СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема «Древнерусская культура с 10 – 13 век»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: « Что такое жизнь, короткое мгновение

Как звездочка мелькнет в туманной мгле,

Но главное ее предназначение

Добрый след оставить на земле».

 

Проходят дни, года, столетья, меняются поколения, оставляя за собой неизгладимый  след – свою культуру. Сегодня мы с вами совершим воображаемую экскурсию в музей культуры Древней Руси, рассмотрим особенности развития  литературы, архитектуры, живописи, прикладного искусства. Попробуем доказать взаимосвязь истории и культуры. Роль экскурсоводов выполнят  учащиеся.

ВОПРОС: А что такое культура?

ОТВЕТ: Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно-трудовой практики.

УЧИТЕЛЬ: Культурологи выделяют три этапа развития Древнерусской культуры.

1.Дохристианская культура восточных славян.

2.Культура после принятия христианства в 988г. Так как христианство было принято по византийскому образцу, то и в развитии культуры прослеживаются византийские традиции.

3.С усилением феодальной раздробленности Руси начинают формироваться местный стилевые особенности, особо в архитектуре.

Итак, сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию, и чтобы вам не быть бесполезными слушателями по ходу экскурсии вы будете заполнять кластер. Его можете заполнять, как вы считаете нужным, отразив самые главные направления древнерусской культуры и самые важные направления экскурсии. В конце урока мы проверим, что же у нас получится.

УЧИТЕЛЬ: Первую экскурсию мы совершим в мир письменности, литературы и устного народного творчества. Данную экскурсию нам проведет (ф.и. учащегося).

Слова ученика: ЛИТЕРАТУРА.

Христианизация Руси во многом способствовала распространению письменности и появлению первых литературных произведений, главным образом литературного содержания. В конце Х в. на Руси появляется множество сочинений, изложенных выразительным литературным языком. И все это благодаря двум монахам, выдающимся болгарским просветителям Кириллу и Мефодию, которые составили славянскую азбуку. К концу Х-началу ХII в. уже можно было говорить о богатстве жанров в древнерусской литературе. Здесь проповеди, и эпические произведения – летописи, и жития святых, слово, хожение, поучение. После принятия христианства Русским государством в 988 году потребовалось не только множества переводных церковно-богослужебных и церковно-просветительских книг, но и составления собственных, русских сочинений, посвященных нуждам местной, русской церкви. Одним из первых стала "Речь философа",  написанная монахом Киево - Печерского монастыря Нестором.

"Речь" является изложением всемирной истории с христианской точки зрения и исполнено в форме речи, обращенной к князю Владимиру Святославичу с целью убедить его принять христианство: якобы именно под влиянием этой речи Владимир и принял христианскую веру.

Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нем усилены назидательные и церковные элементы.

Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV—XV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. Хозяйственная жизнь и быт народа описаны менее детально. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение её составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения». Однако за религиозными расхождениями и ссылками на волю Бога часто скрываются практический подход к действительности, стремление выявить реальные причинно-следственные связи между событиями.

В «Слове о Законе и Благодати», написанное митрополитом Илларионом и датируемым 11 веком. впервые ставился вопрос о равноправности народов в противовес средневековым теориями о богоизбранности одного лишь народа – еврейского.

Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.

Вопрос о княжеской власти в жизни государства, о её обязанностях и способах осуществления становится одним из центральных в литературе. Возникает мысль о необходимости сильной власти как условия успешной борьбы с внешними врагами и преодоления внутренних противоречий. Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIII веков, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Убеждённый сторонник сильной княжеской власти, Даниил с юмором и сарказмом пишет об окружающей его печальной действительности.

Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославовича. Описание этого похода служит автору только поводом для размышления о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор принадлежал к дружинной среде. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм.

Большое влияние на Русскую культуру оказало Батыево нашествие. Первая работа посвященная нашествию — «Слово о погибели Русской земли». Данное слово дошло до нас не полностью. Так же Батыевому нашествию посвящена «Повесть о разорении Рязани Батыем» — составная часть цикла повестей о чудотворной иконе Николы Зарайского.

          ВОПРОС УЧИТЕЛЯ:: Прослушав данное сообщение, мы можем говорить о взаимосвязи истории и литературы?

ОТВЕТ: Да, можем, произведения, которые появлялись, они были не случайными, а связанными с какими-либо историческими событиями. Например, «Слово о полку Игореве», было написано после похода киевского князя Святополка на половцев. Значит, в данном случае мы можем говорить о взаимосвязи истории и культуры.

ВОПРОС: Хотелось бы выделить еще одну особенность древнерусской литературы. Каким слоям феодального общества посвящена древнерусская литература?

ОТВЕТ: Древнерусская литература рассказывает только о тех лицах, которые принадлежат к верхушке феодального общества, - князьях, митрополитах, полководцах, которые повлияли на ход мировой истории военными подвигами, молитвами, нравственным воздействием на людей

УЧИТЕЛЬ: Следующая экспозиция даст нам представление о зодчестве Древней Руси.

Давайте вспомним, что такое зодчество?

Ответ: Это искусство строительства и украшение зданий и сооружений.

Учитель: Говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. Давайте посмотрит на эту душу.

УЧЕНИК:АРХИТЕКТУРА. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные.

Характерные черты русского деревянного зодчества.

1.Многоярусность строений.

2.Наличие разнообразных пристроек.

3.Увенчание построек теремами и башенками.

4.Художественная резьба по дереву. (записать в тетрадь)

После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., Строительство было окончено в 996 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. Разрушена во время осады Киева монголами. До наших дней сохранилась лишь реконструкция церкви.

Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров.Сложившийся в зодчестве Византии крестово-купольный храм стал преобладающим типом православного храма на Руси: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. В восточной части здания совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон - хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.

Как вы знаете, большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый. Софийский собор в Киеве – главный храм христиан Киевской Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13-главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построен на месте разгрома печенегов.

Софийский собор в Новгороде построен в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София отличается не только количеством куполов. Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм.

Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Этой постройкой город подчеркнул свое желание не уступать по величию Константинополю. В 1164 г Андреем Боголюбским были построены Золотые ворота во Владимире. К воротам были прибиты листы золоченой меди, которая ярко блестела на солнце.  Ворота во Владимире соперничали по величию и красоте со знаменитыми Золотыми Киевскими вратами. Сейчас Золотые ворота по праву считаются редчайшим экземпляром русского военного зодчества. Этот архитектурный памятник, уцелевший, несмотря на разгромы, войны и пожарища, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Его история по-своему трагична, но вызывает искреннее восхищение.

Первой церковью, родоначальницей стиля, сложенной из белого камня, блоки которого были идеально подогнаны один к другому, стала церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше, в 4 км. От Суздаля, на том самом месте, где якобы останавливались святые Борис и Глеб, когда они ходили из Ростова и Суздаля в Киев. Это был храм крепость.

При Андрее Боголюбском были построены Успенский собор во Владимире (1158—1160 гг.), позднее ставший главным храмом России (до постройки московского Успенского собора

В Суздальской земле, на берегу Нерли, уже более восьмисот лет стоит церковь Покрова Богородицы, построенная пор приказу Андрея Боголюбского в честь победы над булгарами и в память о сыне Изяславе погибшем от булгар. Храм настолько созвучен настроению окружающего пейзажа, что кажется, будто он родился вместе с ним, а не создан руками человека. Храм - ворота в земли Владимирские, а Покров -это зашита и покровительство русским людям. Греки Покров не праздновали, это праздник чисто русский, который князь Андрей Боголюбский лично установил.

Задача, поставленная перед зодчими, была очень сложной, поскольку намеченное для постройки место лежало в заливаемой зоне. Поэтому, заложив фундамент, возвели на нем каменный цоколь высотой почти четыре метра и засыпали его землей. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами. На этом цоколе, как на пьедестале, и была воздвигнута церковь., она как бы парит над землей, поражая воображение.

Построенный в конце 12 века братом Андрея Боголюбского Всеволодом Большое Гнездо Дмитровский собор во Владимире должен был олицетворять силу и власть княжества. Строился как предворный собор на княжеском дворе.Освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 году включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

УЧИтель: мы видим богатое культурно наследие, несмотря на беспощадные набеги кочевников, на войны и революции, храмы сохранились в течение восьми столетий.

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Прослушав сообщение об архитектуре можем ли мы здесь увидеть взаимосвязь строительства храмов и исторических событий.

УЧЕНИК: да.

УЧИТЕЛЬ: Приведите примеры. Необходимым украшением храмов были иконы (греч. типа). Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. 

Учитель читает текст .

О чём идёт речь?

«Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с песком, очищенным от всякого сора; этот цемент намазывают на стену так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления твердой коры и затем наносят на стену второй слой цемента толщиною приблизительно в 2 см. После того, как вода до известной степени испарилась из этого слоя, по нем трут гладкою деревянною доскою. На него намазывают третий слой цемента, дают ему толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают доскою. Этот верхний слой можно накладывать не один раз, но последний слой должен быть изготовлен не раньше утра того дня, в который надо писать на нем, последний слой необходимо наводить на стену частями, каждый раз лишь на такое ее пространство, какое художник в состоянии расписать в один день. Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но остается сырым». 

Учащиеся отвечают) Это фреска.

Учитель: дайте определение.

Учащиеся: Фреска — форма живописной росписи стен, когда краски наносятся на сырую штукатурку.

Экскурс в мир древнерусской живописи проведет ….

 Учащийся: ЖИВОПИСЬ.Сложно и долго рисовалась фреска – картина красками по сырой штукатурке . В Софии Киевской - сцены из жизни той эпохи, кулачный бой, скоморохи, сцены охоты. Есть и групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи. Конечно, в храмах фрески изображали библейские сюжеты, святых.

В Софии Киевской были необыкновенной красоты мозаики . Мозаика — изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Один из древнейших видов изобразительного искусства.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема «Древнерусская культура с 10 – 13 век»»












Урок- практикум для городского семинара учителей истории по теме: «Интеграция как основа формирования метапредметных результатов при подготовке обучающихся к ГИА по истории и обществознанию»




















26.10.2016 год


Тема «Древнерусская культура с 10 – 13 век»


Учитель: « Что такое жизнь, короткое мгновение

Как звездочка мелькнет в туманной мгле,

Но главное ее предназначение

Добрый след оставить на земле».


Проходят дни, года, столетья, меняются поколения, оставляя за собой неизгладимый след – свою культуру. Сегодня мы с вами совершим воображаемую экскурсию в музей культуры Древней Руси, рассмотрим особенности развития литературы, архитектуры, живописи, прикладного искусства. Попробуем доказать взаимосвязь истории и культуры. Роль экскурсоводов выполнят учащиеся.

ВОПРОС: А что такое культура?

ОТВЕТ: Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно-трудовой практики.

УЧИТЕЛЬ: Культурологи выделяют три этапа развития Древнерусской культуры.

1.Дохристианская культура восточных славян.

2.Культура после принятия христианства в 988г. Так как христианство было принято по византийскому образцу, то и в развитии культуры прослеживаются византийские традиции.

3.С усилением феодальной раздробленности Руси начинают формироваться местный стилевые особенности, особо в архитектуре.

Итак, сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию, и чтобы вам не быть бесполезными слушателями по ходу экскурсии вы будете заполнять кластер. Его можете заполнять, как вы считаете нужным, отразив самые главные направления древнерусской культуры и самые важные направления экскурсии. В конце урока мы проверим, что же у нас получится.

УЧИТЕЛЬ: Первую экскурсию мы совершим в мир письменности, литературы и устного народного творчества. Данную экскурсию нам проведет (ф.и. учащегося).

Слова ученика: ЛИТЕРАТУРА.

Христианизация Руси во многом способствовала распространению письменности и появлению первых литературных произведений, главным образом литературного содержания. В конце Х в. на Руси появляется множество сочинений, изложенных выразительным литературным языком. И все это благодаря двум монахам, выдающимся болгарским просветителям Кириллу и Мефодию, которые составили славянскую азбуку. К концу Х-началу ХII в. уже можно было говорить о богатстве жанров в древнерусской литературе. Здесь проповеди, и эпические произведения – летописи, и жития святых, слово, хожение, поучение. После принятия христианства Русским государством в 988 году потребовалось не только множества переводных церковно-богослужебных и церковно-просветительских книг, но и составления собственных, русских сочинений, посвященных нуждам местной, русской церкви. Одним из первых стала "Речь философа", написанная монахом Киево - Печерского монастыря Нестором.

"Речь" является изложением всемирной истории с христианской точки зрения и исполнено в форме речи, обращенной к князю Владимиру Святославичу с целью убедить его принять христианство: якобы именно под влиянием этой речи Владимир и принял христианскую веру.

Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нем усилены назидательные и церковные элементы.

Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV—XV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. Хозяйственная жизнь и быт народа описаны менее детально. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение её составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения». Однако за религиозными расхождениями и ссылками на волю Бога часто скрываются практический подход к действительности, стремление выявить реальные причинно-следственные связи между событиями.

В «Слове о Законе и Благодати», написанное митрополитом Илларионом и датируемым 11 веком. впервые ставился вопрос о равноправности народов в противовес средневековым теориями о богоизбранности одного лишь народа – еврейского.

Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.

Вопрос о княжеской власти в жизни государства, о её обязанностях и способах осуществления становится одним из центральных в литературе. Возникает мысль о необходимости сильной власти как условия успешной борьбы с внешними врагами и преодоления внутренних противоречий. Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIII веков, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Убеждённый сторонник сильной княжеской власти, Даниил с юмором и сарказмом пишет об окружающей его печальной действительности.

Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославовича. Описание этого похода служит автору только поводом для размышления о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор принадлежал к дружинной среде. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм.

Большое влияние на Русскую культуру оказало Батыево нашествие. Первая работа посвященная нашествию — «Слово о погибели Русской земли». Данное слово дошло до нас не полностью. Так же Батыевому нашествию посвящена «Повесть о разорении Рязани Батыем» — составная часть цикла повестей о чудотворной иконе Николы Зарайского.

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ:: Прослушав данное сообщение, мы можем говорить о взаимосвязи истории и литературы?

ОТВЕТ: Да, можем, произведения, которые появлялись, они были не случайными, а связанными с какими-либо историческими событиями. Например, «Слово о полку Игореве», было написано после похода киевского князя Святополка на половцев. Значит, в данном случае мы можем говорить о взаимосвязи истории и культуры.

ВОПРОС: Хотелось бы выделить еще одну особенность древнерусской литературы. Каким слоям феодального общества посвящена древнерусская литература?

ОТВЕТ: Древнерусская литература рассказывает только о тех лицах, которые принадлежат к верхушке феодального общества, - князьях, митрополитах, полководцах, которые повлияли на ход мировой истории военными подвигами, молитвами, нравственным воздействием на людей

УЧИТЕЛЬ: Следующая экспозиция даст нам представление о зодчестве Древней Руси.

Давайте вспомним, что такое зодчество?

Ответ: Это искусство строительства и украшение зданий и сооружений.

Учитель: Говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. Давайте посмотрит на эту душу.

УЧЕНИК:АРХИТЕКТУРА. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные.

Характерные черты русского деревянного зодчества.

1.Многоярусность строений.

2.Наличие разнообразных пристроек.

3.Увенчание построек теремами и башенками.

4.Художественная резьба по дереву. (записать в тетрадь)

После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., Строительство было окончено в 996 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. Разрушена во время осады Киева монголами. До наших дней сохранилась лишь реконструкция церкви.

Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров.Сложившийся в зодчестве Византии крестово-купольный храм стал преобладающим типом православного храма на Руси: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. В восточной части здания совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон - хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.

Как вы знаете, большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый. Софийский собор в Киеве – главный храм христиан Киевской Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13-главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построен на месте разгрома печенегов.

Софийский собор в Новгороде построен в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София отличается не только количеством куполов. Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм.

Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Этой постройкой город подчеркнул свое желание не уступать по величию Константинополю. В 1164 г Андреем Боголюбским были построены Золотые ворота во Владимире. К воротам были прибиты листы золоченой меди, которая ярко блестела на солнце.  Ворота во Владимире соперничали по величию и красоте со знаменитыми Золотыми Киевскими вратами. Сейчас Золотые ворота по праву считаются редчайшим экземпляром русского военного зодчества. Этот архитектурный памятник, уцелевший, несмотря на разгромы, войны и пожарища, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Его история по-своему трагична, но вызывает искреннее восхищение.

Первой церковью, родоначальницей стиля, сложенной из белого камня, блоки которого были идеально подогнаны один к другому, стала церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше, в 4 км. От Суздаля, на том самом месте, где якобы останавливались святые Борис и Глеб, когда они ходили из Ростова и Суздаля в Киев. Это был храм крепость.

