Особенности воспитательной деятельности на занятиях по иностранному языку
Н.А. Якуба
автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования "Колледж Волжского университета имени В.Н. Татищева"
С наступлением нового этапа развития социума, связанного с изменением менталитета общества и личности, произошло изменение ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Проявление сострадания, соучастия, сопереживания, уважения к другим и самому себе, к сожалению, встречаются нечасто и вызывает нередко удивление у молодёжи. В нашем "Обществе потребления" всё актуальнее стоит проблема воспитания духовно богатой, высоконравственной личности, способной на высокие чувства и поступки, а не только поклоняться "Золотому тельцу".
Что такое "воспитание"? Толковые словари дают разные определения с похожим смыслом:
Словарь Д.Н. Ушакова: "Систематическое воздействие на развитие ребенка".
Словарь С.И. Ожегова: "Навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни".
Словарь Т.Ф. Ефремовой: "Планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения".
Можно продолжить цитировать разные источники, но, безусловно, вывод совпадёт с высказыванием К.Д. Ушинского: "Слово воспитание прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно к историческим обществам, племенам и народам, т. е. к организмам всякого рода, и воспитывать, в обширнейшем смысле этого слова, значит способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной или духовной".
Задачи современного образования неразрывно связаны с духовно-нравственным воспитанием гармоничной личности, гражданина России. Каждый урок, каждое учебное занятие в образовательной организации включает в себя элементы воспитания. Самыми простыми примерами можно назвать воспитание дисциплинированности, уважения к педагогу и коллективу, стремления к знаниям, самосовершенствованию и прочее.
Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре. Иностранный язык является и предметом обучения, и средством общения, поэтому при обучении иностранным языкам используются почти все способы воспитания. В постановке воспитательной цели урока иностранного языка можно выделить следующие аспекты: нравственный, патриотический, эстетический, личностный.
Нравственное воспитание на уроке иностранного языка это - формирование уважительного, то есть толерантного отношения к согражданам и к народам из других стран, их традициям и культуре, развитие навыков коммуникации, поддержание интереса к обучению, воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Коммуникативный подход изучения иностранных языков формирует не только конкретные лингвистические компетенции, но и предполагает обсуждение проблем, позволяющих формировать навыки критического мышления, позволяющих соотнести свои взгляды с нормами общественной морали (проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней, проблемы экологии).
Часто современные подростки не владеют культурой общения между собой, им трудно завязывать "невиртуальное" взаимодействие, выстраивать диалоги. В процессе обучения иностранным языкам обучающиеся учатся коммуницировать, т.к. современный коммуникативный подход строится на конкретных жизненных ситуациях, диалогах с использованием клишированных фраз как на иностранном языке, так и продублированных на русском языке.
При обучении студентов Колледжа ВУиТ английскому языку по учебнику "Planet of English", мною обязательно рассматриваются такие темы как: "Страна изучаемого языка", "Столицы стран изучаемого языка", "Культура и традиции стран изучаемого языка" и прочее. Таким образом знакомство с "чужими" традициями, обычаями, культурой воспитывает уважительное отношение к другим народам, развивает заинтересованность и любознательность.
Взаимосвязь учебной дисциплины "Иностранный язык" с такими предметами, как география, история, обществознание, литература, международная художественная культура, мотивирует интерес к изучению дополнительного материала.
Патриотическое воспитание - постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, уважения к её достижениям и истории. Данная проблема в настоящее время является одной из самых актуальных. На протяжении долгого времени в обществе формировались космополитические взгляды, основанные на западно-европейских ценностях. Современная российская молодёжь плохо знает историю России, историю своей родного края. Все идеалы молодого поколения - блогеры и тиктокеры, ориентированные на Западную культуру, на лёгкое материальное обогащение. В учебник по иностранному языку "Planet of English" входят темы, связанные с историей России, с её политическим устройством, материалы о столице нашей Родины - Москве и других городах, о великих деятелях науки, о культурном наследии нашей страны. Выполняя проектные работы о своём родном крае, студенты нашего Колледжа с гордостью рассказывают о месте, где они родились и где живут, о красоте природы и достопримечательностях. Несомненно, темы, содержащие исторические и культурные сведения пробуждают чувство уважения к своей стране, своему народу, чувство сопричастности к истории и традициям родного государства.
