СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  актуальна для несовершеннолетних обучающихся, содержание  урока  дополнено и расширено,носит практико-ориентированный харктер. Способствует развитию УУД.

Просмотр содержимого документа
«Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних»

Мастер- класс (Урок) на тему:

«Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних» , 10-11 класс

Присутствуют: молодые учителя истории и обществознания

  • Цель: сформировать и развить основы правовой культуры несовершеннолетних обучающихся сфере трудового права путем расширения и углубления правовых знаний обучающихся по трудовому праву, а именно в сфере особенностей регулирования трудовых правоотношений несовершеннолетних; позитивной социализации в качестве субъекта «работника» и активного гражданина.

  • Задачи:

  • Развитие универсальных учебных умений обучающихся в процессе образовательной деятельности:

  • Познавательных учебных умений путем интеллектуального развития обучающихся;

  • Регулятивных учебных умений работая в парах, группах

  • Коммуникативных учебных умений – умения выступать, корректно выслушать других, умение участвовать в дискуссии; отстаивать, аргументировать собственную точку зрения; быть толерантным к другим мнениям;

Структура мастер – класса:

  1. Мотивационная часть:

  • рассказ притчи: вызвать интерес, положительную психологическую установку, комфортность на уроке.

  • Приложение1. Японская притча "Лучший день недели"

  1. инструментальная часть: системно-деятельностный подход; использование образовательных технологий: проблемное обучение: «перевернутый класс», кейс- кластер- технологий;

актуализация знаний: проведение «жестового» тестирования в форме игры «Правда. Ложь»: учитель зачитывает утверждение, обучающиеся с закрытыми газами «отвечают»:

-если согласны – правда – то поднимают руку;

Если не согласны. «Ложь» - не поднимают! После выполнения каждого задания – обучающиеся открывают глаза, и оценивают «ситуацию»: правильно ли он ответил..или же нет….самооценка

Данное тестирование дает сэкономить время, учителю оценить качество знаний, и незнаний, на что обратить внимание. Такое задание выполняется живо, быстро.

Утверждения:

  1. Несовершеннолетний – это взрослый человек.

  2. Ребенок- это лицо, не достигшее 18 лет.

  3. Несовершеннолетний – это ребенок.

  4. Любой ребенок, не достигший 18 лет – это несовершеннолетний.

  5. Ребенок до 14 лет считается малолетним.

  6. Дети с 14 до 18 лет – несовершеннолетние.

  7. С 16 лет несовершеннолетний может самостоятельно заключать трудовой договор.

  8. С 14 лет - с письменного согласия одного из родителей.

  9. С 15 лет в случае окончания ОУ или оставления ОУ имеет право заключать трудовую деятельность.



- Подведение итогов, что скажете?! Кто готов поделится мыслями о выполненном задании



Беседа:

- Кто из вас уже работал летом? Или же в течение учебного года?

- Заключали ли вы трудовой договор?

- Удовлетворены ли были вы результатами своей трудовой деятельности?

Хотели бы вы знать больше и лучше об особенностях трудовых

правоотношениях несовершеннолетних?

Будет ли вам актуальна тема нашего урока «Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних»?!

  1. Изучение нового материала реализуется на основе технологий проблемного обучения, активизирующая познавательную, мыслительную деятельность обучающихся.

Вопросы для обсуждения на уроке:

- Почему государства мира стремятся ограничить использование труда несовершеннолетних?

-Почему работодателей привлекает труд несовершеннолетних?

- Почему сами несовершеннолетние стремятся начать трудовую деятельность?

- Какие основные проблемы по трудовым правоотношениям пытаются решить международное и национальное законодательства?

Задание: заполните таблицу.



Знаю

Хочу узнать \научиться

Узнал \научился

Остались вопросы









используя парную работу: обучающиеся делятся знаниями друг с другом;

- каждый обучающийся самостоятельно заполняет 2 колонку; сопровождается взаимным обсуждением в парах;

  • Практикум.

  • 1.Ситуация:

  • Екатерина, 16 лет, прочитав в газете, что есть вакансия гардеробщицы в ночном клубе, решила трудоустроиться на эту работу. Директор ночного клуба принял Екатерину на данную должность, график ее работы с 22 часов до 06 часов утра, заключив с ней трудовой договор. Правомерны ли действия директора ночного клуба. Обсудите в парах: уже по гендерному признаку: социальный пол.

2. Измените условия ситуации, чтобы Екатерина трудоустроить согласно требованиям ТК РФ.

- обучающиеся зачитывают свои ситуационные задачи: анализируют, делают выводы:

1 ученик читает – а другой анализирует.

3. Ситуационная задача: в парах – юноша - девушка

Кирилл, в возрасте 17 лет устроился грузчиком в магазин «Книжный мир». Он работает по 7 часов пять дней в неделю. Суббота и воскресенье – выходные дни. Ему приходится поднимать и переносить тяжести вручную (ящики с книгами) в течение рабочей смены ежечасно. Это нелегко, ящики с книгами составляют 12-15 кг. К концу смены «еле переставляет ноги». Посоветуйте, что делать Кириллу. Не нарушаются ли права несовершеннолетнего.

