СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши : особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель: сформировать представление о морских организмах как части биосферы, их многообразии, приспособлениях к жизни в водной среде; об основных факторах, влияющих на вертикальное распространение морских организмов. Показать учащимся связь между условиями жизни и приспособлениями организмов, которые ими вызваны, познакомить учащихся с яркими представителями различных природных зон.

 

Задачи:

Определить уровень опорных знаний и умений по предыдущей теме

Актуализировать знания о жизни на поверхности суши

Познакомить учащихся с видами лесных зон и их отличительными особенностями

Показать примеры основных пород древесной растительности и представителей животного мира разных лесов

Способствовать формированию умений учащихся определять географическое положение лесных зон по карте

 

Планируемые результаты:

 

     Предметные – называть представителей планктонных, свободноплавающих и донных морских организмов; приводить примеры приспособлений океанических животных к разным местам обитания; описывать особенности органического мира океана на разной глубине и в разных климатических поясах; объяснять изменения в распространении морских организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.

 

     Метапредметные – умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации; умение работать в коллективе.

 

     Личностные – осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию, Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши : особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах»

Конспект урока 6 класс


Тема : «Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши : особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах»


Цель: сформировать представление о морских организмах как части биосферы, их многообразии, приспособлениях к жизни в водной среде; об основных факторах, влияющих на вертикальное распространение морских организмов. Показать учащимся связь между условиями жизни и приспособлениями организмов, которые ими вызваны, познакомить учащихся с яркими представителями различных природных зон.


Задачи:

Определить уровень опорных знаний и умений по предыдущей теме

Актуализировать знания о жизни на поверхности суши

Познакомить учащихся с видами лесных зон и их отличительными особенностями

Показать примеры основных пород древесной растительности и представителей животного мира разных лесов

Способствовать формированию умений учащихся определять географическое положение лесных зон по карте


Планируемые результаты:


Предметные – называть представителей планктонных, свободноплавающих и донных морских организмов; приводить примеры приспособлений океанических животных к разным местам обитания; описывать особенности органического мира океана на разной глубине и в разных климатических поясах; объяснять изменения в распространении морских организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.


Метапредметные – умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации; умение работать в коллективе.


Личностные – осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию, Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал


Оборудование : таблицы, схемы, атлас


Ход урока


  1. Организационный момент


  • Приветствие

  • Проверка готовности учащихся к уроку


  1. Актуализация опорных знаний учащихся


«Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, другое – в степи, а третье – в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного, мы постигаем его жизнь». А. Брем.


- Как вы понимаете эти слова?

- Вспомните, какие условия необходимы для жизни растений?

- От каких условий внешней среды зависит жизнь животных?

- Какие приспособления имеют растения и животные в разных условиях обитания?

- Какие растения и животные наиболее распространены в нашей местности?


  1. Изучение нового материала


Вы уже знаете, что живое вещество в биосфере распределено неравномерно. Его распространение подчиняется определённым закономерностям.


  • Распространение живых организмов в океане


азнообразие морских организмов. Мировой океан заселен множеством животных, растений и бактерий. В отличие от суши, где среди организмов преобладают растения, океан — среда господства животных. Сейчас известно около 160 000 видов животных и 10 000 видов растений, обитающих в океане. Но постоянно обнаруживаются все новые, неизвестные ранее организмы. Среди них есть и такие, которые считались вымершими


В Мировом океане разнообразие условий жизни изменяется в зависимости от географической широты и глубины.

Это определяет неравномерность расселения живых организмов.

Число видов организмов уменьшается от экватора к полюсам, а их масса, наоборот, возрастает.

В поверхностных водах океана, где много света и кислорода, обитает больше организмов, чем на глубине.


Водные организмы делятся на

  • нектон,

  • бентос

  • планктон.


Нектон (от греческого слова nektos — плавающий) — животные, которые активно плавают в водной толще (рыбы, криль). Заселяют всю толщу воды.20000 рыб, кальмаров, ластоногих, китов, змей и даже пингвины. Обтекаемая форма, плавники, ласты.

Бентос (от греческого слова benthos — глубина) — организмы, обитающие на дне морей и океанов (губки, кораллы). Некоторые не отделяются – кораллы, актинии, морские лилии. Другие плавают в придонных слоях. Жизнь в океане есть повсюду. Однако, ее разнообразие зависит от многих причин. Выделим главные:

Планктон (от греческого слова planktos — блуждающий) — мелкие организмы, населяющие верхнюю часть водной толщи и двигающиеся с током воды. Это микроскопические водоросли, рачки, мальки рыб. Планктонных животных называют зоопланктоном, растения — фитопланктоном. ассивно плавающие, живут во взвешенном состоянии в поверхностном слое. Бактерии, водоросли, личинки, медузы. Его в 20 раз больше всех других организмов. Планктон - пища для рыб, китов.


В общей массе живых организмов Океана планктон составляет 70%. Он служит основной пищей для многих морских животных.


Жизнь в океане существует повсюду — от поверхности до самого дна и от экватора до арктических широт. Однако разнообразие организмов и насыщенность ими водных пространств зависят от многих причин. Среди них главные — глубина, географическая широта, удаленность от берегов.


Распространение организмов в зависимости от климата. Благодаря изменению климата от экватора к полюсам в том же направлении изменяются свойства воды, а следовательно, и особенности органического мира.

В арктическом и антарктическом поясах жизнь очень бедна. Здесь мало как видов живых организмов, так и самих особей. Планктон развивается только в короткий летний период и лишь в местах, освобождающихся ото льда. Вслед за планктоном появляются рыбы и питающиеся ими моржи и тюлени.

