СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации в процессе социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются особенности взаимодействия  специалистов дошкольной образовательной организации в процессе социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Просмотр содержимого документа
«Особенности взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации в процессе социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.»

Особенности взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации в процессе социально-педагогического сопровождения детей

с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью


Г.А. Баранова,

кандидат педагогических наук, доцент

ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула.


О.В. Хрусталева,

заведующий МДОУ д/с комбинированного вида №17, г. Узловая, Тульская область.



Аннотация. В статье раскрываются особенности взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации в процессе социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Ключевые слова: организация взаимодействия специалистов в условиях дошкольной образовательной организации, единое образовательное пространство развития воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.


Реализация полноценного развития, образования и социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) становится в полной мере возможной, когда обеспечены все необходимые условия. В этом случае инклюзивная образовательная среда будет соответствовать имеющимся у ребенка с ОВЗ особенностям для полноценного «продвижения» по образовательной программе в соответствующей его возможностям динамике.

Реализация образовательного процесса проявляется в создании специальных образовательных условий в соответствии с возможностями и особенностями ребенка с ОВЗ. Этот процесс включает варьирование специальных условий, реализацию индивидуального образовательного маршрута.

В дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) может быть создан психолого-медико-педагогический совет, в который войдут специалисты разного профиля: педагог-психолог, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, музыкальный руководитель. Психолого-медико-педагогический  совет разрабатывает комплексно-целевую программу социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Данная программа связана с решением проблем организации образовательного процесса. Также в программе рассмотрены стартовые возможности и потенциал ДОО.

Деятельность данного совета в ДОО направлена: на организацию коррекционной работы с детьми в группе оздоровительной направленности (для детей с туберкулезной интоксикацией), создание необходимых условий для таких детей, разработку документации психолого-педагогического сопровождения. В задачи функционирования данного совета входят следующие виды работ:

- изучение нормативно-правовой документации;

- организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей проведению коррекционной работы;

- повышение уровня квалификации педагогических кадров;

- взаимодействие с родителями (законными представителями) по организации социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО;

- организация образовательного процесса с детьми с ОВЗ.

Следует отметить, что социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках нашего ДОО направлено на обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

Построение работы в группе оздоровительной направленности с детьми с туберкулезной интоксикацией детского сада выполняется следующим образом[3]:

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей данной группы.

2. Выявление возможностей каждого ребенка, составление адаптированного индивидуального маршрута.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы с туберкулезной интоксикацией.

4. Оценка эффективности образовательного процесса.

Приоритет в организации коррекционно-педагогической работы отдается развитию социально активной личности. Проведение такой работы включает индивидуализацию образовательного процесса, его социальную направленность.

Нужно подчеркнуть, что социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ должно быть направлено на полноценное развитие, самореализацию, формирование социальных навыков. При этом обязательно должны учитываться индивидуально-типологические особенности детей с ОВЗ.

Специалистами ДОО разработан алгоритм деятельности в работе с детьми с ОВЗ [2]:

- Выявление детей с проявлениями туберкулезной инфекции медицинскими работниками детской поликлиники.

- Прием  детей в  ДОО по направлению врача-фтизиатра или детского педиатра детской поликлиники.

- Лечебно-профилактические мероприятия, предупреждающие развитие туберкулезных заболеваний у детей в ДОО.

Особое внимание уделяется организации взаимодействия узких специалистов и воспитателей ДОО. С этой целью в ДОО разработана модель взаимодействия специалистов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Данное взаимодействие обеспечивает:

- снятие противоречий, изменение родительских установок;

- повышение профессиональной компетентности педагогов;

- обучение родителей новым формам общения и поддержки ребенка;

- организацию предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.

Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, обеспечивающую нормализацию уровней интеллектуального и психического развития ребенка с ОВЗ.

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной предметной коррекционно-развивающей среде.

В процессе реализации системы коррекционно-развивающей деятельности педагоги работают в тесном контакте друг с другом. Они разрабатывают паспорт здоровья и физического развития на каждого ребенка с ОВЗ; специальные дыхательные и развивающие упражнения, проводят индивидуальную коррекционную работу с детьми.

Специалисты вырабатывают единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Образовательная деятельность в ДОО осуществляется в основном в индивидуальной и подгрупповой формах. В первую половину дня проводятся занятия с воспитателем, инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем. Во вторую половину дня проводятся занятия педагогом-психологом.

В образовательном процессе специалисты используют различные формы оздоровительной работы с детьми:

- элементы психогимнастических игр;

- динамические паузы, физминутки;

- упражнения на релаксацию;

- игровой стрейчинг;

- дыхательную, креативную гимнастику;

- коррекционные упражнения на дыхание и развитие мышц;

- элементы самомассажа; игровой самомассаж;

- пальчиковые игры;

- упражнения на тренажерах.

В целом отметим, что единство подходов педагогов в работе с детьми с ОВЗ, преемственность в содержании, методах коррекционной-развивающей работы; комплексность и многообразие средств образовательного процесса обеспечивают положительную динамику в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы и источников

1.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2014.

2. Леханова О. Л., Глухова О. А., Селина А. В. Социальное партнёрство как ресурс повышения качества оказания услуг детям с ОВЗ и инвалидностью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 36. С. 736–740. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46849.htm.

3. Зайцева Н.В. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2015. №3.  С. 767-769.