- раздаточный материал информационный лист –«извлечение из комментарий ТК РФ»

Извлечение из комментария к трудовому кодексу РФ:

«…Предельно допустимая масса груза для юношей и девушек в возрасте 14 - 15 лет при подъеме и перемещении вручную груза постоянно в течение рабочей смены составляет соответственно 3 и 2 кг, а в возрасте 16 - 17 лет - 4 и 3 кг.


. Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены допускается при следующей предельно допустимой массе груза: при постоянном осуществлении работ (более двух раз в час) для юношей и девушек 14 лет - соответственно 6 и 3 кг,

15 лет - 7 и 4 кг, 16 лет - 11 и 5 кг, 17 лет - 13 и 6 кг; при чередовании с другой работой (до двух раз в час) для юношей и девушек 14 лет - соответственно 12 и 4 кг, 15 лет - 15 и 5 кг, 16 лет - 20 и 7 кг, 17 лет - 24 и 8 кг.


Суммарная масса груза, перемещаемого в течение рабочей смены, не может быть более: при подъеме с рабочей поверхности для юношей и девушек 14 лет - соответственно 400 и 180 кг, 15 лет - 500 и 200 кг, 16 лет - 1000 и 400 кг, 17 лет - 1500 и 500 кг; при подъеме с пола для юношей и девушек 14 лет - соответственно 200 и 90 кг; 15 лет - 250 и 100 кг; 16 лет - 500 и 200 кг; 17 лет - 70

Источник: http://www.trudkod.ru/kommentarii/chast-4/razdel-12/glava-42/st-265-tk-rf



- Обсуждение решения ситуативной задачи, вариантов, рекомендации.

Учитель: Проанализируйте данную часть урока. Заполните 2 колонку

таблицы.

Учитель: Говорят «какой трудовой договор – такова и жизнь». Или «не бывает плохой работы, а бывает плохой трудовой договор…».

Трудовой договор – это «подушка безопасности» что нужно у учесть, чтобы трудовой договор стал средством защиты от нарушения прав несовершеннолетних.

Вопрос: Что такой трудовой договор? Какие структурные элементы входят в трудовой договор?

Обратить внимание обучающихся на следующие моменты:

  • Для заключения трудового договора с несовершеннолетним надо учесть следующие условия:

  • - возраст

  • место работы на которых разрешается трудоустроить несовершеннолетнего

  • рабочее время

  • Время отдыха: отпуск

  • - составить проект трудового договора: вставить пропущенные слова в тексте договора





  1. -рефлексия

- в завершающей части урока обучающиеся заполняют 3,4 колонки; практически каждый устно выступает, или же 3,4 колонка заполняется на доске;

- происходит обсуждение – рефлексия о приобретенных на уроке знаниях и умениях;



Приложение

Приложение 1.

Японская притча "Лучший день недели"


Однажды ученик спросил Учителя:
— Учитель, скажи, существует ли день, наиболее благоприятный для того, чтобы обращаться с предложением к покупателю?
— День? — удивился Учитель.
— Ну, может быть, день недели или число месяца…

  • — А-а-а, день недели… — кивнул Учитель. — Да, конечно. Этот день — среда, — и хитро посмотрел на учеников. Те схватили свои тетради и стали записывать сказанное Учителем.
    — А ты почему не записываешь? — строго спросил он ученика, который сидел прямо и улыбался, глядя на Учителя.
    — Потому что я знаю, что ты скажешь дальше, Учитель.
    — И что же? — Учитель, нахмурившись, поднял руку, и все ученики замерли. Тогда ученик, который не записывал, сказал:
    — Это также вторник, пятница, суббота, понедельник, четверг и воскресенье.
    — Ты прав, — сказал Учитель. — Только я хотел назвать сначала пятницу, а потом вторник.
    Ученики зашумели, радуясь тому, что их товарищ сказал почти всё правильно. А потом один из них спросил:
    — Учитель, именно такая последовательность?
    Учитель внимательно посмотрел на ученика, который дал почти правильный ответ и сделал ему знак рукой:
    — Ответь!
    — Только один день, — сказал тот. — Этот день — сегодня.

Приложение 2.

