ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ганштейн Е. И.
магистрант І курса, направление подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
Научный руководитель: Пожидаев А.Е. кандидат наук по государственному управлению, доцент, заведующий кафедрой государственного управления и таможенного дела ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко».
В данной статье раскрывается особенности управления в современной системе среднего профессионального образования
Ключевые слова: Среднее профессиональное образование, управление в современной системе образования, образовательные программы.
Цель статьи: теоретически исследовать особенности управления в современной системе среднего профессионального образования.
Тема особенностей управления в современной системе среднего профессионального образования освещена в работах П. П. Беленький, О. С.Виханский, А.И. Голубева, Р. И. Исаев, В.М. Демин, В.В. Кондратьев, Н.К. Сергеев, В.Е. Ковлякова и др.
Главной особенностью управления системой среднего профессионального образования в современных условиях является то, что проблемы, связанные с этим, решались в последние годы только на уровне образовательной системы. Важнейшим принципом управления среднего профессиональным образованием на всех уровнях должен быть принцип системности. Эффективность и успешность деятельности среднего профессионального образования зависит от успешности его стратегии на рынке образовательных услуг. Эффективным можно считать то управление учебным заведением, которое обеспечивает высокое качество образования при успешной экономической и социальной политики.
Особенности управления развитием образовательной системы в новых экономических условиях определяются, во-первых, местом, которое занимает образование в современном общественном развитии, а именно тем, что образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими сферами общественной жизни: экономикой, политикой, сферами как материального производства, так и духовной жизни. Во-вторых, особенности управления современной системой образования принципиально определяются тем состоянием, в котором в последние десятилетия находится сфера образования, а именно – состоянием экспоненциального расширения, сопровождающимся острыми кризисными явлениями и поисками путей выхода из кризиса. Эти поиски имеют как теоретический, так и практический характер. В ходе этих поисков проявляются основные черты новой образовательной системы. Главной особенностью управления системой среднего профессионального образования в современных условиях является то, что проблемы образования решались в последние годы, собственно, только на уровне образовательной системы — мегауровне [1].
Средние профессиональные учебные заведения должны прийти к практике перспективного управления, отвечающей потребностям той среды, в которой они действуют. Конечной целью управления должно быть укрепление институциональной миссии средних профессиональных учебных заведений путем обеспечения высокого уровня преподавания, подготовки кадров и научных исследований. Существенные особенности управления новой образовательной системой определяются и тем, что она имеет сложную структуру. Основными подсистемами современной системы образования являются педагогическая, технологическая, организационная, экономическая, которые находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами общественной жизни[3].
Поэтому важнейшим принципом управления средним профессиональным образованием на всех уровнях – на общегосударственном, региональном – должен быть принцип системности. Управление в системе среднего профессионального образования представляет собой интегративность разных уровней образовательного менеджмента. Поэтому мы будем представлять управление как процесс воздействия, а образовательный менеджмент — как систему управления, в которой основными элементами выступают: менеджмент на уровне государства в сфере образования, менеджмент на уровне министерства.
Управление развитием системы среднего профессионального образования может быть эффективным только в случае применения современных образовательных технологий, инновационных методов преподавания и обучения (прежде всего мультимедийных технологий, Internet технологий и т. п.).
В системе управления средним профессиональным образованием особое место занимают вопросы разработки новых нормативно-правовых актов, которые будут соответствовать не только социокультурной ситуации, но и потребностям общества. Они также смогут определять соотношение государственного и негосударственного уровней среднего профессионального образования, что сегодня является необходимым. Развивается и реализуется принцип децентрализации управления образованием — разграничение компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями.
Характерной особенностью управления системой среднего профессионального образования должно быть и дальнейшее развитие принципа автономности учебных заведений, возможностей самостоятельно определять основные характеристики образовательного процесса, в частности, используемые методы и технологии преподавания, структуру кадрового потенциала, источники финансирования, контингент студентов, в возможности в целом обеспечивать качество образовательного процесса [4].
На уровне государственного менеджмента за государственными органами управления образованием остаются функции разработки стратегии развития системы среднего профессионального образования и регулирования процессов реализации этой стратегии. По отношению к средним профессиональным образовательным учреждениям государство из непосредственного руководителя активно превращается в заказчика и потребителя образовательных услуг[2].
Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов [5].
Рассмотрим управление в средних профессиональных образовательных учреждениях. В этой связи можно говорить о том, что вся деятельность учреждений, прежде всего как образовательных организаций, связана всегда с управлением, координацией и прочих его структурных элементов, особенно в части, касающейся приема абитуриентов, организации учебного процесса, развития материально-технической базы, поведения на рынке образовательных услуг. При этом среднее профессиональное образовательное учреждение есть социальный организм с присущими ему достаточно специфическими способами функционирования, с особой образовательной, научной, социокультурной миссией, со своими задачами, с особой корпоративной культурой и коллегиальным управлением.
В идеале в каждом среднем профессиональном образовательном учреждении должен реализовываться такой определенный тип управления, который при оптимальных условиях будет способствовать введению инновационных технологий в соответствии с социокультурной средой учреждения, а также использованию имеющихся потенциальных возможностей, исходя из рыночных отношений, где стоимость образования даст возможность стратегического преимущества среднего профессионального образования на образовательном рынке.
Главное в управлении средним профессиональным образовательным учреждением — это обеспечение эффективности принятых управленческих решений и строгий контроль за их исполнением. Таким образом, управление в учреждении есть одновременно и система, и непрерывный процесс, который выступает существенным фактором в эффективности деятельности среднего профессионального образования и обеспечивает его развитие. Именно управление дает возможность поддерживать все значимые жизненные функции, но вместе с тем латентно содержит в себе сочетание факторов интеграции и дифференциации.
Список литературы
1. Беленький П.П. Модель построения образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования на основе новых информационных технологий [Текст]: дис. канд. пед. наук : / П.П. Беленький Москва Институт развития профессионального образования, 2006
2. Виханский О.С. Менеджмент [Текст] / О.С. Виханский. – М.: Экономист, 2004. – 528с
3. Голубева А.И. Управление качеством образовательной деятельности в учреждении среднего профессионального образования [Текст]: / А.И. Голубева. – Нижний Новгород: ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет».
4.Демин В.М. Модернизация среднего профессионального образования: пути опережающего развития [Текст] / В.М. Демин // Казанский педагогический журнал. – № 1. – 2008. – С. 3
5. Ковлякова В.Е. Оценка качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля [Текст] : / В.Е. Ковлякова. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2013. – 209 с