Особенности задач семьи и школы в воспитании
социализации ребёнка
Детская дружба – один из самых непонятных для взрослых феноменов. Ребёнок дружит с детьми до школы, играет с ними, носит им подарки. Придя в школу, он забывает «старых» и обзаводится новыми приятелями. Но есть и такие дети, которые даже с родными братьями и сёстрами дружить не умеют. Для многих простое обращение к сверстнику « Как тебя зовут?» является непомерным трудом. Ребёнок не может переступить через собственную застенчивость, скованность, робость. Также нередкой проблемой для родителей, а для детей настоящей трагедией становится такая ситуация, когда сверстники не принимают ребёнка в свою компанию. Как быть? Как ввести ребёнка в коллектив во дворе, в школе, то есть помочь ему социализироваться?
Обратимся к психологии.
Всякий человек большой или маленький стремится как к обособлению, к ощущению собственного «Я», так и к дружбе, любви, товариществу, то есть участию в коллективе единомышленников, которые могут заступиться, помочь, посочувствовать, защитить. Эти переживания и чувства определяются очень
ёмким словом «Мы».
«Мы» - это единство людей одинаково мыслящих и чувствующих. Все, кто нам дорог, входят в круг «Мы». Когда мы говорим « Мы», в этом слове слышится тепло, нежность, забота, другие дружеские чувства.
А остальные люди – это « Они». Когда мы говорим «Они», то в этом слове ощущается безразличие, пренебрежение, враждебность, другие чувства подобного рода.
Потребность в ощущении своего «Я» очень важна, так как она обеспечивает развитие индивидуальности, её самовыражение. Однако избыток таких потребностей приводит к эгоизму.
Индивидуальное, эгоистичное и коллективное, гуманистическое – эти стороны человеческой натуры, их уравновешенность отражают взаимоотношения человека с другими людьми. Эти взаимоотношения могут быть трёх типов.
Я – Мы – Они. Это нормальное соотношение индивидуального и социального. Личность может проявлять свою индивидуальность, но она способна подчинить её гуманистическим потребностям группы «Мы». В то же время личность нередко противопоставляет свой коллектив другим людям – «Они». Это нормальное противопоставление.
Я – Они. Личность в этом случае не знает гуманистических потребностей, поэтому никогда не осмысливает себя в каком-то единстве с другими людьми, то есть с «Мы». Такая личность всегда противопоставляет себя другим людям.
Мы. Личность не обладает представлениями о себе как индивидуальности. Она не знает понятия «Они».
По какому типу сложатся взаимоотношения ребенка в новом для него коллективе, зависит от нас – от учителей и родителей.
Первоначально в школе для большинства детей эти отношения начинают развиваться по второму типу «Я и Они». Дети стремятся выделиться, проявить себя перед учителем на фоне других детей. В этом случае дети учатся рядом, но не вместе.
Постепенно отношения переходят в плоскость «Я – Мы – Они». Этому способствует включение в урок групповых методов работы: сначала работа в паре, затем в группе, где нужно уметь прислушиваться к мнению товарища, сообща находить верный ответ. И для учителя, и для родителей было бы прекрасно, если бы часть «Мы» становилась как можно больше, не вытесняя при этом части «Я» и «Они».
Почему развитие отношений в детском коллективе зависит и от родителей?
Дети склонны в своем поведении подражать заботливому родителю, который служит образцом для поведения в моральном плане. Ведь и у родителей складывается новый коллектив. Если вы по отношению к новому детскому и родительскому коллективу будете искренними, доброжелательно настроитесь на весь коллектив, постараетесь сформировать эмоциональный контакт с большинством и учащихся, и родителей в группе, будете держаться с достоинством, этому будут учиться у вас и ваши дети.
Помните, что «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».
Вот несколько советов родителям.
Если:
ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным.
ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
ребёнок растет в упрёках, он учится жить с чувством вины.
ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
ребёнка хвалят, он учится быть благородным.
ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.
ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Приложение.
Пройти тест для себя, зная своего ребёнка.
Тест «Я и коллектив».
На каждый вопрос следует выбрать только один вариант ответа (справа или слева)
Когда я вижу, что кто-то плачет, мне становится жалко этого человека. | +3 | +2 | +1 | 0 | 0 | -1 | -2 | -3 | Я не обращаю внимания на чьи-то слезы. |
Я чувствую, когда у кого -либо из моих друзей неприятности. | | | | | | | | | Я не замечаю, когда переживают другие люди. |
Мне хочется помочь тем людям, к которым я испытываю жалость. | | | | | | | | | Я не думаю, что я должен кому-то помогать. |
Я люблю делать подарки. | | | | | | | | | Я не люблю что-то отдавать, дарить другим людям. |
Я люблю советовать другим, как им уйти от неприятностей, и помогаю им в этом. | | | | | | | | | Я считаю, что каждый должен сам о себе позаботиться. |
Когда товарищу плохо, я готов забыть о себе и помочь ему. | | | | | | | | | Мои интересы и заботы важнее чужих неприятностей. |
Я люблю дружить с разными людьми. | . | | | | | | | | Я дружу только с теми, кто мне помогает. |
Друзей должно быть много. | | | | | | | | | Друг всегда один, реже два. |
Мне трудно обойтись без друзей. | | | | | | | | | Я могу обойтись без друзей. |
Я люблю всех людей. | | | | | | | | | Я люблю только близких, и то не всех. |
| | | | | | | | | |
Баллы, присваиваемые выбранным ответам.
+3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 |
7 б. | 6 б. | 5 б. | 4 б. | 3 б. | 2 б. | 1 б. |
Баллы суммируются и оцениваются следующим образом:
11 – 33 б. – Шкала эгоизма.
44 – 77 б. – Шкала гуманизма.