СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности использования технических и аудиовизуальных средств обучения на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

АНО ВПО "Европейский Университет "Бизнес Треугольник"

Дипломная работа по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки 

"Педагогической образование: учитель технологии. Обслуживающий труд"

Просмотр содержимого документа
«Особенности использования технических и аудиовизуальных средств обучения на уроках технологии»

АНО ВПО

«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»









ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА




по дополнительной  профессиональной  образовательной  программе

профессиональной переподготовки (ПП22СОШ)

«Педагогическое образование: учитель  технологии. Обслуживающий труд»









Тема:

«Особенности использования технических

и аудиовизуальных средств обучения

на уроках технологии»



Дипломную работу  подготовила:

Ганьшина Елена Анатольевна


Учитель технологии

ГБОУ Школа № 950 г. Москва



Договор № 201601-3897-08

от 29 августа 2016 года







22  ЯНВАРЯ  2017 г.



Г. МОСКВА


Содержание





1. Введение 3

2. Информатизация современного общества 6

2.1. Формы и особенности восприятия информации человеком 6

2.2. Новые информационные компьютерные технологии 9

2.3 Информатизация образования 10

3. Современные технические средства обучения на уроках технологии 12

3.1. Аудиовизуальные средства обучения 13

3.2. Методика применения ТСО на уроках технологии 15

3.3. Психологические особенности использования ТСО на уроках 17

3.4. Система требований к педагогам,

использующим мультимедийные технологии 20

4. Заключение 24

5. Список литературы 26

6. Интернет ресурсы 29

























1. Введение.



...Все люди одинаково успешно могут овладеть
любыми областями знаний. Дело не в способностях, 
а в организации процесса обучения. 
Сеймур Пейперт.


Одна из главных задач школы сегодня – выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе. Именно поэтому в стратегии модернизации образования говорится о необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.

В современных условиях одной из главных задач образования является не просто получение учащимися определённой суммы знаний, а формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации.

Перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях. Сегодня необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии. Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому внедрение ИКТ, а в частности, мультимедийных технологий в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений.

В создавшихся условиях активного облегчения всех сфер трудовой деятельности возникает недостаточная физиологически жизнедеятельность, в результате которой учащиеся стремятся к наименьшим усилиям в овладении знаниями, к легкому труду В связи с этим роль информативных источников (в том числе учебных аудиовизуальных средств), их содержание, формы преподнесения учебного материала, организация учебно-познавательной деятельности приобретают особую актуальность. Следует сразу отвергнуть развлекательность или какие-либо другие формы, не способствующие возникновению у учащихся желания трудиться. Поэтому в современных условиях учебная видеоинформация должна больше опираться на достижения психологии, дидактики и активно реализовывать их своими средствами. Видимо, наступило время, когда следует строго программировать учебное содержание и формы выражения этого содержания средствами видео, опираясь не только на находки сценаристов и режиссеров.

Важным условием усвоения учебной аудио-видео информации является учет характерных моментов в восприятии информации, сообщаемой с помощью видеоряда и звукового сопровождения. Современный учитель должен владеть аудиовизуальной культурой - областью предметной культуры цивилизации и личной культуры человека, связанной с восприятием, созданием, переработкой и передачей звуковой и визуальной информации. Достижения человечества, отраженные ранее преимущественно в письменных текстах, получили в настоящее время аудиовизуальное выражение. В условиях активного внедрения в повседневную жизнь информационных и коммуникационных технологий аудиовизуальная информация, получаемая с их помощью, становится преобладающей формой передачи сообщений. В то же время, основой всего образовательного процесса для передачи знаний является аудиовизуальная информация, и в современных условиях активного (настойчивого) воздействия средств массовой информации и коммуникации информированность обучаемого резко возрастает. Степень же интеграции знаний, их целостность снижается. Многолетняя практика показала, что «случайные» сведения более «изощреннее», многообразнее, психологически эффективнее урока. Поэтому организованная система обучения должна содействовать интеграции потока случайных сведений. Учитель же должен знать современную информационную технику, специфику аудиовизуальной информации и её возможности, как средства педагогического труда.

Построение единого информационного пространства современного общества вызывает ряд необратимых изменений экономического, социокультурного, психологического порядка. Сегодня утверждается новый тип культуры, в которой информация занимает одно из главных мест в жизнедеятельности людей, способствует формированию как материальной, так и социальной среды жизни человека.

Именно поэтому в настоящее время на первый план выступает задача сохранения в «человеке информированном» - «человека познающего», способного к самостоятельному творчеству и полноценному развитию.

Исходя из актуальности данной проблемы, я выбрала следующую тему дипломной работы: «Особенности использования технических и аудиовизуальных средств обучения на уроках технологии.»

