СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте.»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»







Сообщение на тему

«Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте».















Выполнила студентка группы Ш-11

Демченко Олеся




Г. Ейск

2023 год.

Начало школьного обучения и воспитания ребенка является существенным переломным моментом во всей его жизни. Внеш­ние признаки этого переломного момента обнаруживаются в ее организации, в новых обязанностях ребенка как ученика. Однако этот переломный момент имеет глубокое внутреннее основание — с приходом в школу ребенок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания — науки, искусства, мо­рали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мыш­лением людей. Усвоение этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выпол­нение детьми такой деятельности, которая адекватна историчес­ки воплощенной в них человеческой деятельности. Этой деятель­ностью детей является их учебная деятельность.

В процессе учебной деятельности как ведущей в младшем школь­ном возрасте дети воспроизводят не только знания и умения, со­ответствующие основам указанных выше форм общественного соз­нания, но и те исторически возникшие способности, которые ле­жат в основе теоретического сознания и мышления, — рефлексию, анализ, мысленный эксперимент.

Термин «учебная деятельность», обозначающий один из типов воспроизводящей деятельности детей, не следует отождествлять с термином «учение». Дети, как известно, учатся в самых разных видах деятельности (в игре, труде, при занятии спортом и т. д.). Учебная же деятельность имеет свое особое содержание и строение, и ее необходимо отличать от других видов деятельности, выполня­емых детьми как в младшем школьном возрасте, так и в других возрастах (например, от игровой, общественно-организационной, трудовой деятельности и т. д.). Причем в младшем школьном воз­расте дети выполняют все только что перечисленные и другие ви­ды деятельности, но ведущей и главной среди них является учеб­ная — она предопределяет возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом.

Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьного обучения только начинает складываться.

Младший школьный возраст представляет собой сложный этап психического и физиологического развития ребенка. Это этап стремительного и интенсивного развития всех систем организма человека. Как пишет Д.Б. Эльконин, этот возрастной этап связан с коренными изменениями уклада жизни и соответственно личности ребенка. Поэтому данный этап отличается такой высокой значимостью в плане формирования педагогической позиции учителя и организации обучающей деятельности. От прохождения ребенком данного возрастного этапа зависит развитие его мышления и личности в целом.





Особенности психического развития младшего школьника:

  1. Восприятие. Восприятие младших школьников вначале носит непроизвольный характер. Так же данный возраст характеризуется  «полевым» поведением - привлекает то, что ярко. А потому сохраняется требование к наглядности материала. Так же отмечается нечеткое восприятие текста на слух и зрительного восприятия текста, в связи с этим пропуски и замены букв в словах. Трудности в восприятии объемных фигур (путают объемные тела и плоские). Для развития восприятия формы и пространства большое значение имеет измерительная деятельность ребенка на уроках. Сложности в восприятии времени. Способствует увеличению точности восприятия времени четкая организация дня и деятельности ребенка (режим дня, расписание). К концу начальной школы восприятие изображения проходит процесс качественного преобразования: от перечисления к интерпретации.

  2. Внимание. Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения так же является непроизвольное внимание. Первичным для ребенка выступают впечатления, они же и направляют его активность. В процессе формирования произвольности внимания ученые фиксируют этап, когда, несмотря на все старания ребенка, сосредоточится на сути, он упускает самое главное, существенное. Это происходит из-за несформированности способа деятельности - произвольности, в целом. Непроизвольное внимание получает своё развитие исключительно в деятельности и управляется её содержанием. Так, развитию произвольного внимания способствует целеполагание, сначала, управляемое учителем, а затем самостоятельная постановка целей и определение задач в учебной деятельности ребенка, при участии контроля деятельности.

  1. Воображение. Для осуществления учебной деятельности необходимо развитое абстрактно-логическое мышление, основанием которого выступает воображение. Уже в старшем дошкольном возрасте можно заметить скачок в развитии воображения на примере развития сюжетно-ролевой игры. Воображение младшего школьника, как и все психические функции приобретает управляемость: от первоначального расплывчатого образа до обобщенного и яркого воображения, дополняемого деталями и примерами. Все больше основанием воображения выступает слово, а не предмет, как в дошкольном возрасте.

Память так же требует развития произвольности. Память была ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, что стимулировало познавательную деятельность ребенка. Однако, для учебной деятельности непроизвольного интереса недостаточно. Особенностью запоминания в младшем школьном возрасте является детальное запоминание непонятного, того, что стимулирует любознательность, интерес. Воспроизведение по-прежнему требует своей тренировки, так как ребенку еще только стоит научится формированию учебной задачи и осуществлению учебных действий с имеющимся материалом.

