СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности древнерусской культуры в 12-13 веках.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок истории в 6 классе в рамках редметной декады. В разработке раскрыты особенности древнерусской культуры периода политической раздробленности.

Просмотр содержимого документа
«Особенности древнерусской культуры в 12-13 веках.»

Культура русских земель в XII – XIII веках.

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями древнерусской культуры периода политической раздробленности.

Основные понятия: поучение, слово, моление.

Оборудование: фильмы, слайды, фотографии, репро­дукции и другой иллюстративный материал.

План изучения новой темы:

  1. Особенности русской культуры XII—XIII вв.

  2. Образование и наука.

  3. Литература.

  4. Архитектура.

  5. Иконопись.

Ход урока

  1. Разминка (исторический диктант):

  1. Крещение Руси (988 г.)

  2. Первое упоминание о Москве (1147 г.)

  3. Битва на Калке (1223 г.)

  4. Невская битва (1240 г.)

  5. Ледовое побоище (1242 г.)

  6. Владения младших членов княжеского рода (уделы)

  7. Что такое рать? (войско)

  8. Что такое мятеж? (восстание)

  9. Корм для лошадей и скота (фураж)

  10. Ханская грамота, дававшая право русским князьям влавствовать в своих княжествах (ярлык)

Задания

Варианты ответов

1. Крещение Руси (дата)

1) 1240 г.

2. Первое упоминание о Москве (дата)

2) уделы

3. Битва на Калке (дата)

3) 988 г.

4. Невская битва (дата)

4) восстание

5. Ледовое побоище (дата)

5) фураж

6. Владения младших членов княжеского рода

6) 1242 г.

7. Что такое рать?

7) 1147 г.

8. Что такое мятеж?

8) ярлык

9. Корм для лошадей и скота

9) 1223г.

  1. Ханская грамота, дававшая право русским князьям влавствовать в своих княжествах

10) войско

Ключи к разминке:

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Номер ответа

3

7

9

1

6

2

10

4

5

8



Проверка домашнего задания

  1. Контрольный тест

  1. Формирование Литовско-Русского государства нача­лось в:

а) начале XII в.

б) середине XIII в.

в) конце XIV в.

г) начале XV в.

  1. Формированию Литовско-Русского государства спо­собствовало:

а) нашествие крестоносцев

б) нашествие монголов

в) и то и другое

  1. Основателем Литовско-Русского государства был:

а) Миндовг б) Гедимин в) Ольгерд г) Ягайло

  1. Самое большое по территории государство Восточной Европы в начале XV в.:

а) Великое княжество Литовское

б) Польское королевство

в) Новгородское княжество

г) Ливонский орден

  1. Что тормозило рост территории Литовско-Русского государства?

а) войны с соседями

б) религиозные конфликты среди населения

в) хозяйственные трудности

г) миролюбие великих князей

  1. Какое слово лишнее в этом ряду?

а)Вильно б) Киев в) Новгород г) Минск

  1. Государственный язык Великого княжества Литовс­кого:

а) древнерусский в) латынь

б) литовский г) польский



Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Номер ответа

б

в

а

а

а

в

а

  1. Проверка письменного выполнения задания 2 на с. 127.

Пользуясь текстом параграфа и картой, составьте рассказ о росте территории Литовско – Русского государства.

Изучение новой темы

  1. Учащиеся вспоминают, что XII—XIII вв. — время по­литической раздробленности на Руси. Политическое обо­собление русских земель привело к возникновению замет­ных отличий в их культуре.

  1. Центрами науки и образования в XII—XIII вв. были города и монастыри. Почему? Горожане занимались тор­говлей, в том числе и с зарубежными странами. Купцы ве­ли учет проданных и купленных товаров, они должны бы­ли уметь писать и считать. Купцы приносили на Русь сведе­ния о жизни в других странах. Больше всего торговали новгородцы. Уровень грамотности в Новгороде был самым высоким на Руси. В школах учились мальчики и девочки. Основным материалом для письма была береста. Археологи нашли ученические тетради из бересты, относящиеся к 1263 г. Школьники того времени учились грамоте, счету, заучивали молитвы.

