Особенности взаимодействия специалистов и логопедов в коррекционной школе
Система взаимодействия педагогов наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов С(К)ОУ VIII вида в работе с ребѐнком с ОВЗ.
Учителя, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог,дефектолог и другие специалисты, имеющиеся в школе, должны работать в тесном контакте друг с другом, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Особое внимание уделяется детям с множественными и сочетанными нарушениями развития. Контингент специальной (коррекционной) школы VIII вида – это дети с различной степенью умственной отсталости. Многие из них имеют нарушения зрения (миопия, амблиопия, косоглазие ) , слуха (тугоухость, сенсоневральная глухота), нарушения опорнодвигательного аппарата (ДЦП, кифоз, сколиоз), эпилепсию и т.д. Увеличивается количество детей с аутистическим спектром нарушений.
Технология сопровождения позволяет систематизировать, регулировать и координировать коррекционные, развивающие, воспитательные, образовательные и оздоровительные стратегии воздействия, синтезировать отдельные компоненты процесса развития каждого ребенка. Поступают дети, как из дошкольных образовательных учреждений, так и из школы, многие из которых имеют выраженные нарушения развития.
От 60%-90% учащихся начальных классов коррекционных школ имеют выраженные дефекты устной и письменной речи. Как учитель-логопед могу сказать, за последние годы в классы нашей коррекционной школы VIII вида поступают 100% детей имеющих нарушения речи в той или иной степени и нуждающихся в коррекционной логопедической помощи
У большинства детей со сложными нарушениями наблюдаются существенные трудности и в познавательной и в речевой сферах. Такие дети нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе уже с первых дней их пребывания в школе. Существенно необходима для них и работа психолога по развитию произвольности в познавательной и эмоционально-волевой сферах, в профилактике вторичных невротических и неврозоподобных расстройств. Работа социального педагога направлена на помощь в правовых вопросах, консультирование по вопросам воспитания и обучения детей. Медицинская сестра проводит диспансерные осмотры, консультирует педагогов по вопросам лечения и оздоровления школьников,учитель ЛФК проводит занятия лечебной физкультурой.
Основным содержанием работы логопеда и психолога в первую очередь является становление и развитие произвольности в психомоторной сфере и в интеллектуальной деятельности (ребенок должен учиться управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче). В задачи специалистов входит выявление и диагностика отклонений в развитии детей, выявление актуальных и резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе сопровождения детей с умственной отсталостью.
Взаимодействие позволяет специалистов существенно повысить результативность коррекционно-развивающей работы на всех уровнях сопровождения. Так, при составлении индивидуального маршрута развития психологом и логопедом подбираются одни и те же лексические темы, причем содержание лексических тем для каждого ребенка индивидуально в соответствии с уровнем его актуального развития. Соблюдаются единые требования к процессу самих занятий. Совместно, при необходимости, в индивидуальную программу развития вносятся изменения и корректировки. Особое значение уделяется работе с родителями. Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс параллельно работе специалистов способствует обогащению знаний представлений детей об окружающем мире. В ИПР у каждого ребенка-инвалида отмечаются степени ограничения жизнедеятельности, в том числе ограничения способности к обучению. В условиях образовательного учреждения для работы педагогов подобная информация крайне важна.
В связи с тем, что дети имеют различные степени интеллектуального недоразвития – от легкой до глубокой, множественные, комплексные нарушения, то работа строится дифференцировано. С учетом диагноза, результатов обследования, информации из ИПР, дети делятся на группы со сходными нарушениями развития, что способствует повышению эффективности проводимой работы.
Диагностический инструментарий и методическое обеспечение также имеет существенные различия. При работе с детьми, имеющими нарушения слуха и зрения обязательное условие – использование рекомендаций сурдологов и офтольмологов.
Исходными данными для составления индивидуального маршрута является изучение анамнеза, степень нарушения у ребенка, наличие компенсаторных механизмов, социальный статус семьи, и соответствующие рекомендации ПМПК и МСЭК. Специалисты преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи многих специалистов, что особенно выражено в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Основами построения такой деятельности стали системность, целостность и конкретность.
Системный характер предполагает, что все компоненты системы, подчиняясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом.
Целостность выражается в полном представлении всех элементов интегрированного подхода к воспитанию, обучению и коррекции развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Конкретность — сохранение индивидуальности и специфики деятельности каждого участника коррекционно-педагогического процесса, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
индивидуального маршрута развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребѐнка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.
Коррекционно-развивающий блок задач направлен на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребѐнка, преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров
Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям осуществляется и в рамках системы дополнительного образования. предоставляет детям с особыми образовательными потребностями дополнительные возможности для развития всех психических процессов и проявления своих потенциальных возможностей
7. Врач-психоневролог (не является членом педагогического коллектива, однако осуществляет сопровождение детей «группы риска», которых направляют для дополнительной диагностики и медикаментозного лечения специалисты): организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов в соответствии с уровнем квалификации и специализацией, разработка медицинских рекомендаций другим специалистам, организация консультативной помощи педагогам и семьям о работе с детьми «группы риска».
8. Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального и художественного воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.
9. Представители администрации – заместители директора по УВР и ВР — руководитель службы сопровождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности. педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт воспитания и обучения детей, организовать совместный поиск продуктивных путей развития образования в педагогическом коллективе. Содержание коррекционно-развивающей деятельности всех специалистов строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития ребенка. Деятельность специалистов при такой автономности и независимости каждого подчиняется логике сопровождения. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, физио-, фито-, аромо-, музыкотерапии, логоритмики и т.д.). Заместитель директора по УВР принимает активное участие в уточнении должностных обязанностей узких специалистов, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые находятся на контроле у методической службы. Должна прослеживаться определенность: кто, что и к какому сроку выполняет, с кем взаимодействует
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.