Междунродно-правовые документы об особенностях трудовых правоотношениях

В настоящее время необходимо выделить следующие основные акты МОТ:

· Конвенция Международной Организации Труда N 124 о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках (Женева, 23 июня 1965 г.)[1]

· Конвенция Международной Организации Труда N 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках (Женева, 2 июня 1965 г.)[2]

· Конвенция Международной Организации Труда N 112 о минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков (Женева, 3 июня 1959 г.)[3]

· Конвенция Международной Организации Труда N 90 о ночном труде подростков в промышленности (пересмотренная в 1948 году) (Сан-Франциско, 17 июня 1948 г.)[4]

· Конвенция Международной Организации Труда N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах (Женева, 9 октября 1946 г.)[5]

· Конвенция Международной Организации Труда N 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности (Монреаль, 19 сентября 1946 г.)[6]

· Конвенция Международной Организации Труда N 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах (Монреаль, 19 сентября 1946 г.)[7]

· Конвенция Международной Организации Труда N 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (Женева, 25 октября 1921 г.)[8]

· Конвенция Международной Организации Труда N 7 об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море (Генуя, 15 июня 1920 г.)[9]

· Конвенция Международной Организации Труда N 16 об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов (Женева, 25 октября 1921 г.)[10]

· Конвенция Международной Организации Труда N 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 г.)[11]

· Резолюция Международной Организации Труда "О занятости молодежи" (Женева, 16 июня 1998 г.)[12]

· Рекомендация Международной Организации Труда от 9 октября 1946 г. N 80 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах[13]

· Рекомендация Международной Организации Труда от 12 мая 1944 г. N 70 о минимальных нормах социальной политики на зависимых территориях[14]

· Рекомендация Международной Организации Труда от 25 октября 1921 г. N 14 о ночном труде детей и подростков в сельском хозяйстве[15]

Их значение трудно переоценить. Каждая из названных конвенций, резолюций кардинально повлияло на национальное законодательство не только всех европейских стран, но и всего мира.

Прежде всего, это конвенции о минимальном возрасте для принятия детей на различные виды работ, конвенции о минимальном возрасте приема на работу (№138, 1973 г.), о минимальном возрасте найма детей на работу в сельском хозяйстве (№10, 1921 г.), на море (№58), на непромышленных работах (№33, 1932 г., №60, 1937 г.), в промышленности (№59, 1937 г.), в качестве грузчиков угля или кочегаров на флоте (№15), в качестве рыбаков (№112). Остановимся подробнее на положениях некоторых перечисленных выше конвенций.

Так, Конвенция МОТ №58, устанавливающая минимальный возраст найма детей на работу на море, от 24 октября 1936 г. предусматривает, что дети моложе 15 лет не могут быть заняты или работать на борту судов, кроме тех, на которых заняты члены только одной семьи. Имеется в виду, что национальные законы или правила могут предусмотреть для детей не моложе 14 лет выдачу удостоверений, разрешающих им быть нанятыми в случае, если школьная или иная компетентная власть, указанная законами и правилами, убедится после должного учета здоровья и физического развития ребенка в том, что такая работа отвечает интересам ребенка (ст. 2).

Наряду с актами МОТ можно выделить иные международно-правовые акты. В частности Европейскую Социальную Хартию.

Европейская Социальная Хартия 1961 года (с изменениями 1991 года) включает ст. 7 «Право детей и подростков на защиту», которая предусматривает особое положение детей и подростков в сфере трудовых отношений, в частности:

· минимальный возраст приема на работу составляет 15 лет, за исключением случаев, когда дети заняты на определенного вида легких работах, не способных нанести ущерб их здоровью, нравственности или образованию;

· более высокий минимальный возраст для приема на работу в отношении определенных видов занятий, которые считаются опасными и вредными для здоровья;

· ограничение продолжительности рабочего дня для лиц в возрасте до 16 лет в соответствии с потребностями их развития и, в частности, с их потребностями в профессиональной подготовке;

· право на справедливую оплату труда или на соответствующее пособие за молодыми трудящимися и учениками;

· время, затраченное подростками на профессиональную подготовку во время обычного рабочего дня с согласия работодателя, рассматривается как часть рабочего дня;

· для работающих лиц в возрасте до 18 лет как минимум трехнедельный ежегодный оплачиваемый отпуск;

· запрет на использование лиц в возрасте до 18 лет на ночных работах, за исключением некоторых видов работ, предусмотренных в национальных законах или нормативных актах;

· обязательный и регулярный медицинский осмотр лиц в возрасте до 18 лет, занятых на некоторых видах работ, предусмотренных национальными законами или иными нормативными актами;

· обеспечение специальной защиты от опасности физического и морального ущерба, которой подвергаются дети и подростки, и, в частности, от опасности, которая прямо или косвенно связана с их работой.

Большинство конвенций предусматривает обязательное проведение медицинского освидетельствования детей: Конвенция №77 – в промышленности (1946 г.); Конвенция №78 – на непромышленных работах (1946 г.); Конвенция №124 – для подземных работ (1965 г.). В частности, в Конвенции №77 устанавливается, что дети и подростки моложе 18 лет не будут приниматься на работу на промышленные предприятия, если в результате тщательного медицинского освидетельствования будет установлено, что они не пригодны для работы, на которой должны быть использованы.

Документы Организации Объединенных Наций (ООН), наиболее значимыми из которых для Российской Федерации являются:

- Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948);

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16.12.1966);

- Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16.12.1966);

- Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!