Особенности воспитания детей с ОВЗ
Воспитание ребенка – трудный и ответственный процесс, требующий много времени и терпения. Воспитание детей с ОВЗ сопровождается еще большими сложностями и проблемами. Однако при правильном подходе можно добиться значительного прогресса в развитии таких детей. Данная категория включает в себя детей с разными нарушениями развития: слуха и зрения; интеллекта; опорно-двигательного аппарата; речи; эмоционально-волевой сферы и поведения (расторможенные, гиперактивные, с неврозами и нарушениями навыков) с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Ребята с различными медицинскими диагнозами занимаются как инклюзивно в общеобразовательных классах, так и в отдельном коррекционном классе.
Для каждой категории детей с ОВЗ разработаны специальные коррекционные схемы обучения. В результате таких программ ребенок может полностью избавиться от своего дефекта или хотя бы сгладить его проявления и развить компенсаторные механизмы адаптации.
Особенностью воспитания детей с ОВЗ является максимально возможная их интеграция в общество. Поэтому мы стараемся оставлять таких детей в общеобразовательных классах, где они получают инклюзивное воспитание в условиях школьной жизни, а также среди ровесников.
Предварительно учитель и психолог школьного консилиума проводят беседу с родителями ребенка с ОВЗ. Специалисты уточняют домашние методы воспитания и ухода, особенности характера и заболевания ребенка, на что он реагирует положительно, а на что – отрицательно. Именно в семье каждый малыш усваивает навыки поведения, представления о себе и окружающем мире. Поэтому очень важно правильное отношение к ребенку и его заболеванию.
Необходимое звено в процессе воспитания- моральное просвещение, цель которого- сообщить ребенку с ОВЗ совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Часто можно слышать, что педагог вряд ли может помочь ребенку сформироваться нравственно, это удел семейного воспитания. Безусловно, семья, ее устои, традиции, нравственные ценности- основной фундамент нравственного стержня. Однако школа вносит свой существенный вклад в понимание ребенком добра и справедливости, зла и ненависти, порядочности и ответственности.
Воспитание детей с ОВЗ требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется еще и тем, что семьи детей, зачастую относятся к категориям неблагополучных или малообеспеченных и конечно же обучающиеся отличаются разнообразными глубокими нарушениями в психофизическом развитии. Поэтому воспитательная работа выстраивается в целостную систему, с использованием различных методов. Например, группа методов, основное назначение которых заключается в формировании у учащихся духовно-нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций соответствующего содержания, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях; другая группа это методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения. Это практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в различных ситуациях; третья группа методов включает те средства воздействия на личность, которые дополнительно стимулируют, подкрепляют социально-нормативное поведение личности и коллектива или же тормозят проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, порицание).
Важным источником нравственного опыта школьников с ОВЗ является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Сюда входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это в свою очередь означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого, создаются благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Важно , чтобы личность ребенка была сформирована под воздействием не только педагогической теории, но и практической направленности.
Для обучающихся с ОВЗ слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, учащиеся испытывают большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Также использование на уроках примеров реального нравственного поведения, которые могут активно противодействовать тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации. Нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лежит в основе их «врастания в человеческую культуру», подлинной социализации и интеграции в общество, призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Для этого необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, участвовать в совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых.
Кроме нравственного воспитания, большое внимание уделяется эстетическому воспитанию. Главными методами эстетического воспитания педагоги нашей школы считают средства искусства – живопись, музыку, прикладное творчество. Изобразительное искусство способствует развитию у детей правильного восприятия цвета, величины, конструкции, формы предметов, их расположения в пространстве. Музыка способствует снятию напряжения у ребенка, корректирует речь, развивает эстетический вкус. Занимаясь прикладным творчеством, ребенок видит результаты своего труда, что повышает его самооценку, позволяет гордиться своими достижениями. Также широко практикуется кратковременное пребывание детей с ОВЗ в общих школьных мероприятиях.
И закончить своё выступление я хочу словами Льва Семёновича Выготского: «Человечество победит детскую дефективность не биологически и медицински, а педагогически и социально».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. «Педагогическое образование и наука»,2012.
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях /Ответств. редактор С.В.Алехина. – М: МГППУ, 2012.
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /отв. ред. Алехина С.В., Кутепова Е.Н. - М.: МГППУ, 2012.
Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – М.: Владос, 2011.