При Андрее Боголюбском были построены Успенский собор во Владимире (1158—1160 гг.), позднее ставший главным храмом России (до постройки московского Успенского собора

В Суздальской земле, на берегу Нерли, уже более восьмисот лет стоит церковь Покрова Богородицы, построенная пор приказу Андрея Боголюбского в честь победы над булгарами и в память о сыне Изяславе погибшем от булгар. Храм настолько созвучен настроению окружающего пейзажа, что кажется, будто он родился вместе с ним, а не создан руками человека. Храм - ворота в земли Владимирские, а Покров -это зашита и покровительство русским людям. Греки Покров не праздновали, это праздник чисто русский, который князь Андрей Боголюбский лично установил.

Задача, поставленная перед зодчими, была очень сложной, поскольку намеченное для постройки место лежало в заливаемой зоне. Поэтому, заложив фундамент, возвели на нем каменный цоколь высотой почти четыре метра и засыпали его землей. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами. На этом цоколе, как на пьедестале, и была воздвигнута церковь., она как бы парит над землей, поражая воображение.

Построенный в конце 12 века братом Андрея Боголюбского Всеволодом Большое Гнездо Дмитровский собор во Владимире должен был олицетворять силу и власть княжества. Строился как предворный собор на княжеском дворе.Освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 году включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

УЧИтель: мы видим богатое культурно наследие, несмотря на беспощадные набеги кочевников, на войны и революции, храмы сохранились в течение восьми столетий.

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Прослушав сообщение об архитектуре можем ли мы здесь увидеть взаимосвязь строительства храмов и исторических событий.

УЧЕНИК: да.

УЧИТЕЛЬ: Приведите примеры. Необходимым украшением храмов были иконы (греч. типа). Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. 

Учитель читает текст .

О чём идёт речь?

«Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с песком, очищенным от всякого сора; этот цемент намазывают на стену так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления твердой коры и затем наносят на стену второй слой цемента толщиною приблизительно в 2 см. После того, как вода до известной степени испарилась из этого слоя, по нем трут гладкою деревянною доскою. На него намазывают третий слой цемента, дают ему толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают доскою. Этот верхний слой можно накладывать не один раз, но последний слой должен быть изготовлен не раньше утра того дня, в который надо писать на нем, последний слой необходимо наводить на стену частями, каждый раз лишь на такое ее пространство, какое художник в состоянии расписать в один день. Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но остается сырым». 

Учащиеся отвечают) Это фреска.

Учитель: дайте определение.

Учащиеся: Фреска — форма живописной росписи стен, когда краски наносятся на сырую штукатурку.

Экскурс в мир древнерусской живописи проведет ….

Учащийся: ЖИВОПИСЬ.Сложно и долго рисовалась фреска – картина красками по сырой штукатурке . В Софии Киевской - сцены из жизни той эпохи, кулачный бой, скоморохи, сцены охоты. Есть и групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи. Конечно, в храмах фрески изображали библейские сюжеты, святых.

В Софии Киевской были необыкновенной красоты мозаики . Мозаика — изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Один из древнейших видов изобразительного искусства.

Необходимым украшением храмов были иконы (греч. типа).Икона - изображение лиц или событий священной истории, являющееся предметом почитания.

Согласно преданию, «Спас Нерукотворный»стал первой в истории иконой.

Существует предание об этой иконе.  Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа — Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века).

Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже ХI-ХII вв. Изображение иконы представлено вашему вниманию. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси. Художнику великолепно удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой женщины-матери, радость материнства, нежное любование своим ребенком и одновременно предчувствие мук, ожидающих ее дитя. История этой иконы полна загадок и тайн, даже появление ее на Руси в древних источниках описывается по-разному. По одному из преданий образ был написан апостолом и евангелистом Лукой на доске стола, за которым Пресвятая Дева трапезовала со Своим Сыном и праведным Иосифом. До 450 года икона находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В XII веке патриарх Лука Хризоверх даровал пречистый образ Юрию Долгорукому. В Киеве загадочная икона трижды сходила со своего места, как бы не желая пребывать там. Сын Юрия Долгорукого тайно вывез образ, поскольку добровольно жители не расстались бы со святыней. По словам летописцев Божья Матерь Сама выбрала место для пребывания образа – на крутом берегу Клязьмы во Владимире лошади внезапно встали и не двинулись с места. Пресвятая Дева явилась князю Андрею во сне и повелела установить на сем месте храм. Позднее икона нашла свое пристанище в Успенском соборе Владимира и с тех пор стала называться «Владимирской». На протяжении многих веков князья, цари, митрополиты, патриархи и простой люд усердно молились Великой Заступнице во время любых бедствий: войн, пожаров, грабежей, эпидемий. Благодатная помощь была явлена против Тамерлана (в память об этом событии и спасении Москвы был возведен Сретенский монастырь), ордынского и крымского ханов Едигея и Казы-Гирей. Сегодня образ хранится в Третьяковской галерее.
Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Нам известны имена русских иконописцев ХI.-Алимпий,Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой. Монументальная скульптура языческих времен не получила значительного развития, так как православная церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах и языческой вере. Зато широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении стен храмов.

