СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности функционального состояния спортсменов пловцов»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плавание – один из труднейших видов олимпийской программы. Высокие спортивные результаты достигаются отлично развитыми в физическом отношении спортсменами, овладевшими техникой и тактикой плавания и проявившими необходимые морально-волевые качества при освоении тренировочных нагрузок. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание как врождённых (генетически унаследованных) морфофункциональных качеств, так и приобретённых в процессе жизни и спортивной тренировки. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психологическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические качества связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой – слабостью; подвижностью – инертностью и т.д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей, особенностей.

У того или иного человека двигательные способности развиты по- своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врождённых (наследственных) анатомо-физиологических задатков:

  • анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов – сила, подвижность, уравновешенность, строение коры головного мозга, степень функциональной зрелости её отдельных областей и др.);
  • физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем – максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
  • биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
  • телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и мировой ткани и др.);
  • хромосомные (генные).

На развитие двигательных способностей влияют также психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.

Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно расширились.

Плавание широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия плаванием способствуют всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. 

Просмотр содержимого документа
««Особенности функционального состояния спортсменов пловцов»»













Выполнила:

Тренер-преподаватель по плаванию

МАОУ ДОД ДЮСШ г. Благовещенска РБ

Холоденко Р.Н.






Благовещенск- 2014г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….…..…. .. 3

Глава 1. Особенности функционального состояния спортсменов пловцов………………………………………………………………………….5

Глава 2. Моя работа по улучшению здоровья детей плаванием в условиях МАОУ ДОД ДЮСШ г. Благовещенска РБ………………………………………………………………………………11

Список использованной литературы………………………………………….15
































Моя работа по улучшению здоровья детей плаванием в условиях МАОУ ДОД ДЮСШ г. Благовещенска РБ.

В моем распоряжении небольшой школьный бассейн на 4 дорожки длиной 12 м. Такой бассейн – идеальное место для обучения детей плаванию как младших школьников, так и более старших детей. Много лет учу детей плавать по методике В.С.Васильева. По мере накопления опыта что-то убирала из этой методики, что-то добавляла свое. Из-за того, что в школу сейчас приходит все большее количество детей с ослабленным здоровьем, физически не развитые, приходится основательно менять методы и средства преподавания.

Отличительные черты моей методики:

1.Более длительный и мягкий период адаптации учащихся к водной среде. Водобоязнь детей часто преувеличена и культивируется родителями. Они часто сами боятся воды или боятся, что с их ребенком случится несчастье. Страх родителей передается детям. Но в детском коллективе на занятиях в бассейне ребенок видит, как дети резвятся в воде и сам перестает бояться. Только нужно дать ребенку возможность самому преодолеть свой страх и не форсировать обучение.

2.Моя цель – научить детей плавать спортивными способами длительное время со значительной экономией сил, что имеет большое прикладное значение. При несчастье на воде ребенок, владеющий техникой «экономного» плавания, может спасти себе жизнь. Таким плаванием могут заниматься и дети с ослабленным здоровьем.

Задачи, которые я ставлю перед собой на уроках плавания:

1.Научить детей бережно относиться к своему здоровью (соблюдать правила гигиены, освоить элементарные способы закаливания, не нарушать правила безопасности во время занятий плаванием и при купании в открытых водоемах, внимательно относиться к своему самочувствию), развивать чувство самосохранения.

2.Выявить детей, имеющих способности к занятиям плаванием, направить их в спортивные секции и стимулировать к спортивному совершенствованию. Обязательно отмечать их даже самые незначительные победы и рекорды.

3.Научить основную массу детей «экономному» плаванию за счет более длительного скольжения и замедленных движений с максимальной амплитудой. Таким плаванием могут заниматься и дети с ослабленным здоровьем.

4.Научить детей нырять, доставать предметы со дна бассейна, оказывать посильную помощь детям на воде.

5.Мягко и бережно адаптировать детей, панически боящихся воды, к водной среде.

6.Научить детей, имеющих дефекты в состоянии здоровья и физического развития (искривление позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие), корригирующим упражнениям на занятиях в бассейне.

7.Регулярно проводить закаливающие процедуры. В маленьком бассейне легко регулировать температуру воды и воздуха и тем самым добиваться закаливающего эффекта. Научить детей применять контрастный душ.

8.Омывание носоглотки водой позволяет очищать ее от болезнетворных микроорганизмов, что способствует профилактике инфекционных заболеваний. Научить детей этой процедуре для выполнения в домашних условиях.

9.Повышать физическую подготовленность и развивать такие физические качества, как сила, выносливость, координация движений.

10.Развивать интерес у детей к самостоятельным занятиям физической культурой.

Первый этап обучения – это освоение с водной средой и первоначальные навыки плавания. Он рассчитан на 18 часов (одна четверть в учебном году)

Температура воды на первых уроках 29 -30 градусов, в конце четверти -27,5-28. На каждом уроке – контрастный душ.

Раньше на первых же уроках я давала упражнения, которые позволяли адаптироваться в водной среде. Это - различные виды ходьбы, прыжков, подвижные игры в воде.

Сейчас я отвожу первые 2-3 урока (все зависит от класса) на «свободное плавание». Для чего я это делаю?