Развитие современного общества, реализация стратегии экономического роста страны, формирование демократического социально ориентированного общества предъявляют повышенные требования к школьному образованию. Перед школой стоит задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, владеющего системой знаний и развитыми интеллектуальными способностями, позволяющими ему самостоятельно повышать уровень образования. Одним из факторов, обеспечивающих решение данной задачи, является внедрение информационно-коммуникационных технологий в общество и сферу образования. Использование человеком возможностей глобальной телекоммуникационной сети создает условия удовлетворения информационных потребностей граждан при получении образования на всех уровнях и ступенях.

Современное общество вступило в информационный век. В настоящее время в каждой школе имеются компьютеры, где на занятиях информатики происходит ознакомление учащихся с новыми информационными технологиями, в процессе которого учащиеся приобретают первоначальные знания и навыки работы со средствами новых информационных технологий, а также знакомятся и работают с обучающими программами.

Согласно требованиям государственного стандарта среднего (полного) общего образования к уровню подготовки выпускников учащиеся за время учебы должны научиться использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации не только по информатике, но и по физике, биологии и т. д. Таким образом, умение использовать средства новых информационных технологий является общим учебным умением.

Информатизация современного общества привела к увеличению числа занятых в информационной сфере, и, как следствие, повысились требования к уровню общеобразовательной подготовки выпускников школ.





2. Информатизация современного общества.

Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность. На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой. Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.

Информационная картина мира представляет собой свод информации, позволяющей адекватно воспринимать окружающий объективный мир и взаимодействовать с ним, выбирать собственное информационное пространство и личную информационную среду, через которую с помощью системы прямых и обратных информационных связей влиять на природу и общество, решать массу проблем, включая глобальные. В настоящий период развития общества любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения.

Термин «информация» уходит корнями к латинскому informatio - разъяснение, изложение. Изначально в это слово вкладывался смысл, соответствующий «сведениям, передаваемым одними людьми другим людям, устным, письменным или другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих сведений». Жизнь и развитие человечества способствовали постоянному накоплению исторических, научных, культурных и многих других знаний, основанных на информации.

2.1. Формы и особенности восприятия информации человеком.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.

Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность.  Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

Визуальный канал направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация  прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.

Аудиальный канал направлен на  усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Учащиеся, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время урока и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов. Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав учителю соответствующие вопросы.

Кинестетический канал направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам.

Дигитический канал направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам». Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный. Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий и явлений очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому – то необходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.

Для визуала крайне важно, чтобы вся информация находилась в поле его зрения. Только тогда, когда визуал увидит, как выглядит то, что ему нужно запомнить, он способен по – настоящему воспринимать.

Для аудиала всегда лучше единожды услышать материал, чем несколько раз его читать. Это тот тип восприятия, когда сказанное живьем слово приобретает колоссальное значение.

Отличительной особенностью кинестетиков является природная потребность все трогать руками. Иначе не может пойти процесс целостного восприятия. Только с помощью эмоций, подкрепляемых взаимодействием с людьми или предметами, они познают окружающую реальность.

Дигиталы склонны к глубокому анализу происходящих событий. Это по сути своей настоящие мыслители и философы. Для них новая информация должна обязательно являться предметом абстрактно – аналитического мышления, плодом серьезной внутренней работы, связанной с логическим выстраиванием сложных конструкций.

Таким образом, способы восприятия информации существуют самые различные. Все вместе они создают гармоничную  и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия. Необходимо развивать все каналы восприятия, но делать это с опорой на ведущий вид. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым открытиям и свершениям.

2.2. Новые информационные компьютерные технологии.

Новые информационные технологии часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело информационные технологии на новый уровень, как когда-то телевидение, а еще ранее печатное дело.

Компьютерная техника породила новый вид информационного воздействия на человека - виртуальную реальность. В контексте современных информационных технологий виртуальная реальность - это высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами, при этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения заменяются их имитацией, генерируемой компьютером. Характерными признаками виртуальной реальности являются: моделирование в реальным масштабе времени, имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.

Интернет предоставляет беспрецедентный способ получения информации. Каждый, имеющий доступ к WWW, может получить всю имеющуюся на нем информацию, а также мощные средства ее поиска. Возможности для образования, бизнеса и роста взаимопонимания между людьми становятся просто ошеломляющими. Более того, технология Web позволяет распространять информацию повсюду. Простота этого способа не имеет аналогов в истории. World Wide Web (WWW) на Интернете это самый демократичный носитель информации: с его помощью любой может сказать и услышать сказанное без промежуточной интерпретации, искажения и цензуры, руководствуясь определенными рамками приличия. Интернет обеспечивает уникальную свободу самовыражения личности и информации.


2.3. Информатизация образования.

Процесс информатизации современного общества носит настольно бурный характер, что невозможно назвать ни одну сферу человеческой деятельности, которую бы он не затронул самым серьёзным образом. Переход от индустриального общества к информационному заставляет совершенно по-новому подходить к решению задач в различных отраслях. В том числе это относится ко всему, что связано с образованием.

Информационные технологии в образовании – одна из наиболее актуальных тем на сегодняшний день. Педагог имеет возможность не только сделать изучение материала более наглядным, интересным, проблемным, но и, что не менее важно – показать связь между отдельными предметными областями.

Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя определению В.Н. Глушкова (информационные технологии - процессы, связанные с переработкой информации) можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть, любая педагогическая технология - это информационная технология.

Педагогическая технология - это "не просто использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а такие посредством оценки применяемых методов".

Так как образование находится между производством и наукой, оно должно соответствовать и уровню развития общественного производства, и состоянию науки. Во второй половине ХХ века производство и наука развивались быстрыми темпами, в то время как образование эволюционировало очень медленно. В результате назрели весьма глубокие противоречия между производством и наукой, с одной стороны, и образованием, с другой. В начале 70-х годов наступил кризис образования, который, несомненно, имел глобальный характер и определялся социально-политическими и экономическими процессами, а также качественными изменениями в развитии науки и техники, особенно информатики.

Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей, а затем гуманитарных (конец 60-х - начало 70-х годов). Предполагалось обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ. Данный подход предусматривал формирование у учащихся алгоритмического стиля мышления, овладение языком программирования, освоение умений работы на ЭВМ. Но отсутствие удобных в работе, понятных для обычного пользователя программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.

Второй этап информатизации образования (компьютеризация) протекал с середины 70-х годов по 90-е годы и был связан с появлением более мощных компьютеров, упрощенного программного обеспечения. Подобные компьютерные образовательные технологии позволили с помощью моделирования исследовать различные процессы и явления. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.

Третий, современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий, что, конечно, является немаловажным.

В сентябре прошлого года московским Департаментом образования была представлена Интернет-платформа "Московская электронная школа". Представила платформу директор Городского методического центра Марианна Лебедева: «Это платформа образовательных ресурсов, которая сочетает в себе разные сервисные возможности. Авторами идеи проекта являются московские учителя и московские родители. Поэтому сердце платформы, основа ее построения – интересы наших учеников». С помощью этой платформы учителя смогут в электронном режиме писать собственные учебники и методические пособия, составлять шаблоны для уроков (сценарии), а также вести журнал. В департаменте подготовили более 2 тысяч электронных сценариев для пятых - одиннадцатых классов по всем предметам школьной программы. Как отметила М. Лебедева, современным московским школам нужны новые инструменты для образовательного процесса. Таким инструментом стала платформа «Московская электронная школа» и все электронные сервисы. «Подобной платформы нет ни в одной стране мира. Она структурирована в разных плоскостях, шестимерная. Это дерево элементов содержания образования, это контент в разном формате, это планирование и контроль учителя, и оценка ученика».

3. Современные технические средства обучения на уроках технологии.

Программа курса «Технология» основывается на изучении школьниками основ политехнических знаний и приобретении умений по элементам техники, технологий, материаловедения, информационных технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством. Основными целями образовательной области «Технология» являются: - приобретение школьниками технологических знаний, выработка умений осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, использовать энергию и информацию; развитие творческих способностей учащихся на основе их природных задатков в процессе разнообразной практической деятельности; - создание условий для творческого решения школьниками практических задач, с которыми они могут встретиться в различных сферах своей деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и проведение досуга; способствовать становлению у учащихся активной гуманистической жизненной позиции, ответственности за результаты своего труда, усвоению современной технологической культуры, воспитанию трудолюбия и культуры труда. Содержание обучения в образовательной области «Технология» предусматривает обязательное изучение школьниками наиболее распространенных технологий и способов труда. Обучение учащихся в образовательной области «Технология» строится на основе конкретных технологических процессов. Независимо от выбранных технологий во взаимосвязи с ними должно осваиваться общетрудовое содержание обучения по следующим сквозным тематическим линиям: культура и эстетика труда; получение, обработка, хранение и использование информации; творческая проектная деятельность; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; история развития технологии и техники. Решить поставленные перед образовательной областью «Технология» задачи в рамках традиционных методик преподавания достаточно сложно. Вместе с развитием содержания образования развиваются и методики преподавания.

Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске.

На уроках технологии часто используется разнообразный текстовый и графический материал. Теперь нет необходимости листать учебник, книгу, документ. На файл учитель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке. Ребятам остается только включить монитор и прочитать увиденное. Уникальные возможности компьютеров можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. По ходу урока учитель, находясь рядом с головным компьютером, заполняет таблицу, схему, а учащиеся вместе с ним выполняют эту работу в своей тетради. Для закрепления материала школьникам можно предложить короткие тестовые задания. Персональный компьютер можно использовать как универсальное техническое средство обучения. Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Система «Московская электронная школа» помогает не только учащемуся, но и учителю. Благодаря разработанным алгоритмам педагоги имеют возможность легко сконструировать план интерактивного занятия, которое будет отвечать современным требованиям к образовательному процессу. При этом учитель может использовать как контент системы, так и свой собственный.

Проект "Московская электронная школа" преобразила весь образовательный процесс. Благодаря электронным сервисам ученик всегда может пообщаться с учителем. Он не "выпадет", даже если пропустит пару недель из-за гриппа. Поставленная в школу техника позволила создать полноценные специализированные классы и проводить там интересные практические уроки. Учителям тоже стало полегче. Бумажные отчеты и планы уроков заменили удобные электронные сервисы.



