Тема урока: Древнерусская культура. (2 часа). 6класс.
Цель: ознакомить учащихся с развитием культуры Древней Руси.
Показать, что в начале 12 века культура Киевской Руси достигла высшего расцвета.
Оборудование: карточки, карта «Киевская Русь в 9-11 веках», иллюстрации Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, видеофильм.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
А) Как рост городов и развитие княжеской вотчины влияли на укрепление авторитета князей?
Б) Чем город в Древней Руси отличался от других поселений?
В) Чем занимались городские жители, чтобы прокормить себя и свои семьи?
Г) Каковы были источники доходов князей?
Д) Какие правила общинной жизни передавались из поколения в поколение?
Е) Работа со схемой «Слои населения Древней Руси»
Высшие слои
Князь |
Бояре |
Старшие и младшие дружинники Купцы Верхушка духовенства |
Свободные земледельцы
люди смерды
закупы рядовичи
зависимые
Холопы – рабы (челядь)
3. Словарная работа:
боярин, вотчина, династический брак, наместник, общество, политика, усобицы, холопы.
(Ученики сами спрашивают друг у друга словарные слова).
Эпиграф к новой теме: «Читая книги, не старайся быстро читать от главы до главы, но вдумайся, о чем говорят книги и слова их, трижды возвращаясь к каждой главе. …Скажу и я: «Узда и правит конем, и сдерживает его, сущность же праведного – в книгах его».
«Изборник Святослава»
Работа с новым материалом.
Особенности культуры Древней Руси. (Рассказ учителя, сопровождаемый показом иллюстраций).
Основа духовной культуры – языческие традиции восточных славян. Славянские боги: Перун, Макоша, Велес, Даждьбог, Стрибог и т.д.
Создание культурных ценностей, использования основ наследия славян - мифы, сказания, традиции, ремесла. Впитывание культурных достижений других народов и Византии. Двоеверие.
Главным мотивом древнерусского искусства были духовность, патриотизм, любовь к родной земле, готовность защитить от врагов свой народ..
Мозаики, фрески храмов .
Устное народное творчество.
Песни, сказки, былины. Любимые герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Главной идеей было освобождение земли, защиты ее от врагов. Воспевание народа и труда – Микула Селянинович.
Письменность и грамотность. Литература.
На основе византийской кириллицы, проникла на Русь во II половине IX, в 7 веке. Открытие школ при церквях; книги переведенные с латыни, греческого и болгарского. Создание книгописного центра при Ярославе Мудром. Остромиорво Евангелие 1056 – 1057 гг., «Изборник Святослава» - 1073г. Первые рукописи , созданные дьяконами Григорием и Иоанном. Первый русский писатель – Иларион «Слово о Законе и Благодати». Летопись: «Повесть временных лет» 1113г. Монахи Никон и Нестор, игумен монастыря Сильвестр. «Александрия» - о жизни Александра Македонского. Рукописные книги. Устав, миниатюра. C IX в. обучение грамоте девочек.
Рассказ учителя , как и на чем писали в Древней Руси.
Демонстрация куска бересты.
Зодчество и изобразительное искусство Древней Руси.
Искусство иконописи, фрески и мозаики. Алимпий – один из первых иконописцев на Руси.
Деревянное зодчество.
Каменное зодчество – 996 г. - Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Софийский собор в Киеве (1037), Древняя София в Новгороде (1045 – 1050).
6. Просмотр фильма «Культура Древней Руси».
7. Словарная работа: двоеверие, инициалы, миниатюры, фрески, мозаики, смальта.
III. Подведение итогов.