4. Мышление. Ребенку еще только предстоит усвоение понятий, и еще долгое время мышление остается эмпирическим. Формируется представление о пространстве, ребенок способен соотносить план с действительностью. Развиваются мысленные представления. Пиаже отмечал, что происходит прогресс в трех важных областях интеллектуального роста ребенка: консервации, классификации и сериации транзитивности. Преобладает практически действенный и чувственный анализ. Это означает, что ученики легко решают задачи, где можно использовать практические действия с предметами (палочки, кубики) - практически действенный анализ. Чувственный анализ заключается в умении находить части предметов, наблюдая их непосредственно (буквы из слова). Развитие абстракции у младших школьников проявляется в формировании способности выделять общие и существенные признаки и отвлекаться от несущественных. Выделяют три уровня развития обобщения у детей младшего школьного возраста:

-чувственное обобщение

- образно-понятийное

- научное обобщение

5. Речь. Высказывания младшего школьника обычно непосредственны. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка достаточно велик (7 тысяч слов). Усвоение языка определяется активностью ребенка. Ещё одной ключевой особенностью развития речи в данном возрасте является тот факт, что речь необходима ребенку не для выражения мысли, а в большей степени для поддержания внимания. Так, речь сопровождает все действия ребенка, которые он осваивает. В данном возрасте детям еще трудно переводить устную речь в письменную, в силу особенностей развития мышления и несформированности письменных форм речи, но к концу начальной школы дети вполне овладевают данным умением.

Каким образом происходит овладение учебной деятельностью в младшем школьном возрасте - поэтапно, относительно компонентов структуры этой деятельности.

  1. Мотивация младшего школьника.

Специфика мотивационной составляющей учебной деятельности младшего школьного возраста заключается в том, что содержание учебной деятельности одновременно выступает и её побудителем. То есть, уже в старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются мотивы учения, однако потребности в теоретических знаниях ещё нет, и не появится вне самой этой учебной деятельности. Потому, особое значение придается организации и содержательному наполнению уроков в начальной школе.

Трудности в мотивационной сфере младшего школьника связаны с особенностями данного возрастного периода. Во-первых, следует указать на то, что ребенок приходит в школу с, отличной от учебной, мотивацией. Как мы указывали выше, его побуждение к обучению в школе не связано с самим обучением непосредственно. Младшего школьника привлекают перемены, возможность общения с одноклассниками, статус школьника и т.д. Так как мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, сам мотив постепенно начинает терять свою силу. Для этого перед учителем встает непростая задача - формирование познавательной мотивации, мотивации к обучению.

  1. Учебная задача

Овладение данным компонентом учебной деятельности осуществляется на основании взаимодействия с учителем. Первоначально учебную задачу формулирует для учеников учитель, затем выделение учебной задачи осуществляется совместно в ходе беседы, решения проблемной ситуации и так далее. И только потом у ребенка начинает формироваться понимание того, как это делать самостоятельно. Очень эффективным для развития данного умения является проведение в конце каждого занятия упражнения «обратной связи», когда каждому ребенку дается возможность речевого оформления своего понимания смысла заданий, которые выполнялись на уроке.

  1. Учебные действия.

Учебные действия формируются на основании овладения ребенком отдельных учебных операций, при этом, ученик активно использует материализованные средства и речь. Овладение учебными действиями представляет для младшего школьника сложную задачу, так как требует не только психической, но и физической трансформации. Например, овладение письмом. В овладении письменной речью заключается фундаментальный этап культурного развития человека, это огромный скачок в развитии младшего школьника.

Овладение учебными действиями очень часто осложняется буквальностью понимания ребенком учебной задачи. Дети осваивают новые приемы, такие как систематизация материала, выделение основной мысли, построение плана и т.д. Очень важна роль учителя в этом переходе от запоминания к пониманию. Так как несформированность новых более сложных способов учебных действий влияет на успеваемость учеников в более старших классах.

  1. Действия контроля и оценки.

Функция контроля имеет решающее значение в овладении ребенком учебной деятельностью по ряду причин.

В младшем школьном возрасте первичен внешний контроль, осуществляемый учителем или другим взрослым. Сама функция контроля и её необходимость должны быть развернуты учителем для ребенка в непосредственной учебной деятельности. Так, учитель обращает внимание ребенка на результат его деятельности, расчленяет его на элементы, сопоставляет с эталоном, который заложен в цели деятельности, указывает на возможные несоответствия, обнаруживает пути приведения к необходимому результату и способы его достижения.

Для более полного понимания условий развития учебной деятельности в младшем школьном возрасте, следует рассмотреть само обучение, в его соотношении с другими видами деятельности младших школьников.

Так, в первую очередь следует рассмотреть, в каком соотношении находятся учебная деятельность и игровая. Уже в дошкольном возрасте, при выполнении дидактических заданий, появляются зачатки учебной деятельностью, однако ведущей деятельностью дошкольного возраста выступает игра. В начальной школе не сформирована еще мотивация к учебной деятельности, не сформированы и сами компоненты этой деятельности. Более того, их формирование представляет собой сложный процесс для ребенка, требующий воспитания воли и применения усилия. А потому, нередко периодическое «скатывания» ребенка на этап игровой деятельности, особенно это ярко наблюдается в первом классе. Постепенно происходят значительные изменения в характере самой игровой деятельности. В младшем школьном возрасте происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения. Кроме того, в школьном возрасте меняется соотношение между этими двумя видами деятельности: игра начинает подчиняться учебной деятельности.

Другой важной деятельностью в соотношении с которой выступает учебная, является труд. Так, привлечение младших школьников к элементарной трудовой деятельности формирует необходимые для обучения качества - волю, ответственность. Очень важен и обратный процесс - применение учебных знаний в действительности, возможность чего появляется благодаря участию ребенка в труде.