СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности изучения личности ребенка с ограниченными возможностями"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биологические факторы

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи — внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т. е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом. Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезнь крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности изучения личности ребенка с ограниченными возможностями"»

Тема: Особенности изучения личности ребенка с ограниченными возможностями.

  1. Влияние биологических и социальных факторов.

  2. Роль речи ребенка в изучении развития его личности.

  3. Диагностика развития личности ребенка.


1.Влияние биологических и социальных факторов.


Биологические факторы

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.
Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи — внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т. е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.
Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезнь крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.

В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияют на развитие ребенка внешние факторы — загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.

Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Поэтому разрабатываются специальные методики, позволяющие их обучать, что дает возможность таким детям иногда достигать высокого уровня умственного развития. Занимаются с этими детьми специально подготовленные педагоги. Однако, как правило, у этих детей существуют большие проблемы общения со сверстниками, непохожими на них, со взрослыми людьми, что затрудняет их интеграцию в общество. Например, слепоглухота становится причиной отставания в развитии ребенка вследствие отсутствия его контакта с окружающей действительностью. Поэтому специальное обучение таких детей как раз и состоит в том, чтобы «открыть» ребенку каналы общения с внешним миром, используя для этого сохранившиеся виды чувствительности — осязание. Вместе с тем, как отмечает А. В. Суворов — человек, слепой и глухой, но научившийся говорить, защитивший докторскую диссертацию, посвятивший свою жизнь таким детям, "слепоглухота не создает ни одной, пусть даже самой микроскопической проблемы, она лишь обостряет их, больше она ничего не делает".

Социальные факторы

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понимании они при этом не становились, даже если попадали в конце концов в человеческое общество. Так что же делает человека человеком?

В общем виде ответ на этот вопрос нам уже известен. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различают макро- (от греч. «большой»), мезо- ("средний") и микро- («малый») факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.
К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуникации и др.
К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое, многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и в непосредственный контакт с которым он вступает. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.
Если представить эти факторы в виде концентрических окружностей, то картина будет выглядеть так, как она показана на схеме.

В центре сфер находится ребенок, и все сферы оказывают на него влияние. Как отмечалось выше, это влияние на процесс социализации ребенка может быть целенаправленным, преднамеренным (как, например, влияние институтов социализации: семьи, образования, религии и др.); однако очень многие факторы оказывают на развитие ребенка спонтанное, стихийное воздействие. Кроме того, и целенаправленное влияние, и стихийное воздействие может быть как положительным, так и отрицательным, негативным.

Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды — дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т. д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. Если это наглядно изобразить в виде еще одной схемы, представленной ниже, то видно, что осваивая все больше сред, ребенок стремится занять всю «площадь круга» — освоить весь потенциально доступный для него социум.

При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде — положительный или негативный.

2.

Роль речи в развитии личности ребенка

Формирование личности ребенка совершается под воздействием социальных условий жизни и воспитания, а так же зависит от врожденных особенностей. Этот процесс имеет свою логику, этапы и закономерности. Л.С. Выготский ставит знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Таким образом, личность есть понятие социальное, оно охватывает природное, историческое в человеке и возникает в результате культурного развития. Л.С. Выготский выдвинул и обосновал положение, что в ходе психического развития первоначально существующие простейшие психические процессы и функции (восприятие, память, мышление, речь и пр.) вступая в сложное взаимодействие друг с другом, превращаются в качественно новые функциональные системы, специфические только для человека (речевое мышление, логическую память, категориальное восприятие и др.). Эти высшие психические функции находятся в постоянном динамическом развитии и по своему происхождению и внутреннему строению представляют собой особые межфункциональные системные образования.

