СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (консультация для родителей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная консультация имеет своей целью знакомство родителей детей с ОВЗ с особенностями проведения музыкальных занятий:

- местом музыкальных занятий в системе работы коррекционно-педагогической работы;

- с основными задачами музыкальных занятий;

- принципами работы с особыми детьми;

- стилем работы команды педагогов. 

 

 

 с видами музыкальной деятельности дошкольников и основными принципами музыкального воспитания ребенка с ОВЗ в домашних условиях.

Просмотр содержимого документа
«ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (консультация для родителей)»

Музыкальный руководитель:

Загоруйко Лариса Александровна


ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

(консультация для родителей)


Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой.

Человек постоянно стремится к сохранению здоровья, физической силы, психической и психологической устойчивости, а также творческой активности. Историю человечества традиционно связывают с поиском результативных путей к здоровой, полноценной жизни. Обогащение духовного мира ребенка, его творческого потенциала, созидательного доброго отношения к себе и окружающим  — это  неиссякаемые источники укрепления его здоровья, как физического, так и духовного.

Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам с проблемами в развитии обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т. е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.

Психологический аспект воздействия музыки на ребенка с проблемами связан прежде всего с коррекцией нарушений познавательной, эмоционально-личностной сферы детей данной категории, где важное место занимают коммуникативная сфера, расширение социального опыта детей, умения адекватно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Музыкальные занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении. Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения занятий решаются задачи как музыкально-эстетического развития, так и коррекционно-развивающие.

Музыкальные занятия основываются на программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей детей. Занятия, в которых участвуют дети одного возраста, по организации могут быть индивидуальными и фронтальными.

Содержание, организация и методика проведения музыкальных занятий с детьми с проблемами определяются, с одной стороны, спецификой музыкального искусства, с другой — природой и характером нарушений в развитии ребенка.

В связи с этим основными задачами музыкальных занятий являются следующие:

  • приобщать детей с проблемами в развитии к основам музыкальной культуры, развивать их музыкально-эстетические интересы, потребности;

  • развивать музыкальные способности детей;

  • способствовать коррекции нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности;

  • развивать у детей представления о различных видах музыкальной деятельности и формировать посильные способы этой деятельности; формировать доступные знания о музыке, ее особенностях, о различных видах музыкальной деятельности;

  • доставлять детям радость, создавая положительный эмоциональный фон, возможности для их самостоятельной и творческой деятельности;

  • способствовать активному общению детей в процессе занятий, выработке навыков коммуникации, социальной адаптации.

В процессе организации и проведения музыкальных занятий с детьми с проблемами важно:

  • учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

  • применять индивидуально-педагогический подход к каждому ребенку в связи с организацией коррекционно-педагогического процесса;

  • использовать специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания, направленные на коррекцию и компенсацию нарушений в развитии ребенка.

Кроме этого, работа с особыми детьми требует определённого стиля работы – командной работы педагогов. Музыкальный руководитель в своей работе с детьми с ОВЗ обязательно учитывает рекомендации учителя-логопеда и педагога-психолога. Вместе с ними он определяет те коррекционные задачи, которые необходимо решить в процессе музыкальных занятий. Учитель-логопед предоставляет музыкальному руководителю результаты диагностического обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер каждого ребенка, что дает возможность учитывать эти особенности при проведении занятий и планировать их, четко видя перед собой перспективу. Все педагоги ДОУ работают в тесной взаимосвязи, хорошо осознавая, что от их совместной работы, взаимопомощи, взаимопонимания во многом зависит успешность коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого средствами музыкального воспитания детей. Все педагоги вместе радуются успехам своих воспитанников: кто-то научился менять движение в соответствии со сменой частей музыки (шаг на музыку спокойного характера, бег под быструю музыку), чьи-то пальчики научились выполнять мелкие быстрые движения, кто-то научился петь целую фразу, не прерывая дыхания, а кто-то справился со сверхзадачей – дождаться своей очереди в игре.

Принцип работы с особыми детьми образно описала швейцарский эрготерапевт Кристине Йенни: «Если у нас здоровый ребенок, мы все время бежим за ним. Он развивается сам, а мы только догоняем и подстраиваемся к новому этапу его развития. Если же у ребенка нарушения, то мы идем на шаг впереди и зовем ребенка к новым навыкам и новым этапам развития. Мы должны смотреть в будущее и думать на шаг вперед».

Музыкальное воспитание дошкольников с проблемами осуществляется в процессе освоения видов музыкальной деятельности:

восприятия музыки — сложного чувственного процесса, наполненного внутренними переживаниями. Он переплетается с музыкальными ощущениями и восприятиями, где предыдущий опыт соединяется с живыми ассоциациями, переживаемыми ребенком в данный момент, а следование за развитием музыкальных образов выражается в ярких ответных реакциях. Восприятие музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так и методическим приемом, предваряющим детское исполнительство (пение, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах). Для слушания музыки используются вокальные и инструментальные произведения (программные и непрограммные), разные по тематике;

детского исполнительства, которое предполагает изобразительно-деятельностное проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном инструменте;

музыкально-образовательной деятельности, проявляющейся в усвоении детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных особенностях, а также обеспечивающей развитие навыков и умений в различных видах музыкальной деятельности; детской музыкально-творческой деятельности, выражающейся в элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности.

Своеобразие музыкальных занятий дошкольников с проблемами проявляется в осуществлении не только развивающих, но и коррекционных задач средствами музыки, в создании атмосферы радости и успеха, поощрении и активизации даже незначительных положительных проявлений в музыкальной деятельности.

Стоит отметить действенность и эффективность музыки, как средства в организации коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она способствует развитию психоэмоциональной устойчивости, настроя, повышает интерес к  многообразию окружающей среды, позволяет ребенку познать своё «Я». Даёт уникальную возможность адаптироваться к современной жизни, полноценно существовать и взаимодействовать в нём.




Список использованной литературы


  1. Анопкина Е. Н., Сахарова Э. К. Музыкальное развитие детей с овз старшего дошкольного возраста посредством применения интерактивных музыкально-дидактических игр и мнемосхем // Вестник научных конференций. – 2018. – № 4-2 (32). – С. 10-12.

  2. Бузакова А. И., Гросул А. В. Музыкальное воспитание детей с овз в условиях реализации ФГОС ДО // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2018. – С. 46-48.

  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.

  4. Королькова Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – 392 с.

  5. Рубинина О. В. Работа с детьми, у которых ограниченные возможности здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiisad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/01/21/rabota-s-ovz (дата обращения: 21.01.2018).


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!