3.1. Аудиовизуальные средства обучения.



Аудиовизуальные средства обучения (иначе говоря - «слухозрительные» от лат. audire слышать и visualis зрительный) - особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включающая экранные и звуковые пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации.

Аудиовизуальные средства обучения занимают особое место среди других средств обучения и оказывают наиболее сильное обучающее воздействие, поскольку обеспечивают образное восприятие изучаемого материала и его наглядную конкретизацию в форме наиболее доступной для восприятия и запоминания; являются синтезом достоверного научного изложения фактов, событий, явлений с элементами искусства, поскольку отображение жизненных явлений совершается художественными средствами (кино - и фотосъемка, художественное чтение, живопись, музыка и др.). Использование аудиовизуальных средств обучения способствует реализации следующих дидактических принципов: принцип целенаправленности; принцип связи с жизнью; принцип наглядности; положительный эмоциональный фон педагогического процесса. Аудиовизуальные средства обучения являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информативной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и окружающую действительность.

Школьные учителя сталкиваются с понятием мультимедиа, когда в их распоряжении в школе оказывается компьютер, оснащенный специальным оборудованием, позволяющий работать с самой разнообразной информацией. Для большинства людей, имеющих отношение к школе, именно со специального аппаратного обеспечения начинается знакомство и последующее взаимодействие с технологиями мультимедиа.

Мультимедийные средства представляют собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио- фрагментов и т.п. Таким образом, упрощенно под мультимедиа можно понимать комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т.д.).

В настоящее время основным техническим средством обучения является персональный компьютер который может быть с успехом использован на самых различных по содержанию и организации учебных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения.

Большими возможностями обладают программы, которые реализуют принципы проблемного обучения. В трудовом и профессиональном обучении особенно полезны программы, моделирующие и анализирующие конкретные ситуации, так как они способствуют формированию умения принимать решения в различных обстоятельствах, отрабатывают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям. Игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях и практической деятельности. Таким образом, компьютер в учебном процессе выполняет несколько функцийслужит средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности.

Быстро растущая популярность сети Интернет и изначально заложенное в ней свойство интерактивности способствует расширению его использования для дистанционного обучения. Помимо студентов и школьников возрастает число нетрадиционных учащихся: пожилых людей, домохозяек, а также уже работающих людей. Такая форма обучения позволяет ввести в этот процесс наиболее квалифицированные кадры преподавателей, не требуя от них жёсткой привязки по времени к обучаемым. Обучаемые могут самостоятельно определять для себя приемлемый темп занятий и время их проведения.

Необходимо подчеркнуть, что применение аудиовизуальных средств обучения положительно сказывается на организации всего учебного процесса, придает ему большую четкость и целенаправленность

3.2. Методика применения ТСО на уроках технологии.

Уроки технологии невозможны без наглядной подачи учебного материала, то есть, без иллюстративного сопровождения. За последнее десятилетие принципиально изменилась номенклатура средств обучения. Учебные кинофильмы, диафильмы, грампластинки больше не выпускаются. Им на смену пришли современные электронные средства обучения: видеозаписи, аудиокассеты, CD-ROM диски, информационно-образовательные среды типа Интернет. Благодаря современным аудиовизуальным средствам обучения учитель может организовать учебный процесс на высоком уровне. Но если на уроках учитель использует только персональный компьютер с мультимедийным проектором, уча­щиеся пассивно воспринимают информацию, что позволяет решать только часть поставленных учеб­ных задач. Сегодня наиболее эффективным спосо­бом внедрения электронного содержания и муль­тимедийных материалов в среду обучении можно считать интерактивную доску. Интерактивная доска является интегрирующим элементом интерактивной системы, это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Достаточно подключить интерактив­ную доску к персональному компьютеру и мульти­медийному проектору, чтобы получить возмож­ность работать с проецируемым изображением. Кроме основных составляющих к интерактивной доске могут быть подключены: цифровой микро­скоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными материа­лами можно работать прямо во время урока. Применение ее не только позволяет представить аудиовизуальную информацию с помощью различных мультимедий­ных ресурсов, но и дает возможность учащимся непосредственно взаимодействовать с новым учеб­ным материалом. На интерактивной доске учащие­ся могут легко изменять информацию, создавать или передвигать объекты и т.д. У учеников повыша­ются мотивация и интерес к обучению, познава­тельная активность, концентрируется внимание, развивается зрительная память, улучшается вос­приятие информации.

При формировании учебной деятельности, как показывает опыт, наиболее эффективно использовать компьютеры на этапах развития умений и навыков, закрепления и контроля пройденного, а не на этапе усвоения новых знаний, где учитель просто незаменим.

Одна из дидактических особенностей технических средств обучения - информационная насыщенность. ТСО передают учебную информацию за более короткий промежуток времени, чем это можно сделать через устное изложение учебного материала учителем. ТСО позволяет осуществлять комплексное воздействие на зрительное и слуховое восприятие учебного материала учащимися. Незаменима роль ТСО в образном представлении учащихся длительных и широких производственных процессов (показ учебного кино производственного процесса на промышленном предприятии). С помощью учебного кино и ТВ можно показать процессы и явления, которые не поддаются внешнему наблюдению (средствами мультипликации можно показать работу швейной машины).

В обучении технологии при формировании практических умений и навыков играют большую роль тренажеры для формирования начальных умений и навыков. Подбор и применение средств обучения должны осуществляться комплексно, с учётом основных характеристик и компонентов учебного процесса. Комплексный подход к методическому оснащению учебно-воспитательного процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали обучающую деятельность преподавателя и учебно-познавательную деятельность учащихся, причем на всех этапах учебно-воспитательного процесса: на этапе подачи и восприятия учебного материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений, на этапах применения и контроля. 

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний и развитию школьников. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления учащихся. В практике обучения применение наглядных средств должно сочетаться со словом учителя. Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.
Необходимо отметить, что медиатехнология является практико-ориентированным курсом, на изучение теоретического материала в котором отводится не более 30% учебного времени (каким и является урок технологии в школе). Благодаря оптимизации учебного процесса на основе новых информационных технологий мне удается увеличить время на отработку практических навыков, не сокращая теоретический блок. Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться. Мной было замечено, что благодаря появлению в классе интерактивной доски меняются даже самые проблемные ученики. Ребенок, который раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно срывал уроки, направляет свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения.

3.3. Психологические особенности использования ТСО на уроках.

Информатизация современной образовательной среды связана с рядом противоречий. Это, во-первых, огромный объем самых разнообразных сведений, которые, как правило, не имеют обучающей ценности. Во-вторых, развлекательный характер предлагаемой информации. В-третьих, всё более заметна информационная агрессия и манипуляция сознанием и рост потребности к активной жизнедеятельности. Использование мультимедийных средств в обучении влияет на формирование и развитие психических структур человека, в том числе мышления. Печатный текст, до последнего времени являвшийся основным источником информации, строится на принципе абстрагирования содержания от действительности и в большинстве языков организуется как последовательность фраз в порядке чтения слева направо, что формирует навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность.

Другие средства массовой коммуникации - фотография, кино, радио, телевидение - имеют структуру, значительно отличающуюся от структуры печати. Образы и звуки не направляют ход мыслей слушателя или зрителя от А к Б и далее к С, с промежуточными выводами, как при восприятии печатной информации. Вместо этого они создают модели узнавания, обращены к чувственной стороне субъекта.

Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер должен увеличить потенциал человеческого мышления, вызвать определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. В открытой и дистанционной обучающей среде, основными являются процессы организации и интерпретации мультимедийной информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.

Условия обучения, создаваемые мультимедийной информационной средой, должны способствовать развитию мышления учащегося, ориентировать его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей. Компьютер является мощным средством оказания помощи в понимании людьми многих явлений и закономерностей, однако, нужно помнить, что он неизбежно порабощает ум, располагающий в результате лишь набором заученных фактов и навыков. Пересмотру подвергаются представления не только о мышлении; но и о других психических функциях: восприятии, памяти, представлениях, эмоциях и др. Перед психологами и педагогами встают задачи концептуального описания развития человеческой деятельности и психических функций человека в условиях технологизации и использования мультимедийных средств в образовании.

Все это обеспечивает отказ от заучивания фактов и освоения навыков, характерных для индустриальной модели образования, а также формирование взаимосвязанного, взаимозависимого мышления, направленного на решение образовательных проблем.

Докомпьютерная система образования слишком ориентирована на "рациональное" мышление, не дает простора оригинальным идеям, подавляет попытки поставить под сомнение авторитеты, поощряет стандартное поведение.

Процесс овладения мультимедийным инструментарием, перестройки деятельности человека с введением в ее структуру нового элемента давно интересует психологов. Л.С. Выготский еще в 1937 г. писал о том, что включение инструмента в процесс поведения человека вызывает к жизни целый ряд новых функций, связанных с использованием данного инструмента и управлением им, делает ненужным целый ряд естественных процессов, работу которых теперь выполняет инструмент, видоизменяет протекание психических процессов и их интенсивность, длительность, последовательность, замещает одни функции другими, т.е. перестраивает всю структуру поведения.

П.Я. Гальперин, примерно в тот же период, исследовавший психологические различия между инструментом человека и вспомогательными средствами у животных, отмечал, что фиксированный способ применения, который выступает перед человеком как новая объективная действительность инструмента наряду с его естественными свойствами, представляет общественный способ его применения. Система инструментальных операций является продуктом общества, общественного производства, а само орудие является носителем определенного типа деятельности, в нем фиксирован определенный контекст действия: «С самого начала орудие несет в себе печать общественных приемов своего употребления, которые выступают перед отдельным человеком в качестве такой объективной действительности, как самое вещественное бытие орудия. И, конечно, его психологический контекст совсем иной, чем психологический контекст вспомогательного средства у животного».

