Особенности взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации в процессе социально-педагогического сопровождения детей
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Г.А. Баранова,
кандидат педагогических наук, доцент
ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула.
О.В. Хрусталева,
заведующий МДОУ д/с комбинированного вида №17, г. Узловая, Тульская область.
Аннотация. В статье раскрываются особенности взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации в процессе социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Ключевые слова: организация взаимодействия специалистов в условиях дошкольной образовательной организации, единое образовательное пространство развития воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация полноценного развития, образования и социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) становится в полной мере возможной, когда обеспечены все необходимые условия. В этом случае инклюзивная образовательная среда будет соответствовать имеющимся у ребенка с ОВЗ особенностям для полноценного «продвижения» по образовательной программе в соответствующей его возможностям динамике.
Реализация образовательного процесса проявляется в создании специальных образовательных условий в соответствии с возможностями и особенностями ребенка с ОВЗ. Этот процесс включает варьирование специальных условий, реализацию индивидуального образовательного маршрута.
В дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) может быть создан психолого-медико-педагогический совет, в который войдут специалисты разного профиля: педагог-психолог, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, музыкальный руководитель. Психолого-медико-педагогический совет разрабатывает комплексно-целевую программу социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Данная программа связана с решением проблем организации образовательного процесса. Также в программе рассмотрены стартовые возможности и потенциал ДОО.
Деятельность данного совета в ДОО направлена: на организацию коррекционной работы с детьми в группе оздоровительной направленности (для детей с туберкулезной интоксикацией), создание необходимых условий для таких детей, разработку документации психолого-педагогического сопровождения. В задачи функционирования данного совета входят следующие виды работ:
- изучение нормативно-правовой документации;
- организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей проведению коррекционной работы;
- повышение уровня квалификации педагогических кадров;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по организации социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО;
- организация образовательного процесса с детьми с ОВЗ.
Следует отметить, что социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках нашего ДОО направлено на обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.
Построение работы в группе оздоровительной направленности с детьми с туберкулезной интоксикацией детского сада выполняется следующим образом[3]:
1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей данной группы.
2. Выявление возможностей каждого ребенка, составление адаптированного индивидуального маршрута.
3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы с туберкулезной интоксикацией.
4. Оценка эффективности образовательного процесса.
Приоритет в организации коррекционно-педагогической работы отдается развитию социально активной личности. Проведение такой работы включает индивидуализацию образовательного процесса, его социальную направленность.
Нужно подчеркнуть, что социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ должно быть направлено на полноценное развитие, самореализацию, формирование социальных навыков. При этом обязательно должны учитываться индивидуально-типологические особенности детей с ОВЗ.
Специалистами ДОО разработан алгоритм деятельности в работе с детьми с ОВЗ [2]:
- Выявление детей с проявлениями туберкулезной инфекции медицинскими работниками детской поликлиники.
- Прием детей в ДОО по направлению врача-фтизиатра или детского педиатра детской поликлиники.
- Лечебно-профилактические мероприятия, предупреждающие развитие туберкулезных заболеваний у детей в ДОО.
Особое внимание уделяется организации взаимодействия узких специалистов и воспитателей ДОО. С этой целью в ДОО разработана модель взаимодействия специалистов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Данное взаимодействие обеспечивает:
- снятие противоречий, изменение родительских установок;
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- обучение родителей новым формам общения и поддержки ребенка;
- организацию предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.
Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, обеспечивающую нормализацию уровней интеллектуального и психического развития ребенка с ОВЗ.
Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной предметной коррекционно-развивающей среде.
В процессе реализации системы коррекционно-развивающей деятельности педагоги работают в тесном контакте друг с другом. Они разрабатывают паспорт здоровья и физического развития на каждого ребенка с ОВЗ; специальные дыхательные и развивающие упражнения, проводят индивидуальную коррекционную работу с детьми.
Специалисты вырабатывают единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Образовательная деятельность в ДОО осуществляется в основном в индивидуальной и подгрупповой формах. В первую половину дня проводятся занятия с воспитателем, инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем. Во вторую половину дня проводятся занятия педагогом-психологом.
В образовательном процессе специалисты используют различные формы оздоровительной работы с детьми:
- элементы психогимнастических игр;
- динамические паузы, физминутки;
- упражнения на релаксацию;
- игровой стрейчинг;
- дыхательную, креативную гимнастику;
- коррекционные упражнения на дыхание и развитие мышц;
- элементы самомассажа; игровой самомассаж;
- пальчиковые игры;
- упражнения на тренажерах.
В целом отметим, что единство подходов педагогов в работе с детьми с ОВЗ, преемственность в содержании, методах коррекционной-развивающей работы; комплексность и многообразие средств образовательного процесса обеспечивают положительную динамику в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы и источников
1.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2014.
2. Леханова О. Л., Глухова О. А., Селина А. В. Социальное партнёрство как ресурс повышения качества оказания услуг детям с ОВЗ и инвалидностью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 36. С. 736–740. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46849.htm.
3. Зайцева Н.В. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2015. №3. С. 767-769.