ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Вопросы воспитания и обучения школьников с нарушениями речевого и языкового развития являются очень серьезными и важными для учителей и преподавателей физической культуры.
К этой категории детей школьного возраста относятся дети с нарушениями речевого и языкового развития, имеющие нормальный слух и нормальный интеллект. Речевые нарушения бывают разных форм и степеней.
В частности, часто возникают проблемы со скоростью и беглостью речи. В зависимости от степени тяжести языковые нарушения можно разделить на те, которые не мешают обучению в общеобразовательной школе, и те, которые достаточно серьезны, чтобы требовать специального образования [2].
У детей с нарушениями речи наблюдается задержка психомоторного развития по целому ряду причин:
- В отличие от нормальных детей, у детей с нарушениями речи ниже уровень развития ловкости и быстроты. При измерении физической подготовленности этих детей не было выявлено существенных различий в показателях выносливости, мышечной силы и гибкости;
- В отличие от нормальных детей, дети с нарушениями речи имеют менее сформированную моторику, меньшее количество автоматических движений и более низкую способность к обучению. Эти характеристики связаны с более низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания и памяти);
- Дети с нарушениями речи имеют непропорциональное и незрелое моторное развитие.
Поэтому физические упражнения должны способствовать коррекции психомоторного, а также речевого, эмоционального и общего психологического развития [3].
В России распространению оздоровительных методов способствовали идеи, выдвинутые отечественными учеными С.П. Боткиным, Г.А. Захариным, С.Г. Зыбеллиным, П.Ф. Лесгафтом, Н.П. Максимовичем-Амбодиком, М.Я. Мудровым, А.А. Остроумовым и другими. Так, основной идеей П.Ф. Лесгафта было содействие гармоническому развитию человека посредством физических упражнений на основе объединения физического и психического воспитания личности; руководства по оздоровительным упражнениям и массажу написали М.К. Барсов, В.Ф. Дьяковский, Е.Н. Залесова, И.Н. Пильский, К.Г. Соловьев и другие. Значительный вклад в развитие оздоровительной физической культуры внесли Гориневская В.В., Добровольский В.К., Ивановский Б.А., Саркизов-Серазини И.М. и другие.
Для категории детей с нарушениями речи используются различные методики оздоровления и физического развития, но с учетом физических и психологических особенностей детей существуют некоторые различия в приемах, методах и организационных особенностях занятий. Они зависят от физических возможностей детей, их подготовленности и наличия соответствующих знаний и навыков [1].
При реализации любой методики оздоровительной работы с детьми с нарушениями речи необходимо учитывать следующие основные особенности:
– максимальная индивидуализация выбора оздоровительных упражнений и методики работы с учетом медицинских рекомендаций;
– вариативный характер упражнений, позволяющий учитывать меняющееся функциональное состояние ребенка;
– игровая деятельность должна быть ведущей, так как именно она позволяет детям удовлетворять потребность в движениях;
– большое количество повторений при показе упражнений;
– преобладание практических и наглядных методов обучения;
– продолжительный показ и неоднократное объяснение при показе фотографий, рисунков, схем и т. д.;
– учет возможной замедленной реакции ребенка на звуковые сигналы;
– использование всего разнообразия физических упражнений, основных видов движений (ходьба, лазанье, преодоление препятствий и т. д.), действий с предметами (мячи, игрушки, обручи и т. д.);
– развитие физических качеств с учетом сенситивных периодов [4].
Необходимо учитывать специфику психофизической нагрузки. Дети с нарушениями речи и языка должны быть осторожны с физическими нагрузками. При регулировании нагрузок необходимо придерживаться следующих рекомендаций
- Нагрузки должны варьироваться в зависимости от состояния здоровья и уровня физической подготовки участника;
- Использовать стандартные нагрузки (одинаковые скорость, темп и вес) и переменные нагрузки (меняющиеся нагрузки);
- Варьировать нагрузку в состоянии покоя с помощью упражнений на расслабление, дыхательных упражнений, пальчиковых упражнений и т. д;
- Избегать длительных статических нагрузок и высокоинтенсивных упражнений;
- Умеренное утомление не противопоказано, но нерациональная организация труда (физического и умственного) может привести к чрезмерному утомлению;
- Учитывать умеренные нарушения и гиперактивность в эмоционально-аффективной сфере за счет упражнений на расслабление, регуляцию дыхания, устранение зрительного и эмоционального утомления [3].