Ha первом этапе обучения мультимедийное средство или ресурс выступает предметом учебной деятельности, в ходе которой приобретаются знания о работе средства, изучаются языки и приемы взаимодействия с ним, усваиваются навыки работы. На втором этапе этот мультимедийный ресурс превращается собственно в средство решения каких-либо учебных или профессиональных задач. Подобное превращение предмета в средство и обусловливает развитие деятельности и мышления человека, предполагает перестройку привычных действий, форм и способов деятельности.

В заключение следует отметить: применяя в образовании современные информационные технологии и мультимедиа-ресурсы, не следует забывать, что «творческий» уровень интерактивного взаимодействия человека с компьютером определяется содержанием и уровнем интеллектуального развития человека. А это означает, что в основе взаимодействия, объединяющего человека и мультимедиа-средств, должна лежать система личностных знаний. Технические средства обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель хорошо себе представляют и понимают психологические основы их применения.

К преимуществам организации педагогического процесса на основе применения компьютера можно отнести : расширенные возможности представления информации с помощью средств мультимедиа, доступ к большим объемам информации, автоматизация рутинных действий, усиление мотиваций учения, объективное (непредвзятое) оценивание, систематичность контроля (возможность пошагового контроля). Но: возможность неосознанного навязывания обучаемому своего видения системы фактов и выводов в данной области знания, неадекватный способ передачи информации (отсутствие или изобилие деталей), сложность учета исходного уровня знаний, способностей, навыков - являются недостатками использования компьютера на уроках.

Несомненно, перечисленные проблемы оказывают различное влияние на разных людей в зависимости от их индивидуально-физиологических и личностных качеств. Учет этих качеств осложняется тем, что многие аспекты работы человека с ПК не получили достаточного научного рассмотрения.

3.4. Система требований к педагогам, использующим мультимедийные технологии.


Определим навыки, необходимые педагогам для практического использования мультимедийных средств в процессе обучения школьников. Разделим их на три группы:

  1. Общие педагогические навыки.

  2. Навыки владения мультимедийными средствами и технологиями, средствами информационных и телекоммуникационных технологий.

  3. Навыки применения информационных и телекоммуникационных технологий и технологий мультимедиа в образовательном процессе.

От современного учителя сегодня требуется, чтобы он знал, где и как найти учебные материалы в телекоммуникационных сетях, умел использовать подобные сети в различных аспектах преподавания и обучения, понимал, как представить содержание учебных предметов посредством мультимедиа-технологий, как применять мультимедийные средства обучения.

Учитывая данные психологических исследований, эффективное освоение потенциала мультимедийных средств предполагает соответствующую подготовку преподавателя. По мере внедрения современных мультимедийных технологий в образование происходит изменение роли преподавателя в учебном процессе. В связи с акцентом на самостоятельное приобретение знаний усиливается консультационная и корректировочная направленность обучающей деятельности педагога. В условиях избыточной научной и учебной информации, предоставляемой учащимся современными мультимедийными технологиями, возрастают требования к профессиональной подготовке преподавателя в области основной и смежных учебных дисциплин. Существенно повышаются также требования к личностным, общекультурным, коммуникативным качествам учителя.

Даже поверхностный анализ показывает, что чаще всего внедрение мультимедиа в учебный процесс воспринимается как простое переложение известного педагогу содержания и представление его обучаемым с помощью компьютерных средств. Очевидно, что такой подход оставляет неиспользованными колоссальные возможности активизации наглядно-образного и теоретического образного мышления учащихся.

С точки зрения информатизации образования, всех педагогов целесообразно разделить на две основные категории: преподаватели-пользователи готовых мультимедийных информационных ресурсов и преподаватели-разработчики мультимедийных программных средств педагогического назначения.

Первая категория педагогов должна быть ориентирована на подготовку до уровня конечного пользователя. Преподаватель должен освоить элементарные навыки работы с компьютером, получить первое представление о наиболее распространенных пакетах программ универсального назначения, научиться работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, освоить работу с известными для его предметной области готовыми мультимедийными учебными программами, мультимедийными средствами телекоммуникационного взаимодействия с коллегами и учащимися, средствами доступа к мировым источникам информации.

Подготовка второй категории педагогов, к которой относятся преподаватели, самостоятельно занимающиеся разработкой необходимых им мультимедийных информационных ресурсов, должна приближаться к уровню подготовки квалифицированных пользователей или даже программистов. Это крайне необходимо для понимания и рационального проектирования структуры мультимедийных электронных ресурсов. Для преподавателей-разработчиков чрезвычайно важно в рамках обучения на курсах повышения квалификации или самостоятельно познакомиться как с основами конструирования и использования мультимедийных средств обучения, так и с требуемыми для этого основами педагогики и психологии.