Эстетическое воспитание - это формирование у личности чувства прекрасного, способности воспринимать и производить шедевры музыки, литературы, живописи, архитектуры, театра... Без эстетической составляющей невозможно воспитать гармоничную личность. Эстетика помогает наполнить жизнь духовностью.
На учебных занятиях по иностранному языку используют разные методы эстетического воспитания: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (прослушивание музыкальных произведений, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.). На эстетические темы проводятся различные внеучебные мероприятия: посещение выставок мастеров зарубежного искусства, беседы и лекции, кинолектории, вечера поэзии, фестивали фольклора и другое.
Изучая культурную жизнь нашей страны и страны изучаемого языка, обучающиеся приобщаются к миру прекрасного: мы обсуждаем, сравниваем образцы российского и мирового искусства, рассказываем о своих предпочтениях. Знакомясь с творчеством зарубежных поэтов и писателей, подростки пробуют свои силы в поэтическом и прозаическом литературном переводе, участвуют в конкурсах среди сверстников, что также способствует повышению мотивации в обучении иностранному языку.
Для развития личности в ходе образовательного процесса необходима обоюдная работа преподавателя и обучающегося. Слаженное взаимодействие приведёт к прогрессу, а отсутствие его приведёт к стагнации или деградации личности. "Первую скрипку", конечно, в этом процессе играет личность Педагога, т.к. именно его задача, как локомотива, собственным примером "потянуть" за собой Ученика к знаниям. Процесс обучения наукам сложен, нужно научиться преодолевать много трудностей: лень, эгоизм, гиперактивность, нежелание учиться, нежелание выходить из зоны комфорта. С точки зрения личностного воспитания в ходе уроков формируются такие качества как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, любознательность, активность, а так же усваиваются общепринятые нормы поведения - вежливость, сдержанность, дисциплина и такт.
Одной из основных целей обучения иностранному языку является развитие личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в изучаемой иноязычной речевой деятельности. Кроме того, изучение иностранного языка - это способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения, который создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора учеников.
На наших учебных занятиях ставится задача воспитать чувство ответственности за выполнение задания, чувство взаимопомощи, что способствует развитию чувства коллективизма (групповая работа). Письменные задания (эссе или доклад) способствуют развитию умения логично строить свои высказывания. Во время дискуссий и защиты проектных работ обучающиеся учатся слушать друг друга и выражать свою точку зрения, воспитывается умение уважительно относиться к оппонентам.
Таким образом, изучая иностранный язык, обучающийся должен не только усвоить его лексические, грамматические и синтаксические особенности, но и воспитать в себе Личность: научиться адекватно ситуации реагировать на реплики носителей языка, уместно применять мимику и жесты, использовать формулы речевого этикета и знать культурно-исторические особенности страны изучаемого языка и своей Родины, развивать свой кругозор. Невозможно представить себе человека, вступившего в диалог культур и оставшегося на той же ступени личностного развития. Этот более высокий уровень коммуникации требует от него:
терпимости к непохожести собеседника;
уважения к культуре партнёра по общению;
принятия различий в стиле жизни, одежде, образе мышления;
преодоления стереотипов в отношении другого народа и его культуры;
проявления интереса к собеседнику и его стране; поддержание интереса к своей Родине;
открытости новому и неизвестному.
Библиографический список
Ананьев Б.Г. Педагогическая антропология. К. Д. Ушинский и ее современное значение//Вопросы психологии, 1969, №2.
Большой толковый словарь русского языка : современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва : Дом Славянской кн., 2008. - 959 с.
Клепиков В.Н. Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодёжи // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.39–46.
Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011.
Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е., Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1991. – 287 c.
Селюкова М.А. Развитие социальной компетенции как ведущее направление в работе школьной социально-психологической службы с подростками // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6.
Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. - 907, [1] с.
Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка : Ок. 1900 словообразоват. единиц / Т. Ф. Ефремова. - 2-е изд., испр. - М. : Астрель : АСТ, 2005 (Тип. изд-ва Самар. Дом печати). - 636, [2] с.