СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности задач семьи и школы в воспитании социализации ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности задач семьи и школы в воспитании социализации ребёнка»

Особенности задач семьи и школы в воспитании

социализации ребёнка


Детская дружба – один из самых непонятных для взрослых феноменов. Ребёнок дружит с детьми до школы, играет с ними, носит им подарки. Придя в школу, он забывает «старых» и обзаводится новыми приятелями. Но есть и такие дети, которые даже с родными братьями и сёстрами дружить не умеют. Для многих простое обращение к сверстнику « Как тебя зовут?» является непомерным трудом. Ребёнок не может переступить через собственную застенчивость, скованность, робость. Также нередкой проблемой для родителей, а для детей настоящей трагедией становится такая ситуация, когда сверстники не принимают ребёнка в свою компанию. Как быть? Как ввести ребёнка в коллектив во дворе, в школе, то есть помочь ему социализироваться?

Обратимся к психологии.

Всякий человек большой или маленький стремится как к обособлению, к ощущению собственного «Я», так и к дружбе, любви, товариществу, то есть участию в коллективе единомышленников, которые могут заступиться, помочь, посочувствовать, защитить. Эти переживания и чувства определяются очень

ёмким словом «Мы».

«Мы» - это единство людей одинаково мыслящих и чувствующих. Все, кто нам дорог, входят в круг «Мы». Когда мы говорим « Мы», в этом слове слышится тепло, нежность, забота, другие дружеские чувства.

А остальные люди – это « Они». Когда мы говорим «Они», то в этом слове ощущается безразличие, пренебрежение, враждебность, другие чувства подобного рода.

Потребность в ощущении своего «Я» очень важна, так как она обеспечивает развитие индивидуальности, её самовыражение. Однако избыток таких потребностей приводит к эгоизму.

Индивидуальное, эгоистичное и коллективное, гуманистическое – эти стороны человеческой натуры, их уравновешенность отражают взаимоотношения человека с другими людьми. Эти взаимоотношения могут быть трёх типов.


  1. Я – Мы – Они. Это нормальное соотношение индивидуального и социального. Личность может проявлять свою индивидуальность, но она способна подчинить её гуманистическим потребностям группы «Мы». В то же время личность нередко противопоставляет свой коллектив другим людям – «Они». Это нормальное противопоставление.

  2. Я – Они. Личность в этом случае не знает гуманистических потребностей, поэтому никогда не осмысливает себя в каком-то единстве с другими людьми, то есть с «Мы». Такая личность всегда противопоставляет себя другим людям.

  3. Мы. Личность не обладает представлениями о себе как индивидуальности. Она не знает понятия «Они».



По какому типу сложатся взаимоотношения ребенка в новом для него коллективе, зависит от нас – от учителей и родителей.

Первоначально в школе для большинства детей эти отношения начинают развиваться по второму типу «Я и Они». Дети стремятся выделиться, проявить себя перед учителем на фоне других детей. В этом случае дети учатся рядом, но не вместе.

Постепенно отношения переходят в плоскость «Я – Мы – Они». Этому способствует включение в урок групповых методов работы: сначала работа в паре, затем в группе, где нужно уметь прислушиваться к мнению товарища, сообща находить верный ответ. И для учителя, и для родителей было бы прекрасно, если бы часть «Мы» становилась как можно больше, не вытесняя при этом части «Я» и «Они».

Почему развитие отношений в детском коллективе зависит и от родителей?

Дети склонны в своем поведении подражать заботливому родителю, который служит образцом для поведения в моральном плане. Ведь и у родителей складывается новый коллектив. Если вы по отношению к новому детскому и родительскому коллективу будете искренними, доброжелательно настроитесь на весь коллектив, постараетесь сформировать эмоциональный контакт с большинством и учащихся, и родителей в группе, будете держаться с достоинством, этому будут учиться у вас и ваши дети.

Помните, что «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».

Вот несколько советов родителям.

Если:

  • ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

  • ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным.

  • ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

  • ребёнок растет в упрёках, он учится жить с чувством вины.


  • ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

  • ребёнка хвалят, он учится быть благородным.

  • ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

  • ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.

  • ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

  • ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.









Приложение.

Пройти тест для себя, зная своего ребёнка.

Тест «Я и коллектив».

На каждый вопрос следует выбрать только один вариант ответа (справа или слева)


Когда я вижу, что кто-то

плачет, мне становится

жалко этого человека.

+3

+2

+1

0

0

-1

-2

-3

Я не обращаю внимания на чьи-то слезы.

Я чувствую, когда у кого

-либо из моих друзей

неприятности.









Я не замечаю, когда переживают другие люди.

Мне хочется помочь тем

людям, к которым я

испытываю жалость.









Я не думаю, что я должен кому-то помогать.

Я люблю делать подарки.









Я не люблю что-то отдавать, дарить другим людям.

Я люблю советовать

другим, как им уйти от

неприятностей, и

помогаю им в этом.









Я считаю, что каждый должен сам о себе позаботиться.

Когда товарищу плохо,

я готов забыть о себе и

помочь ему.









Мои интересы и заботы важнее чужих неприятностей.

Я люблю дружить с

разными людьми.

.








Я дружу только с теми, кто мне помогает.

Друзей должно быть

много.









Друг всегда один, реже два.

Мне трудно обойтись

без друзей.









Я могу обойтись без друзей.

Я люблю всех людей.









Я люблю только близких, и то не всех.














Баллы, присваиваемые выбранным ответам.


+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

7 б.

6 б.

5 б.

4 б.

3 б.

2 б.

1 б.


Баллы суммируются и оцениваются следующим образом:

11 – 33 б. – Шкала эгоизма.

44 – 77 б. – Шкала гуманизма.