Особенности воспитательной системы «Слагаемые успеха» в духовно-нравственном воспитании детей МАДОУ- детский сад общеразвивающего вида № 479 «Берег Детства»
Худякова Т.С.,
Воспитатель МАДОУ – детский сад общеразвивающего вида № 479 «Берег Детства»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, п.2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».
В Концепции подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т.е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Одна из задач основной образовательной программы нашего Учреждения - это объединение процесса обучения и воспитания детей в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В нашем Учреждении разработана Воспитательная система «Слагаемые успеха» которая, направлена на полноценное развитие личности ребенка – дошкольника в процессе его разносторонней жизнедеятельности и осознание им целостности мира как единства природной, социальной и культурной среды обитания.
Дети с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Постепенно развивающиеся чувства привязанности к социальным и культурным ценностям становятся предметом осмысления в процессе социализации, на этой основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Но педагогический коллектив Учреждения понимает необходимость создания и развития такой воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению стратегической цели – воспитанию высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В методологическую основу воспитательной системы «Слагаемые успеха» положены ключевые позиции следующих концепций:
концепция дошкольного воспитания (В.В.Давыдов, В.А.Петровский), в которой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности;
педагогическая концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М.В.Крулехт).
концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков). Духовно-нравственное воспитание личности начинается в семье. Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Более высокой ступенью духовно-нравственного воспитания гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;
концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
Основной отличительной особенностью воспитательной системы является ее направленность на духовно-нравственное воспитание детей.
В основе духовно-нравственного воспитания личности дошкольника находятся мотивы двух потребностей: потребности в познании мира и социальной потребности – жить, действовать для других.
Причем первая из этих потребностей определяет такое личностное качество, как духовность. Оно предполагает стремление к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания.
Со второй потребностью связано такое личностное качество, как душевность. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. «с душой». Поэтому предпосылками становления данного личностного качества в дошкольном возрасте является развитие способности к проявлению сопереживания, сочувствия, а также воспитание добросовестности и ответственности.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и ДОУ, поэтому содержательную основу воспитательной деятельности составляет культурное достояние России, малой родины и нравственные ценности. При этом центральными понятиями воспитательного процесса выступают гражданская идентичность, патриотизм, чуткость, толерантность, доброта как важнейшие качества личности.
Чувство патриотизма, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу и гордости за свое Отечество, включает также сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с народом. Зарождаясь еще в раннем возрасте, это чувство чрезвычайно важно для дальнейшего формирования гражданской идентичности личности.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе освоения культуры как цель воспитания достигается через решение педагогическим коллективом следующих задач:
развитие у воспитанников нравственного сознания, эмоционально-чувственного восприятия, социальных умений общения в процессе накопление детьми социально-нравственного опыта деятельности;
формирование эмоционально-волевой сферы личности, навыков позитивного поведения и отношения к себе, к своему здоровью, близким, другим людям, природе, окружающему миру;
воспитание эмоциональной отзывчивости и готовности, добросовестности и ответственности, других нравственных качеств, формируемых в процессе всех видов детской деятельности.
Воспитательная система «Слагаемые успеха» состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: здоровый ребенок; доброжелательная личность; гражданин своего города, страны, житель планеты; созидатель, хранитель, творец.
Каждый компонент системы представлен в единстве: целеполагания в контексте совокупности идей, ценностей и мотивов деятельности;
содержания воспитательной деятельности;
методов, средств, технологий взаимодействия детей и взрослых;
развивающей предметно-пространственной среды, форм организации воспитательной деятельности;
особенностей системы управления для обеспечения интеграции компонентов в целостную систему.
В каждом компоненте также рассмотрены условия и средства педагогической поддержки саморазвития каждого воспитанника.
Работа по данному направлению ведется в течении года. С педагогами были проведены следующие мероприятия:
на педагогическом совете педагогам была представлена тема года «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», цель: объединение процесса обучения и воспитания детей в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей по средствам взаимодействия с семьями воспитанников, задача: разработка и реализация долгосрочного социокультурного проекта, направленного на духовно-нравственное развитие детей по средствам взаимодействия с семьи воспитанников;
создана творческая группа, разрабатывающая отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса (систематизация материала по данной теме, педагогический мониторинг);
проведены консультации, беседы, мастер-классы, пед. совет;
повышение квалификации и самообразования педагогов;
представление и обобщение педагогического опыта по данной теме на педагогическом совете.
Педагогический коллектив видит свою миссию в выполнении государственного заказа и семьи на обеспечение качественного дошкольного образования и воспитания в ходе реализации образовательной и развивающих программ.
Педагогическая деятельность коллектива направлена на воспитание и становление личности ребенка в ее индивидуальности и неповторимости, признающей и реализующей ценностные установки современного мира (целевые ориентиры): поликультурность, толерантность, уважение к другим людям, приверженность демократическим и культурным ценностям, здоровому и безопасному образу жизни, владеющей основами культуры познания и речи.
Воспитатель всегда демонстрирует уверенность в силах ребенка, уважает и ценит его, поддерживает и помогает, учитывает его желания, тем самым способствует развитию у ребенка чувства собственного достоинства.