УЧИТЕЛЬ :Наши предки были прекрасными умельцами, мастерами. Их произведения до сих пор восхищают современников. Давайте обратим внимание на произведения прикладного искусства древнерусских мастеров.

УЧЕНИК.ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.Древнерусскими мастерами была освоена сложная техника зерни (выделки узоров из мельчайших зерен металла), скани (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья и черни (изготовление черного «фона для узорчатых серебряных пластинок) и перегородчатой эмали.

Уже со времен Киевской Руси черненое серебро стало изюминкой русского ювелирного искусства. Технология чернения состоит в том, что черный сплав, состоящий из традиционных компонентов на основе серебра, вплавляют в углубления основного металла (в частности серебра), чтобы украсить изделие путем достижения в рисунке цветового контраста

Скань (от старославянского глагола «съкати» — сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Скань называют сейчас филигранью Изделия, украшенные ею, напоминают кружево, сплетенное из металла. Изготовление скани – дело настолько тонкое, что выражение "филигранная техника" давно вышло за пределы ювелирного искусства. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Живопись по эмали – финифть (светлый, или блестящий, камень). Термин "финифть" пришел на Русь в X-XII вв. из Византии. Первые наши летописцы писали "финифть" или "финипт".

Финифть требует от художника большого профессионального мастерства. Ее основные особенности заключаются, во-первых, в том, что это миниатюрная живопись (размеры изделий от 1-2 до 15 см). Во-вторых, краски при обжиге несколько изменяют свой первоначальный цвет и интенсивность, и живописец в известной мере работает по воображению. Поэтому используют так называемые опытницы, или палитры, т. е. пластинки, на которых нанесены уже обожженные краски всех цветов с указанием номера и температуры обжига для каждой из них. Пользуясь такой палитрой, художник пишет сначала более тугоплавкими красками и после обжига использует легкоплавкие, так как плавкие краски при более высоких температурах выгорают и теряют цвет. Эмаль, или финифть, как ее называли на Руси, была одной из самых популярных ювелирных техник. Эмали – прозрачные и непрозрачные, глухие – это особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окислами металлов. Рецепт изготовления эмали известен: стекло толкли в порошок, добавляли немного воды. Получившуюся пастообразную массу наносили на металлическое изделие и три-четыре раза обжигали в печи. Эмаль плавилась и прочно соединялась с металлом. Затем ее полировали до блеска. По яркости цветов, игре света древние эмали напоминают мозаику. Различны виды эмалевой техники: выемчатая, оконная, по рельефу, расписная. Одной из самых сложных считалась перегородчатая. На плоскость изделия напаивались тонкие металлические перегородки. Пространство между ними заполнялось эмалью. О мастерстве эмальеров можно судить по тому, что на миниатюрных лицах святых зрачок и глазное яблоко выполнены разным цветом.

Учитель: Культура тесно связана с развитием общества: она формируется под влиянием общественных условий и отражает действительность. Поэтому на каждом этапе исторического развития государства и общества культура характеризуется особенными чертами.

Давайте вспомним особенности древнерусской культуры!

ОТВЕТ : 1. Формировалась на основе наследия восточных славян;

2. Испытывала серьезное влияние Византии и своих соседей- финно - угорских племен.

3. Но при этом сохранила самобытность и неповторимость;

4. Формировалась одновременно под влиянием языческой и христианской религии, языческого и христианского мировоззрения.

ВЫВОД:

Мы выяснили, что любое произведение искусства будь то живопись, архитектура, литература или какое либо другое направление искусства появлялось в результате каких-либо событий, которые затем были отражены в этом произведении и стали историческими. История рассказывает о произведениях культуры, а произведения культуры возникают под влиянием исторических событий. Значит, в этом случае, мы можем утверждать, что история и культура взаимосвязаны.



















44






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!