В умеренных поясах температура воды весь год выше 0 °С. Обилие растворенного в воде кислорода приводит к бурному развитию жизни. В умеренных поясах не очень велико разнообразие организмов, зато много особей каждого вида. Умеренные широты богаты рыбой, и здесь ведется ее активный промысел (сельдь, хек, треска, сайра, лососевые).

В тропических поясах весь год высокая температура воды и повышенная соленость. В воде мало растворенного кислорода и питательных веществ. Из-за этого меньше, чем в умеренных поясах, планктона, а, следовательно, и рыбы.

Однако в жарких поясах огромное разнообразие теплолюбивых рыб и донных организмов (кораллов, моллюсков, иглокожих, ракообразных). В экваториальном поясе температура воды весь год высокая. Бурное развитие жизни наблюдается вблизи устьев крупных рек, выносящих в океан питательные вещества. На дне океанов много коралловых построек. В экваториальных водах ведут отлов морских черепах, моллюсков, тунца, сардин, макрели. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов. Наиболее благоприятные условия, как для растений, так и животных находятся в зонах мелководий. Это шельфы морей и океанов. На их мелководьях много света, тепла, питательных веществ. Благодаря активному перемешиванию вода обогащается кислородом. По направлению к открытому океану насыщенность жизнью уменьшается в сотни раз. Богатый мир донных животных обнаружен на участках дна океанов, где имеются выходы горячих подземных вод и газов. Здесь живут крупные моллюски — диковинные существа, похожие на больших (до 1 м длиной) червей. Эти и другие животные питаются особыми бактериями, которые создают органическое вещество не путем фотосинтеза, а за счет химических реакций. Шельф составляет около 9% площади всего Мирового океана. Однако здесь сосредоточено 99% всех донных организмов и вылавливается более 90% всей морской рыбы.


  • Распространение живых организмов на суше

На равнинах число видов животных и растений возрастает от полюсов к экватору. Исключение составляют тропические пустыни с небольшим разнообразием живых организмов и массой живого вещества. В зависимости от географической широты изменяется и состав органического мира. Вдоль экватора распространены влажные экваториальные леса — области с самой большой массой живого вещества. Вокруг полюсов сформировались ледяные пустыни — области с минимальной массой живого вещества.


Природные условия, влияющие на органический мир суши, изменяются также по направлению от океанических побережий в глубь материков.

Например, с Атлантического океана в Евразию приходит влажный морской воздух, поэтому в Европе растут широколиственные леса. На той же широте при удалении от океана и уменьшении осадков леса сменяются степями и даже пустынями. Смену природных условий на равнинах нарушают горы. С высотой становится холоднее, поэтому от подножия гор к вершинам изменяется состав растительности и животного мира. Количество сообществ живых организмов в горах зависит от географического положения гор, их высоты и расположения склонов но отношению к сторонам горизонта. Наибольшим разнообразием видов растений и животных, сменяющих друг друга, отличаются высокие горы тропических широт.


- Каковы особенности животных, обитающих в безлесных пространствах?


Во внутренних частях материков простираются травянистые равнины. Здесь не хватает влаги для роста лесов, но достаточно для трав.


В тропических широтах травянистые равнины называют саваннами, в умеренных широтах Евразии — степями, в Северной Америке — прериями, а в Южной Америке — пампой.


В саваннах открытые травянистые участки сочетаются с отдельно стоящими деревьями или группами деревьев


Травы столь высокие, что в них легко скрывается всадник.


Обилие растительного корма приводит к большому разнообразию травоядных животных. А с обилием травоядных связано и разнообразие хищных зверей. Саванны — самые крупные естественные пастбища на Земле.


Степи (прерии, пампа), в отличие от саванн, имеют более низкорослые травы.


Самые характерные травы — злаки. Благодаря обилию кормов в степях, как и в саваннах, разнообразны травоядные животные, а, следовательно, и хищники.


Пустыни и полупустыни — это области с очень засушливым климатом. Их так и назвали, потому что там почти «пусто», т. е. мало растительности


Пустыни и полупустыни есть на всех материках и занимают больше 1/4 части земной суши. Они распространены как в тропических поясах, так и в умеренных.


У растений и животных пустынь и полупустынь выработались специальные приспособления к суровым условиям жизни.


Многие животные прячутся от зноя в норах или в самые жаркие периоды впадают в спячку. У одних растений очень длинные корни, другие могут запасать влагу в листьях и стеблях, что позволяет им существовать длительное время без воды.


Тундра располагается вдоль северных побережий Евразии и Северной Америки. В тундре очень холодная зима, короткое прохладное лето и постоянно дуют сильные ветры. Повсеместно распространена многолетняя мерзлота, оттаивающая летом на глубину не больше 1 м. Поэтому основные растения тундр — мхи и лишайники, малорослые травы, кустарники. Многие растения, прижимаясь к земле, приобретают подушкообразную форму. Так они меньше подвергаются действию ветра и получают больше тепла, поскольку почвы здесь теплее воздуха. Растения растут очень медленно — всего 1—5 мм в год. Животные тундры защищаются от мороза толстым слоем подкожного жира и мехом, закапываются в снег или роют норы.


Севернее тундр располагаются арктические пустыни. Большую часть года земля здесь скованно льдом и покрыта снегом. Лишь на несколько недель из-под снега освобождаются участки каменистого грунта. Но даже сюда проникает растительность! Это мхи, лишайники, камнеломки, полярный мак. Животных арктических пустынь — белых медведей и перелетных птиц — кормит море.


  1. Закрепление изученного материала


- В чем отличие природы степей от природы саванн? Чем оно обусловлено?

- Как животные и растения пустынь и тундр приспособились к суровым условиям обитания?

- Каких организмов больше в океане — растений или животных?

- Как морские растения и животные приспосабливаются к водным условиям существования?

- От каких причин зависит разнообразие и количество организмов в разных частях океана?


  1. Домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя