09.11.2018 урок №36 8-Б класс русский язык
Тема. Особенности связи (согласования) сказуемого с подлежащим. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.
Цели урока: выработать навыки самостоятельного употребления в речи норм согласования подлежащего и сказуемого.
Планируемые результаты:
Метапредметные: умеют самостоятельно определять цели своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
Предметные: учащиеся анализируют предложенные предложения, согласуют подлежащее со сказуемым, согласно изученным правилам, исправляют грамматические ошибки в согласовании главных членов, аргументируют свою точку зрения.
Личностные: имеют навыки сотрудничества в разных ситуациях, гуманистические ценности общества.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Ход урока
Оргмомент.
Разминка
1.
Съешь–ка ещё кусочек торта. Куда ни посмотришь – всюду торты, торты, торты.
Ты добрался до аэропорта?
Где взять банты на праздник? Что ты, сейчас никто не ходит в бантах.
Купи бронированный автомобиль.
Когда же ты наконец включишься в работу?
Вы созвонитесь и дайте нам ответ.
Создан (прецендент, прецедент.)
Что нам нужно, чтобы правильно сказать последнее словосочетание? Конечно, надо проверить его по словарю. Слова прецендент в словаре нет.
прецедент
, -а, м. (книжн.). Случай, служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода. Создать п. (дать повод для подобных случаев в будущем). Установить п. (найти в прошлом сходный случай). Подобный поступок не имеет прецедентов в прошлом. Судебный п. (решение суда, обязательное для решения аналогичных дел в будущем, спец.).
2. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний
1. Графический тест. Если в предложении есть простое глагольное сказуемое, ставьте «+», если нет, ставьте «-».
1) После спора я понял, что в этом вопросе мой друг оказался прав.
2) Путешественники, потерпевшие крушение, оказались на необитаемом острове.
3) Друзья должны были позвонить вчера.
4) Сосед мне должен большую сумму денег.
5) Дети должны быть внимательны к своим родителям.
6) Мы были на выставке.
7) Я мог бы помочь тебе, но мне надо уехать.
8) Родители были рады встретить гостей.
9) Командир отдал приказ о наступлении.
10)Ученики серьёзны и сосредоточены.
Целеполагание. Мотивация учебной деятельности.
Проблемный вопрос: Какое окончание подходит для глагола – сказуемого?
Первичное закрепление
Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:
Детвора благодарны шефам за подарок.
Детвора — существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети - благодарны.
1. Прочитайте шутки. Используйте глаголы в правильной форме.
– Где ты (работать)?
- Нигде не (работать).
- А что ты (делать)?
- Ничего не (делать).
- Какая хорошая работа?
- Да, но какая большая конкуренция!
– Катя, что ты (делать)?
- (Писать) письмо.
- Ну и что? Моя подруга тоже маленькая, она не (мочь) (читать).
- Но ты маленькая, ты не (мочь) (писать)!
–Когда я был маленький, я (делать) все, что (хотеть) мой отец. Теперь я (делать) все, что (хотеть) мои дети. А когда я (делать), что я сам (хотеть).
2. Составьте диалоги в следующих ситуациях, выразите ПРОСЬБУ, ОБЕЩАНИЕ, ОТКАЗ. Используйте глаголы в нужной форме. (на выбор работа в парах)
Ваш друг идет в магазин, потому что у него нет словаря. У вас тоже нет хорошего словаря. (покупать - купить)
Сейчас вы в банке. Вы должны написать квитанцию, но у вас нет ручки. У другого человека есть ручка. (давать-дать)
Ваша подруга идет домой после урока. Вы хотите пойти вместе на остановку, но сначала вы должны поговорить с преподавателем. (ждать-подождать)
А как же быть с предложениями, которые вызвали у нас затруднение? Где нам искать ответы?
3. Работа с учебником стр.52


Теперь, обладая знаниями, давайте напишем наши предложения.
Физкультминутка
Гимнастика для глаз
Рисование «ленивых восьмерок» глазами 5 секунд.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 2 раза.
Быстро моргать в течение 5 секунд. Открыть глаза, отдыхать 5 секунд. Повторять 2 раза.
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца 5 секунд
V. Закрепление
1.Выделите основы в предложениях (на оценку «3»)
1. Небесное умом не измеримо, лазурное сокрыто от умов. (А.Блок) 2. Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт. (С.Есенин) 3. Она была простодушной, кокетливой, любила веселиться. (С.Довлатов) 4. Город ночью прост и вечен. (Д.Самойлов) 5. Моя песня была лишена мотива, но зато ее хором не спеть. (И.Бродский)
2.В каких предложениях допущены ошибки? Исправьте их. (на оценки «4» и «5»)
1.Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку.
Взаимопроверка.
3. тестирование по теме:
1.Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:
а) Несколько учеников подошли к письменному столу.
б) Большинство домов обветшало.
в) В вузы поступили сорок один человек.
г) Движущей силой истории является народ.
2. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:
а) Молодёжь получают знания.
б) Он бал больной гриппом.
в) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.
г) Слово взяла профессор Сергеева.
3.Найдите предложение с грамматической ошибкой:
а) Свет и тепло исходили от костра.
б) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.
в) Часть станков была отправлена.
г) На столе стоит три подсвечника.
4.Найдите предложение без грамматической ошибки:
а) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.
б) СМИ провело однодневную акцию протеста.
в) С тех пор миновало пять лет.
г) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех.
5. В каком случае в предложении сказуемое требует формы множественного числа?
а) Ряд столов стоял.. посредине аудитории.
б) Прошл.. сто лет.
в) На совещание прибыл.. тридцать один делегат.
г) К семи часам пришл.. только трое гостей.
1-в, 2-г, 3-б, 4-в, 5-г
Рефлексия.
Домашнее задание: п.11, упр. 77(переписать предложения, согласуя подлежащее со сказуемым); подготовить текст для редактирования (3 предложения).