СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение "Особенности современной семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение об особенностях  современных семей

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Особенности современной семьи"»

Особенности современной семьи

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокра­щение свободного времени у родителей приводят к ухудшений их физического и психического состояния, повышенной раздражитель­ности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привыччо выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попад^г в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реак^й * родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Рассмотрим черты, присущие современной семье.

1Соматическая, в том числе и мозговая организация поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребенка проходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5— 10 лет назад. Но сложность заключается еще в том, что социальные требования, предъявляемые ребенку, остались неизменными, то есть обращенными к прошлому поколению, со специфической ему моз­говой организацией психических процессов. По данным главного спе­циалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России профессора Балевой Л .С, почти 40% новорожденных страдают раз­личными заболеваниями. С 1992 по 2001 год в России постепенно увеличивается число больных новорожденных. До начала девяностых годов их было 25%. Все чаще стали появляться дети с пороками развития, затрагивающими несколько органов и систем. Растет число новорожденных с аномалиями центральной нервной системы.

В последнее время наметилась угрожающая тенденция роста на­рушений у совсем маленьких детей — до трех лет. Различные психи­ческие расстройства в той или иной форме выявляются у 66% юных россиян. Данные статистики свидетельствуют, что сегодня каждый четвертый ребенок в начальной школе имеет дефект речи, более 65% младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии, что сильно влияет на весь процесс последующего развития ребенка и тесно связано с показа­телями личностного развития. Рождение ребенка с проблемами раз­вития изменяет жизненные перспективы, а иногда структуру семьи и оказывает длительное неблагоприятное воздействие на ее членов (на мать в значительной степени). По мнению врачей, когда болен ребенок, отношение родителя к миру меняется (пусть даже и на непродолжительное время). Помощь такой семье, по мнению пси­хологов, заключается в получении родителями объективной ин­формации об особенностях их ребенка. Непонимание одним или обо­ими родителями объективного статуса психического развития их ребенка, несогласие с решениями специалистов в оценке его меди-цвдского и психологического статуса нередко приводят к возник­новению конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и во взаи­модействии со специалистами.

2. Современные данные свидетельствуют о том, что в воспита­нии ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт — особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если научения образцу материнского поведения у девочки в детстве не происходит, мы получаем то, что называют «депривированным материнством», проявляющимся не только в индивиду­альных стилях поведения, но и находящим отражение в социальных

процессах (рост числа домов малютки, беспризорных детей и т.п.). Мама со «спящим» инстинктом материнства — это, как правило, неласковая и не понимающая своего ребенка женщина. Возможно, ей проще откупиться от ребенка, потому что психологическую, душевную близость она не умеет создавать. Возникает феномен со­циального сиротства.

Материнство имеет свои особенности. С эволюционной точки зрения — это вариант родительской сферы поведения, присущий женскому полу и приобретающий самостоятельную функцию, спе­цифику в виде охраны, заботы, выхаживания, воспитания ре­бенка; обеспечения со стороны матери адекватной заботы о по­томстве. Формирование такой способности и способов удовлетво­рения этой потребности в онтогенезе проходит сложный путь. Современные исследования выделяют несколько этапов станов­ления материнства:

♦ первый — отношения ребенка (девочки) с собственной ма­терью, начиная с раннего детства. В этот период формирует­ся понимание сути детско-родительского взаимодействия;

♦ второй — игровой, или этап общения со сверстниками (игры в семью, когда проигрываются отдельные компоненты роди­тельского поведения);

♦ третий — подражание. Реальное участие в отношении к живо­му ребенку; наблюдение за поведением взрослого и ребенка, анализ характера этих отношений;

♦ четвертый — реальное взаимодействие с собственным ребен­ком (включает подэтапы: беременность, постнатальный пе­риод и др.).

Депривированное материнство реализуется (по крайней мере, на некоторых этапах) в условиях невозможности полноценной эмо­циональной связи с ребенком. Оно обнаруживает себя в самых разных вариантах, например: нездоровье матери, психологическая неготовность к материнству, негативный опыт матери во взаимо­отношениях с собственными родителями, личностные особеннос­ти и др.

Дети гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, по­тому что «заброшены» родителями, их потребность в привязан­ности, близости не удовлетворена. С другой стороны, ребенок с отклонениями в развитии часто не способен «включить» мать и ее материнский инстинкт не получает необходимого первотолчка. Ребенок «не цветет» довольством, значит, у матери чахнут мате­ринские чувства, следовательно, ребенок получает от нее еще меньше эмоциональной поддержки и т.д. Впрочем, разве так уж принципиально, по чьей вине начинается порочный круг, ослож­нения всегда печальны.

Матери больных детей чаще связывают свои собственные пере­живания со здоровьем-болезнью ребенка, а не с достижениями ре­бенка в разных сферах жизнедеятельности. Болезнь ребенка сужает эмоциональный опыт матери, что нередко проявляется в ее стерео­типах эмоционального поведения с ребенком. Помощь следует на­правлять и на снижение проявлений тревожности и страхов у роди­телей, и на формирование адекватных представлений о заболевании и своей роли в его патогенезе.

Глубина чувств между ребенком и родителями определяет все его дальнейшее развитие. Именно эмоционально-личностное об­щение чаще всего страдает в дисфункциональных семьях.

3. Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная — это значит, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Нуклеар­ная семья развивает самостоятельность ее членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А вот недостаточная подготовлен­ность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтным си­туациям и увеличивает бракоразводность. Почему? Часто брак рас­сматривается людьми как путь достижения счастья. Но счастье в браке обеспечивает не государство, а люди как участники куль­турных, национальных и религиозных сообществ и партнеры по браку. Несовпадение ожиданий приводит к нежеланию сохранять брак, ибо он рассматривается сейчас не как средство выживания, а как условие счастья, обретения личного смысла жизни. Поэтому институт семьи все чаще становится неустойчивым именно по пси­хологическим причинам.

В психологической литературе описаны типичные профили ро­дительского отношения к ребенку .

В современных семьях наблюдается уменьшение «воспитатель­ных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка. В ча­стности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более ав­торитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания мини­мальная. Факторы среды в совокупности с генетически унаследо­ванными образованиями и условиями воспитания имеют принци­пиальное значение для воспитания ребенка и развития его взаимо­отношений с окружающими. Особая роль в этом взаимодействии принадлежит педагогу, влияние которого порой выше влияния родителей. Недаром многие родители, пытаясь чего-то добиться от ребенка, просят именно педагога оказать им помощь. Педагог спо­собствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Стиль поведе­ния педагога, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой самих детей.

Успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «пе­дагог—ребенок—родитель» зависит от системы взаимодействия уча­стников этого процесса.





Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»


ПРОВЕРИЛ

преподаватель

ПМ.03 Классное руководство

________/_________/









Сообщение на тему:

«Особенности современной семьи»











Выполнила:

студентка ш-31 группы

Малыгина Наталья












Ейск, 2018г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!