1.Эмоциональная разрядка. Даю детям вволю порезвиться, покричать, поплескаться, что позволяет в дальнейшем проводить уроки без эмоционального напряжения. Дисциплина на последующих уроках, как правило, идеальная.

2.Сейчас уже в первый класс приходит достаточное количество детей, которые не боятся воды, умеют нырять и даже неплохо плавать. Глядя на них, дети не умеющие плавать и даже опасающиеся воды, видят, что страшного ничего нет, что плескаться в воде - это весело. Веселье заразительно. Обычно они уже на втором, третьем занятие резвятся вместе с остальными, спокойно опускаются под воду. Самые боязливые и те постепенно отходят от бортика, пытаются подать играющим улетевший мячик или надувную игрушку, перестают отворачиваться от брызг, попадающих в лицо. Тем самым они самостоятельно преодолевают свой страх и готовы учиться.

3.Дети, умеющие нырять и плавать, могут показать свое умение. То и дело слышится: «Посмотрите, как я умею!». Раньше эти дети были первыми нарушителями дисциплины, им хотелось, чтобы их заметили и похвалили.

4.Дети, не умеющие плавать, резвясь и играя, практически самостоятельно научились передвигаться в воде различными способами, падать на поверхность воды, опускаться под воду. Они преодолели психологический барьер! Можно переходить к выполнению упражнений.

Второй этап обучения – это обучение «экономному» плаванию на спине, старту и поворотам. Он рассчитан на 18 часов (на одну четверть в учебном году).

Температура воды в начале четверти 29 градусов, в конце 27-28. На каждом уроке – контрастный душ.

Третий этап обучения – это обучение детей универсальному способу плавания «кроль на груди» или вольный стиль. Этот способ самый энергоемкий. Моя задача научить учащихся плавать этим способом значительно экономя силы за счет длинного скольжения и медленных движений руками с большой амплитудой. Он рассчитан на 22 часа (3 четверть).

Температура воды в бассейне – не более 28 градусов, регулярное применение контрастного душа.

Четвертый этап обучениянаучить детей плавать брассом. Брасс – самый экономичный способ плавания. Если движения руками и ногами делать медленно, а скольжение продолжительным, то можно проплыть очень большое расстояние. Учащиеся старших классов проплывают без особых усилий этим способом километр и более. Брасс, по координации движений, - один из самых сложных видов плавания, поэтому я его даю на четвертый год обучения. Он рассчитан на 22 часа (третья четверть учебного года). Температура воды в бассейне не более 28 градусов, на каждом уроке – контрастный душ.


Корригирующие упражнения на занятиях в бассейне для детей, относящихся, по состоянию здоровья, к подготовительной и специальной медицинской группе.

1.Нарушение осанки:

1) скольжение на груди с работой ног кролем, брассом (с доской, без доски)

2)плавание брассом

3)плавание кролем на груди

4)скольжение на спине

5)плавание кролем на спине

2.Левосторонний сколиоз:

1) левая рука впереди, правая вдоль туловища, скольжение на груди с работой ног кролем

2)левая рука впереди, правая вдоль туловища, скольжение с работой ног брассом

3)тоже на спине.

3.Правосторонний сколиоз:

1) правая рука впереди, левая вдоль туловища, скольжение на груди с работой ног кролем

2) правая рука впереди, левая вдоль туловища, скольжение на груди с работой ног брассом

3) то же на спине

4. Искривление позвоночника в пояснично-крестцовом отделе:

1)скольжение на груди с работой ног кролем на груди длительное время с доской

2)то же без доски

3)плавание на спине

5.Плоскостопие: показаны все виды плавания.

Таким образом, занятия плаванием - одно из самых универсальных средств физического развития и улучшения физической подготовленности учащихся, отлично укрепляющее их здоровье. Чем раньше ребенок начнет заниматься плаванием, тем больше оздоровительный эффект.

Удельный вес маленького ребенка меньше, чем у взрослого, поэтому его легче научить держаться на воде. Небольшая сила мышц, хорошая подвижность суставов и связочного аппарата способствуют лучшему скольжению. Физически сильные дети труднее обучаются работе ног в плавании, так как из-за нехватки гибкости как бы «месят воду» ногам и плохо продвигаются вперед. Преимущество в воде на начальном этапе обучения худеньких, гибких и слабых детей позволяет стимулировать их к дальнейшему физическому развитию и совершенствованию. Дозированное плавание (оздоровительное) позволяет постепенно развивать и укреплять сердечно - сосудистую систему организма. Ритмичное дыхание, задержка дыхания, длительный выдох увеличивают жизненную емкость легких, снимают астматический компонент. Для того, чтобы, лежа на воде, сохранить устойчивое положение тела, должны быть задействованы мелкие мышцы и связки, которые удерживают позвоночник в положении, способствующем формированию правильной осанки. Меняя положения рук при выполнении плавательных движений, мы добиваемся правильного положения тела, это играет большую роль в коррекции сколиозов (искривление позвоночника). Длительная работа ног способствует укреплению стопы и является профилактикой развития плоскостопия. Занятия плаванием закаливают организм ребенка, укрепляют его иммунную систему и являются хорошей профилактикой простудных и инфекционных заболеваний (омывание водой носоглотки и смыв болезнетворных организмов). Вода оказывает благотворное влияние и на нервную систему ребенка, повышает устойчивость к воздействию стрессовых ситуаций, укрепляет соматическое и психическое здоровье.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!