ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»
Курс «Литературное чтение» в начальной школе - это не чтение и не литература. Это, можно сказать, сплав решения двух важнейших для начальной школы целей: научить читать и одновременно с этим развивать интерес к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и книге.
Конечно, научить ребенка читать и пользоваться умением читать как средством своего развития - это труднейшие задачи, которые стоят перед учителем.
Учитель должен стать мудрым другом для учащихся, который помогает разобраться в поступках героя, понять, что есть добро и зло. На каждом уроке, работая с текстом произведения, учащиеся должны получить нравственный урок, обогатить свой эстетический опыт. На это и должна быть направлена работа учителя!
И курс «Литературного чтения» в УМК «Начальная школа XXI века» позволяет, как нельзя лучше, решать вопросы человековедческого характера, благодаря прекрасному подбору произведений. Уже с 1 класса дети учатся различать понятия добро и зло, честь, долг, совесть, рассуждают на темы взаимосвязи человека и природы, человека с человеком, человека с человечеством и т.д. Буквально на каждом уроке закладываются основы духовности и нравственности. Каждая встреча с художественным произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься, а эмоции, пережитые ребенком во время этой встречи, становятся его нравственно - этическим опытом.
Одной из особенностей курса являются уроки литературного слушания. Не могу не вспомнить слова известного педагога А.С. Макаренко: «Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух. Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней».
В 1 классе в течение всего учебного года проводятся уроки литературного слушания. Значение таких уроков состоит, прежде всего, в развитии восприятия художественного текста, в обогащении опыта читателя - слушателя, в знакомстве с книгой и литературоведческими представлениями. Уроки слушания помогают решать важнейшую задачу обучения - научить детей слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников, формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение и книгу; находить и называть фамилию автора и заголовок; определять тему чтения и жанр произведения. Ещё не умея читать, ребёнок работает с обложкой произведения, используя метод моделирования.
Метод моделирования – это введение системы «заместителей» (условных обозначений). Например, геометрические фигуры являются заместителем жанров произведений: круг – сказка, прямоугольник – рассказ, треугольник – стихотворение и т.д. Обозначить тему помогает цвет: красный – произведение о Родине, зелёный – о природе, коричневый – о животных и т.д. Вместо фамилии и заголовка используется нераскрашенный прямоугольник (схематическое слово). Таким образом, модель обложки, составленная первоклассниками к сказке В. Сутеева «Под грибом», будет выглядеть так:
Работу с моделями можно разнообразить, когда дети не только сами изображают модель обложки. Можно сравнивать модели обложек между собой, дополнять их недостающими элементами, соотносить модели с прочитанными произведениями, исправлять ошибки в готовых моделях, угадывать, к какому произведению выполнена модель и т.д.
Такая деятельность позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс, сформировать специальные читательские умения, т.е. умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения.
Кроме приема моделирования обложки на уроках литературного чтения часто используется составление схематических планов, ведь очень важным направлением учебной деятельности на уроках чтения является работа с текстом произведения. Необходимо научить детей видеть текст, его структурные элементы (часть, главу, абзац). Это очень важно для ориентации в тексте. Знание частей текста ускоряет и улучшает работу с текстом, служит для дифференциации заданий – чтение разных по объему частей с разными навыками чтения (например, одна группа самостоятельно читает 1 часть, а самую большую основную часть готовят хорошо читающие дети).
Для проверки понимания содержания текста после самостоятельного чтения можно использовать на уроках схематические планы. Такую работу удобно проводить, например, при делении текста на части и составлении плана для дальнейшего пересказа. Схематические планы могут быть составлены по ключевым словам:
Н. Носов «Заплатка»
Солдатские штаны | | Бобка и мама | | Бобка и заплатка | | Получилось! |
или с «заместителями» героев:
Составление схематических планов - это способ «углубления » и «погружения» в произведение. Он помогает овладеть разными видами пересказа (подробный, сжатый, выборочный), включать детей в творческую деятельность (добавлять ещё одну часть; продолжить текст; предугадать, что будет дальше), сочинять свои истории с героями изученных произведений.
На уроке схему можно использовать и для организации дифференцированной работы и для отработки читательских умений: читать вслух и молча, прослеживать сюжетную линию, читать отдельные отрывки выразительно, работать с текстом произведения, пересказывать произведение или его части, рассказывать об отношениях героев произведения. Таким образом, нам удастся включить каждого ребёнка в работу, которую он сможет выполнить в соответствии с уровнем своей подготовки.
Использовать такие приёмы работы я советую всем учителям, неважно, по каким УМК они работают. Открывайте мир литературы для своих учеников через слушание, чтение, наблюдение, и сравнение произведений разных по форме и содержанию, учите их высказывать свои суждения.