При разработке мультимедийных информационных ресурсов следует учитывать, что творческие коллективы с участием системных и прикладных программистов, психологов, дизайнеров, специалистов по эргономике являются необходимым, но не достаточным условием качественной разработки. Основной замысел, содержание и идея образовательного мультимедийного ресурса должны предлагаться и совершенствоваться преподавателем-предметником. Ему же, в свою очередь, свои замыслы и идеи необходимо соразмерить с конкретными возможностями используемой аппаратуры, программного обеспечения, уровня профессиональной подготовки коллектива разработчиков.

В связи с тем, что мультимедийные информационные ресурсы, применяемые в обучении, являются не только педагогическими, но и программными средствами, передача через них содержательной части учебного курса невозможна без проведения тщательной структуризации учебного материала. Таким образом, для рационального проектирования электронных средств обучения по всему курсу преподавателям-разработчикам необходимо обладать структурно-системным целостным представлением о материале учебной дисциплины, специализированными средствами и технологиями конструирования содержания мультимедийных средств обучения по выявленным структурам содержания соответствующих образовательных областей. Преподаватели, активно занимающиеся разработкой и использованием мультимедийных средств, должны обладать достаточным уровнем готовности к использованию средств информатизации образования в учебном процессе.

Требования к преподавателю, использующему мультимедийные средства в образовательной деятельности, должны складываться из традиционных требований, предъявляемых к любому педагогу, и специфических, связанных с использованием современных информационных технологий и средств практического использования ИКТ в процессе информатизации образовательной деятельности.

В случае использования современных средств информатизации или, более того, реализации открытого мультимедийного виртуального учебного процесса, полностью основанном на использовании мультимедийных средств без очного контакта педагога с обучаемым, подобные требования значительно трансформируются. В то же время выделяются специфические требования, необходимые при работе с современными средствами информатизации и мультимедийными образовательными электронными изданиями. В числе таких требований, например, знание преподавателем дидактических свойств и умение пользоваться мультимедийными средствами обучения. Учитель должен транслировать ученикам передовой опыт. В этом ему помогает инструментарий электронного контента «Московская электронная школа», достоинство которого состоит в том, что он постоянно пополняется. Его можно легко расширить, загрузив необходимые документы, файлы, задания или готовые сценарии. Число пользователей «Московской электронной школы» растет с каждым днем. Соответственно, и возможности платформы будут постоянно расширяться.
















4. Заключение.

В современных учебных учреждениях значительно расширился арсенал средств обучения, повседневно применяемых учителем в учебно-воспитательной работе. Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования учебных технических средств, соответствующих непрерывно повышающемуся уровню развития науки и техники. Качество преподавания тесно связано с коренным улучшением методов обучения, что, в свою очередь, зависит от применения учителем комплекса аудиовидеокомпьютерных технических средств. Принцип наглядности не является чем-то новым в педагогике. Но в современных условиях, когда широкое распространение получили видеозапись и компьютерная техника, новое, связанное с этим принципом, заключается в том, что наглядность из желательного элемента превращается в необходимое условие научной организации труда учителя, в средство повышения эффективности обучения. Новое заключается также в том, что наглядность сегодня неразрывно связывается с применением технических средств, позволяющих более полно использовать психофизиологические особенности человеческого организма в интересах повышения качества усвоения знаний и использования возможностей современных информационных и коммуникационных технологий.

Одним из самых важных моментов для меня является изменение соотношений функций учителя и ученика в учебном процессе в сторону сотрудничества. Таким образом, можно сказать, что ребенок становится активным участником образовательного процесса, учится самостоятельно приобретать информацию, обобщать ее и применять на практике – работать в интерактивном режиме. Можно говорить об оптимальном расходовании сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения. Однако учитель не должен забывать, что средства информационных технологий обеспечивают решение определенного круга дидактических задач и не могут заменять собой другие. Информатизация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Информатизация – это путь к другому образованию. Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможности проводить уроки на новом современном уровне. Я изучаю опыт учителей по данной теме и имею собственные наработки.

Проведенное мною исследование по проблеме использования в общеобразовательной школе мультимедийных обучающих средств по технологии позволило прийти к следующим выводам: из всех инструментов познания мультимедиа наилучшим образом позволяет представлять знания различными способами, включая все модальности восприятия. Работая с мультимедийными средствами, школьники получают в распоряжении богатейший арсенал для самовыражения изучаемого материала. Мультимедиа реализует более творческий подход к процессу усвоения и представления знаний. Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как: изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; видео, сложные видеоэффекты; анимации и анимационное имитирование.

Опираясь на свой опыт работы, я могу отметить, что внедрение новых информационных технологий, значительно повышает качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей. Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания в образовании и тем самым повысить его качество, позволяет заинтересовать детей, путем яркого, наглядного представления материала, осуществлять объективный контроль за уровнем успеваемости учащихся. Также важнейшей задачей информатизация сферы образования должно стать опережение информатизации других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности человека.












Список литературы

  1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, К. Бринк. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.

  2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань, 2000. – 151 с.

  3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002.

