё его дальнейшее развитие. Именно эмоционально – личностное общение чаще всего страдает в дисфункциональных семьях.
Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная – это значит, состоявшая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Нуклеарная семья развивает самостоятельность её членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А вот недостаточная подготовленность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям и увеличивает бракоразводность.
В современных семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребёнка. В частности, идёт снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания минимальная. Факторы среды в совокупности с генетически унаследованными образованиями и условиями воспитания имеют принципиальное значение для воспитания ребёнка и развития его взаимоотношений с окружающими. Особую роль в этом взаимодействии принадлежит педагогу, влияние которого порой выше влияния родителей. Недаром многие родители, пытаясь чего-то добиться от ребёнка, просят именно педагога оказать им помощь. Успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «педагог-ребёнок-родитель» зависит от системы взаимодействия участников этого процесса.
Литература:
А.В.Козлова, Р.П.Дешеулина «Работа ДОУ с семьёй».