ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
«По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай - нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна».
Р.У. Эмерсон
Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой -«образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами.
Что же именно, какие качества и какие способности необходимы человеку современности и ближайшего будущего? Это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный. Он способен видеть и решать проблемы автономно, а также в команде, готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте. Он самостоятельно и при помощи других находит и применяет нужную информацию и т.д. и т.п. Все вышеперечисленные свойства и качества необходимы любому человеку и в любой профессиональной деятельности.
«Концепции модернизации российского образования» сформулирована основная цель общеобразовательной школы – формировать целостную систему универсальных знаний и умений, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Очень актуально и важно обеспечить право каждого ребенка на индивидуальное развитие, которое не противоречит его природным возможностям, склонностям, интересам и создать хорошие условия для обучения, развития, здоровья ученика с разными возможностями – это и есть адаптивность.
Однотипность структуры занятия, стереотипность в обучении, к сожалению, не делают занятие результативным, у детей угасает интерес к обучению. Качество занятия – одна из главных задач педагога. От того, как оно построено, чем насыщено, сколь активно, интересно, динамично зависит КПД нашего педагогического труда. Главное на занятии – это воспитание любознательности у детей, стремление познать неопознанное, узнать новое об известном, получать удовлетворение от умения двигаться вперёд. Речь идёт об усилении мотивационной стороны занятия.
Значение познавательного, а значит развивающего интереса, заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание детей, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность. Ребенок, который учится без познавательного интереса, воспринимает получаемые знания как «мертвый груз», а сам процесс обучения –как тяжелую и бессмысленную повинность.
Традиционная система организации учебно-познавательного процесса находится в противоречии с законами психофизической деятельности человека. Сложившаяся система предопределяет постоянную перегрузку детей и педагога. Ведущим типом учебного занятия остается комбинированное занятие, нарушающее логику учебной деятельности.
Наблюдается недостаточная управляемость процессом обучения. Управляемым же считается такое обучение, при котором контролируется каждый шаг в продвижении каждого ребенка, когда новый материал подается в зависимости от характера усвоения каждым учащимся предыдущего материала.
Сложившаяся в течение десятилетий система образования пока не в состоянии полностью удовлетворить запросы общества и возрастающие потребности людей. Возникает необходимость обозначить основное требование современного педагогического процесса: повышение качества обучения.
Как приобщить всех к работе на занятии? Как повысить эффективность современного занятия? Как сделать его результативным?- вот главнейшие проблемы нашего образования.
Оказывается, повысит уровень качества образования может модульная технология.
Готовить модульные уроки непросто. Алгоритм составления модульного урока:
Тщательно проработать весь учебный материал по теме (разделу) и каждого урока в отдельности.
Выделить главные основополагающие идеи.
Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...
Разбить учебное содержание на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определить задачи и продолжительность каждого из них.
Определить способы учебной деятельности учащихся.
Отобрать методы и формы преподавания и контроля.
Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты...
Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта, модули).
Копировать (через принтер, ксерокопии) технологические карты и модули по числу учащихся
Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 — включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n — включает информацию или источник информации (рассказ учителя, лекция, фильм, сообщения учащихся, чтение учебника или комбинация этих компонентов); план отработки материала (лабораторные работы, решение учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение заданий, игры), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию.
Отличие модульной системы от традиционной:
Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью.
Изменяется форма общения педагога с детьми.
Ребенок работает максимум времени самостоятельно.
Ребенок учится планированию и самоконтролю.
Отсутствует проблема индивидуального консультирования.
№ п/п |
Компоненты |
Традиционная система |
Модульная система |
1 | Ученик | Объект | Субъект |
2 | Педагог | Информатор | Информатор, организатор, помощник, консультант |
3 | Стиль отношения | Инструктивный | Демократический Гуманистический |
4 | Формы УД | Фронтальная Коллективная Индивидуальная | Парная, групповая, самостоятельная, методики КСО |
5 | Методы обучения | Репродуктивные Иллюстративные | Рефлексивные Проблемные Развивающие Поисковые |
7 | Цель | Для педагога | Для педагога Для детей диагностируемая |
8 | Оценочная деятельность | Отметочная | Оценочная+ рефлексивная отметочная (на разных уровнях) |
9 | Итог | Знания + Умения + Навыки | Развитие + Воспитание +Обучение |