  4. Аствацатуров, Г.О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы / Г.О. Аствацатуров. – Волгоград: Учитель, 2009. – 111 с.

  5. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. - 87 с.

  6. Бекман, И.Н.. Курс лекций по информатике / И.Н. Бекман [Электронный ресурс].

  7. Бондаренко, Е.А. Технические средства обучения в современной школе / Е.А. Бондаренко, А.А. Журин, И.А. Милютина. – М.: Юнвес, 2004. – 416 с.

  8. Борисова, Г.В. Современные технологии обучения: методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Г.В. Борисова. – СПб. : Полиграф-С, 2002. - 79 с.

  9. Бухаркина, М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 226 с.

  10. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.

  11. Высоцкий И. Р. Компьютер в образовании // Информатика и образование. 2000. №1. С. 86-87.

  12. Гафурова, Н.В. Педагогическое применение мультимедийных средств / Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова. – Красноярск: СФУ, 2010. – 163 с.

  13. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

  14. Гура В.В. Педагогическое проектирование медиаобразовательной среды вуза (личностно-ориентированный подход)//Личностно-ориентированное образование: феномен, концепции, технологии. -Волгоград, 2000.

  15. Донец (Каруна) И. А. Педагогические технологии в сфере медиаобразования//Школьные технологии. 2002. - № 1. - С. 47-50.

  16. Зазнобина, Л.С. Общее и особенное в медиаобразовании / Л.С. Зазнобина // Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент: Сборник научных трудов. – М. : ИОСО РАО, 1999. – 308 с.

  17. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

  18. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт и др.; под ред. И.В. Роберт. – М. : Дрофа, 2008. – 312 с.

  19. Использование мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности : учеб. пособие для студентов / сост. В.В. Мантуленко. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2006. – 36 с.

  20. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 252 с.

  21. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших учебных педагогических заведений / Г.И. Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 448 с.

  22. Лебедева, М. Дистанционные образовательные технологии. Проектирование и реализация учебных курсов / М. Лебедева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 336 с.

  23. Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения. М., 2000

  24. Михайлов, В.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в реализации современных педагогических методик / В.Ю. Михайлов, В.М. Гостев. – Казань : КГУ, 2008. – 34 с.

  25. Молочков, В.П. Наглядность как принцип обучения / В.П. Молочков // Информатика и образование. – 2004. – №3. – С. 20.

  26. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. – Брянск: НМЦ «Технология», 2000. – 342 с.

  27. Некрасова, Г.Н. Организация уроков технологии с применением компьютерной техники в сельской школе / Г.Н. Некрасова, В.А. Крысова // Школа и производство. – 2009. – № 1. – С. 11-15.

  28. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000.

  29. Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. – М.: ООО «Ритм», 2005. – 320 с.

  30. Прессман Л. П. Методика применения технических средств обучения: экранно-звуковые средства (2-ое издание, переработанное и дополненное). — М., «Просвещение», 1988, — 191 с.

  31. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ» ; Феникс, 2010. – 333 с.

  32. Румянцева, Е.Л. Информационные технологии / Е.Л. Румянцева, В.В. Слюсарь. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 256 с.

  33. Сарафанов, А.В. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании: учеб.-метод. пособие / А.В. Сарафанов, А.Г. Суковатый, И. Е. Суковатая. – Красноярск : ИПЦ КГТУ, 2006. – 186 с.

  34. Ставрова, О.Б. Применение компьютера на уроках технологии / О.Б. Ставрова // Школа и производство. – 2005. – № 2. – С. 36.

  35. Суздальцев, Е.Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения / Е.Л. Суздальцев // Информатика и образование. – 2008. – №9. – С. 125.

  36. Тэй, В. Самое полное руководство по созданию мультимедийных проектов / Т. Воган. – М.: НТ Пресс, 2006. – 520 с.

  37. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

  38. Хотунцев, Ю.Л. Проблема формирования технологической культуры учащихся / Ю.Л. Хотунцев // Педагогика. – 2006. – №4. – С. 10-15.

  39. Якушина Е.В. Интернет в аспекте медиаобразования//Проблемы перехода к 12-летней системе обучения. М.: ИОСО РАО, 2000. - С. 134-139.

















Список интернет ресурсов



  1. http://pedsite.ru

  2. http://pedvopros.ru/

  3. http://pedagogy.ru/

  4. http://pedlib.ru/katalogy/

  5. http://manpojournal.com/

  6. https://portalpedagoga.ru/

  7. https://zhurnalpedagog.ru/

  8. http://nauka-pedagogika.com/

  9. http://gumfak.ru/pedagog.shtml

  10. http://nashol.com/knigi-po-pedagogike/

  11. http://studentam.net/content/category/1/2/5/

  12. http://www.p-lib.ru/knigi_po_pedagogike.html

  13. http://www.medien.ru/pedagogicheskie-gazety-i-zhurnaly/

  14. http://yspu.org/Педагогика:_Электронные_версии_журналов_и_газет

  15. http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2011/08/28/poleznye-sayty-dlya-pedagogov






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!