Монахи, духовенство должны были знать грамоту, что­бы служить в церкви, ведь церковная служба ведется по книгам. Кроме того, представители духовенства должны были уметь отстаивать свои убеждения в спорах с язычни­ками, католиками, мусульманами, иудеями. Для этого они изучали сущность других вероучений. Верующие люди, ес­ли у них были для этого средства, совершали паломничест­во в святые места христианской церкви, например, в Па­лестину. Паломники привозили с собой известия о природе и людях стран, через которые они проезжали.

Монахи вели летописи.. Они записывали не только события политической жизни, но и фикисировали такие явления природы, как: затмения, кометы, бури, засухи и т.п.
Таким образом, накапливались наблюдения за явлениями окружающего мира, а это есть первый этап научного познания.

Научное познание — создание объективной (реальной) картины мира.

Князьям и боярам образование было нужно, чтобы знать законы, издавать их и правильно применять.

Школы в большинстве русских земель существовали при монастырях. Монахи учили грамоте детей князей и бояр, знатных горожан.









Образование

Земля

Особенность

Школы/

предметы

Кто учился

Уровень грамотности

Новго­

родская

Торговля —

основа

хозяйства.

Светские/гра­мота, счет, мо­литвы, торго­вый учет

Большинс­тво детей горожан

Высокий

Все

осталь­ные

Основа —

сельское

хозяйство

Монастырс­кие/грамота, молитвы, счет

Дети духо­венства и феодалов

Низкий



Развитие науки





3. В русской литературе периода политической раздробленности появились местные традиции, жанры и особенности.

Автор

Название

произведения

Основные идеи произведения

А) Владимир Мономах

Г) «Слово о полку Игоре- ве»

Ж) Размышления об идеальном князе-защитнике всех обездо­ленных, который сможет пре­одолеть внутренние раздоры и обеспечить внешнюю безопас­ность страны

Б) Даниил Заточник

Д) «Поучение детям»

3) Призыв к князьям прекратить усобицы и распри, от которых страдает Русская земля, объ­единиться против ее врагов

В) Неизвестный автор

Е) «Слово», «Моление»

И) Наставления о необходимости соблюдать законы и традиции, как государственные, так и се­мейные, жить праведно, чтить старших, честно выполнять свой воинский долг

Запишите полученные сочетания букв.________________________________







  1. Отличительными чертами новгородского архитектур­ного стиля были монументальная строгость и простота форм, скупость в украшениях. Каменное зодчество Влади­миро-Суздальской земли отличалась по материалу. Боль­шинство новгородских храмов построено из кирпича,, а во Владимиро-Суздальской земле широко применяли белый камень известняк, была распространена каменная резьба. Для архитектурных сооружений характерны величествен­ность, большие размеры, богатое убранство.



5. Русская иконопись в XII – XIII вв. все больше приобретает самобытные черты. Изначально иконы на Руси писали приглашенные из Болгарии и Византии художники. В начале XIII века после половецких набегов и разгрома крестоносцами Византийской империи приток художников из – за рубежа на Русь прекратился. Возникла русская школа иконописи. От византийской она отличалась более яркими красками и очеловеченными образами святых.

Сокращение контактов с Византией

Яркость красок, человечность образов





Возникновение русской школы иконописи











Закрепление: Работа с новыми понятиями. Просмотр видеоурока .

Вывод: В XII – XIII вв. появились местные культурные традиции, возникли местные школы архитектуры и живописи.

Заключительное слово: Монголо-татарское нашествие оказало огромное отрицательное влияние на русскую культуру. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла.

Домашнее задание: 1. Параграф 16, вопросы и задания

На с. 136 (устно), задания по архитектуре (рабочая тетрадь) - письменно.

2. Документы на с.136 – 138, вопросы к документам на с.138, вопрос 2 – письменно.

3. Подготовка к итоговому диктанту по параграфам 9-16

4. Устный рассказ о наиболее понравившемся событии или понравившейся исторической личности.

Оценивание.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!