СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности современной семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности современной семьи»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

"Детский сад №99 комбинированного вида "Домовенок" г. Орска"







Консультация для педагогов

"Особенности современной семьи"





























воспитатель МДОАУ № 99

Хлудова Л.Г.., 2018 г.

Консультация для педагогов: «Особенности современной семьи».

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплёскивают на детей, при этом в вину ребёнку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Рассмотрим черты, присущие современной семье:

  1. Соматическая, в том числе и мозговая организация поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребёнка происходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5-10 лет назад. По данным главного специалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России профессора Балевой Л.С., почти 40% новорождённых страдают различными заболеваниями. Всё чаще стали появляться дети с пороками развития, затрагивающими несколько органов и систем. Растёт число новорождённых с аномалиями центральной нервной системы. В последнее время наметилась угрожающая тенденция роста нарушений у совсем маленьких детей- до трёх лет. Рождение ребёнка с проблемами развития изменяет жизненные перспективы, а иногда структуру семьи и оказывает длительное неблагоприятное воздействие на её членов (на мать в значительной степени). По мнению врачей, когда болен ребёнок, отношение родителя к миру меняется (пусть даже и на непродолжительное время). Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и во взаимодействии со специалистами.

  2. Современные данные свидетельствуют о том, что в воспитании ребёнка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт - особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Мама со «спящим» инстинктом материнства -это, как правило, неласковая и не понимающая своего ребенка женщина. Возможно, ей проще откупиться от ребёнка, потому что психологическую, душевную близость она не умеет создавать. Возникает феномен социального сиротства. Материнство имеет свои особенности. С эволюционной точки зрения - это вариант родительской сферы поведения, присущий женскому полу и приобретающий самостоятельную функцию, специфику в виде охраны, заботы, выхаживания, воспитания ребёнка. Современные исследования выделяют несколько этапов становления материнства:

  • первый - отношения ребёнка с собственной матерью, начиная с раннего детства. В этот период формируется понимание сути детско-родительского взаимодействия;

  • второй - игровой, или этап общения со сверстниками (игры в семью);

  • третий- подражание. Реальное участие в отношении к живому ребёнку; наблюдение за поведением взрослого и ребёнка;

  • четвёртый - реальное взаимодействие с собственным ребёнком.

Дети гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости не удовлетворена. С другой стороны, ребёнок с отклонениями в развитии часто не способен «включить» мать и её материнский инстинкт не получает необходимого первотолчка. Ребёнок «не цветёт» довольством, значит, у матери чахнут материнские чувства, следовательно, ребёнок получает от неё ещё меньше эмоциональной поддержки. Глубина чувств между ребёнком и родителями определяет всё его дальнейшее развитие. Именно эмоционально – личностное общение чаще всего страдает в дисфункциональных семьях.

  1. Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная – это значит, состоявшая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Нуклеарная семья развивает самостоятельность её членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А вот недостаточная подготовленность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям и увеличивает бракоразводность.

В современных семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребёнка. В частности, идёт снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания минимальная. Факторы среды в совокупности с генетически унаследованными образованиями и условиями воспитания имеют принципиальное значение для воспитания ребёнка и развития его взаимоотношений с окружающими. Особую роль в этом взаимодействии принадлежит педагогу, влияние которого порой выше влияния родителей. Недаром многие родители, пытаясь чего-то добиться от ребёнка, просят именно педагога оказать им помощь. Успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «педагог-ребёнок-родитель» зависит от системы взаимодействия участников этого процесса.



Литература:

А.В.Козлова, Р.П.Дешеулина «Работа ДОУ с семьёй».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!