В работе с этими детьми надо исключить следующие виды движения: спрыгивания с возвышенности, прыжки в длину и в высоту, резкие движения позвоночника, кувырки и т. д.
В начале занятия выполнять упражнения, не нагружающие позвоночник - лежа на полу, на фитнес-мячах. Игры и упражнения направлены на формирование правильной осанки, укрепление мышечных поясов и сводов стоп. Музыка и стихи помогают освоить каждое упражнение, учат ребенка выполнять их в ровном темпе и связывают движение и речь. Эти упражнения со стихами стимулируют речь, активизируют артикуляцию и силу голоса.
Особое внимание следует уделить дыхательным упражнениям, так как физические дыхательные упражнения сопровождаются коррекцией речевого дыхания, включая короткие вдохи и длинные выдохи.
Дыхательные упражнения следует выполнять без музыки. Дыхательные упражнения следует выполнять медленно, спокойно, без напряжения и с перерывами, стараясь не вызывать дыхательного дискомфорта. Упражнения должны контролироваться и демонстрироваться инструктором. По этой причине дыхательные упражнения должны быть разработаны в наглядной форме, чтобы дети могли лучше понять движения вдоха и выдоха. Упражнения, выпрямляющие туловище и разводящие руки в стороны, помогают при вдохе, а упражнения, наклоняющие туловище вперед, приседающие и сводящие руки вместе, помогают при выдохе.
Физические игры также являются хорошим способом регулирования физической активности. Например, можно использовать игры низкой и умеренной интенсивности. Кроме того, можно использовать ролевые и спортивные игры, направленные на коррекцию (например, игры с мячом, игры, направленные на нормализацию мышечного тонуса, игры на развитие чувства пространственной ориентации).
Поддержка детей с нарушениями речи начинается с организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые направленны на укрепление нервной системы. Это создает положительный эмоциональный климат в классе, где учителя говорят бегло, выразительно и спокойным тоном. Они сознательно создают ситуации, в которых дети чувствуют себя ловкими и сильными. В результате индивидуального и дифференцированного подхода к детям в логопедических группах должна наблюдаться положительная динамика:
- Развиваться правильные навыки осанки;
- Повыситься выносливость, сила спины, мышц живота и показатели динамометрии;
- Повышение двигательной активности у детей с нарушениями речи и языка в результате уменьшения моторного шага; более плавные движения, развитие координации и улучшение моторной ловкости;
- У детей должна развиваться образная речь как средство выражения своего отношения к миру и самовыражения.
Задача сохранения здоровья детей может быть полностью решена только при организации оздоровительной работы путем сочетания средств, методов и форм [5].
Помощь детям с нарушением речи включает в себя организацию комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление нервной системы. В процессе занятий особое внимание уделяется созданию благоприятной эмоциональной обстановки, а речь педагога должна быть спокойной, плавной и гармоничной. При этом сознательно создаются ситуации, помогающие детям почувствовать себя гибкими и крепкими.
Литература
Волошина Л.Н. Генезис физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании / Л.Н. Волошина, К.Е. Панасенко // Современные проблемы науки и образования. – 2015 – № 2 (1). – С.165 -169.
Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образования: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 176 с.
Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития / Е.М. Мастюкова // Дефектология. – 2007 – № 4 – С. 3–9.
Методика оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ / А.В. Пелихова. –- Челябинск: ЧИППКРО, 2021. – 68 с.
Нетрадиционные оздоровительные методики и технологии: учебное пособие / С.П. Миронова, Т.К. Хозяинова-Цегельник. – 3-е изд., доп. – Екатеринбург, 2013 – 194 с.
Тарасова Т А. Занятия физическими упражнениями для детей с особыми образовательными потребностями. / Т.А. Тарасова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2010. – 178 с.