СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности технологии модульного обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уходит эпоха "образования на всю жизнь", приходит эпоха образования "длиною в жизнь".

Просмотр содержимого документа
«Особенности технологии модульного обучения»

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

«По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай - нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна».  

Р.У. Эмерсон

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой -«образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами.

Что же именно, какие качества и какие способности необходимы человеку современности и ближайшего будущего? Это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный. Он способен видеть и решать проблемы автономно, а также в команде, готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте. Он самостоятельно и при помощи других находит и применяет нужную информацию и т.д. и т.п. Все вышеперечисленные свойства и качества необходимы любому человеку и в любой профессиональной деятельности.


«Концепции модернизации российского образования» сформулирована основная цель общеобразовательной школы – формировать целостную систему универсальных знаний и умений, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Очень актуально и важно обеспечить право каждого ребенка на индивидуальное развитие, которое не противоречит его природным возможностям, склонностям, интересам и создать хорошие условия  для обучения, развития, здоровья ученика с разными возможностями – это и есть адаптивность.

Однотипность структуры занятия, стереотипность в обучении, к сожалению, не делают занятие результативным, у детей угасает интерес к обучению. Качество занятия – одна из главных задач педагога. От того, как оно построено, чем насыщено, сколь активно, интересно, динамично зависит КПД нашего педагогического труда. Главное на занятии – это воспитание любознательности  у детей, стремление познать неопознанное, узнать новое об известном, получать удовлетворение от умения двигаться вперёд.  Речь идёт об усилении мотивационной стороны занятия.

Значение познавательного, а значит развивающего интереса, заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание детей, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность. Ребенок, который учится без познавательного интереса, воспринимает получаемые знания как «мертвый груз», а сам процесс обучения –как тяжелую и бессмысленную повинность.

Традиционная система организации учебно-познавательного процесса находится в противоречии с законами психофизической деятельности человека. Сложившаяся система предопределяет постоянную перегрузку детей и педагога. Ведущим типом учебного занятия остается комбинированное занятие, нарушающее логику учебной деятельности.

Наблюдается недостаточная управляемость процессом обучения. Управляемым же считается такое обучение, при котором контролируется каждый шаг в продвижении каждого ребенка, когда новый материал подается в зависимости от характера усвоения каждым учащимся предыдущего материала.

Сложившаяся в течение десятилетий система образования пока не в состоянии полностью удовлетворить запросы общества и возрастающие потребности людей. Возникает необходимость обозначить основное требование современного педагогического процесса: повышение качества обучения.

Как приобщить всех к работе на занятии? Как повысить эффективность современного занятия? Как сделать его результативным?- вот главнейшие проблемы нашего образования.

Оказывается, повысит уровень качества образования может модульная технология.

Готовить модульные уроки непросто. Алгоритм составления модульного урока:

  • Тщательно проработать весь учебный материал по теме (разделу) и каждого урока в отдельности.

  • Выделить главные основополагающие идеи.

  • Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...

  • Разбить учебное содержание на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определить задачи и продолжительность каждого из них.

  • Определить способы учебной деятельности учащихся.

  • Отобрать методы и формы преподавания и контроля.

  • Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты...

  • Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта, модули).

  • Копировать (через принтер, ксерокопии) технологические карты и модули по числу учащихся

  • Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 — включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n — включает информацию или источник информации (рассказ учителя, лекция, фильм, сообщения учащихся, чтение учебника или комбинация этих компонентов); план отработки материала (лабораторные работы, решение учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение заданий, игры), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию.

Отличие модульной системы  от традиционной:

  • Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью.

  • Изменяется форма общения педагога с детьми.

  • Ребенок работает максимум времени самостоятельно.

  • Ребенок учится планированию и самоконтролю.

  • Отсутствует проблема индивидуального консультирования.




№ п/п



Компоненты




Традиционная система



Модульная система

1

Ученик

Объект

Субъект

2

Педагог

Информатор

Информатор, организатор, помощник,
консультант

3

Стиль отношения

Инструктивный

Демократический
Гуманистический

4

Формы УД

Фронтальная
Коллективная
Индивидуальная

Парная, групповая, самостоятельная, методики КСО

5

Методы обучения

Репродуктивные
Иллюстративные


Рефлексивные
Проблемные
Развивающие
Поисковые

7

Цель

Для педагога

Для педагога

Для детей диагностируемая


8

Оценочная деятельность


Отметочная

Оценочная+ рефлексивная
отметочная (на разных уровнях)

9

Итог

Знания + Умения + Навыки

Развитие + Воспитание +Обучение







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!