В младенческом возрасте ребенок не владеет речью, но этот возраст характеризуется как время появления предпосылок к развитию многих качеств личности, проявляемых в общении с людьми. Общение выступает как необходимое условие и важный фактор существования и социализации ребенка как личности. Открыв в себе потребность в общении, ребенок проявляет в нем не только свою социальную сущность, но и свои индивидуальные особенности. Процесс формирования личности на первом году жизни протекает скрыто для внешнего наблюдения. Личностные качества в уже сформированном виде проявятся в более позднем возрасте. К таким свойствам можно отнести черты характера: доброта, отзывчивость, общительность, доверие к людям.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Это решающий момент в развитии личности ребенка. Социальная ситуация развития во многом отличается от предыдущей. Познавательная деятельность ребенка направлена не только на внешний мир, но и на самого себя. Начинается процесс самопознания. Ребенок узнает себя в зеркале, откликается на свое имя и активно использует местоимение «Я». В этом возрасте становление личности тесно связано с обретением ребенком речи. Благодаря речи существенно ускоряется процесс развития самосознания и его личности в целом. Л.И. Божович пишет: «Обобщенное знание о себе происходит вместе с появлением речи и благодаря ей». Сначала дети узнают названия предметов внешнего мира, затем начинают соотносить свое имя с самим собой. Однако наличие такого соотнесения еще не означает, что в этот период уже закончился процесс выделения себя из мира предметов и осознание себя как субъекта. Л.И. Божович предполагает, что такое осознание приходит лишь вместе с появлением местоимения «Я». До этого для указания на самого себя дети долго пользуются собственным именем. Получается, что ребенок познает себя сначала как внешний предмет, а когда приходит к целостному представлению о себе, называет себя, как и другие предметы, по имени. Этот возраст совпадает с периодом, когда дети начинают интересоваться названием каждой вещи и быстро обогащают словарь. Лишь к концу второго года ребенок заменяет свое имя местоимением «Я».

В развитии речи имеется две стороны - понимание речи и сам процесс говорения. Они по-разному связаны с различными аспектами формирования личности ребенка. Понимание обеспечивает восприятие, дифференциацию требований и оценок поведения ребенка со стороны взрослых. Это дает возможность корректировать поведение. Через активное речевое общение с окружающими людьми ребенок получает основную информацию, необходимую для его личностного развития. В период от полутора до двух лет ребенком начинают усваиваться нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, послушным, сдерживать свою агрессию. Речь содержит в себе словесные поощрения и наказания, средства контроля и самоконтроля поведения. Она так же является носителем правил и норм, которым подчиняется ребенок. Чем больше развиты лексическая, семантическая, синтаксическая и другие стороны высказывания, адресуемые ребенку, тем точнее и тоньше способен ребенок различать оттенки и нюансы воспитательных воздействий.

Речь служит ребенку средством социального контакта, умение говорить позволяет ему самому в процессе диалога уточнять предъявляемые ему требования, получаемые со стороны взрослых оценки и самому влиять на поведение окружающих людей таким образом, чтобы оно как можно больше соответствовало потребностям его личностного развития. Примерно к полутора годам ребенок может осознавать собственные качества личности. Ребенок разговаривает сам с собой, благодарит себя и повторяет чужие указания, делает себе замечания или может обрушиться с упреками на младшего, на свою куклу, хвалить себя - «Я хороший». То есть речь он использует как средство воздействия на самого себя, как средство автостимуляции, порождая новую, более высокую форму поведения. Двухлетний ребенок может подчинить поведение других людей своим требованиям, демонстрируя при этом свои волевые качества. Он начинает употреблять местоимения «мне», «ты».

С усвоением речи качественно перестраивается, ускоряется процесс развития ребенка как личности. Поэтому не случайно, что именно на ранний возраст приходятся первые наиболее заметные изменения в психологии ребенка. Речи, как второй сигнальной системе, И.П. Павлов уделял внимание в понимании физиологических механизмов характера человека. Вторая сигнальная система - специфически человеческая система временных нервных связей в коре головного мозга на базе слова является высшим регулятором поведения человека, проявляющимся в сознательном волевом контроле, который связан с речевой деятельностью и мышлением человека.

В раннем и дошкольном возрасте идет непрерывный процесс формирования речи, которая одновременно включается не только в познавательное, но и в личностное и поведенческое развитие ребенка, качественно преобразуя и ускоряя его. В результате психические процессы становятся произвольными и складываются предпосылки для перехода ребенка на новый, более высокий уровень интеллектуального развития и более высокую форму поведения, связанные с образным и словесно-логическим мышлением.

3. «Особенности психологической диагностики детей с ОВЗ.

Основными методами диагностики детей с ОВЗ, являются беседа с ребенком и родителями, наблюдение и специфические пробы. Во время диагностических сеансов мы используем как полевое наблюдение, когда сеанс протекает в естественных условиях в свободной деятельности, так и лабораторное, когда условия вокруг ребенка моделируются специальным образом для изучения отдельных сторон деятельности ребенка.

Эмоциональная – волевая сфера Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.

На какие же параметры в эмоциональных проявлениях нужно прежде всего обратить внимание? Начнем с эмоционального фона. Он имеет много общего с настроением, но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния.

Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Положительный эмоциональный фон проявляется в приподнятом настроении, улыбке и жестах, выражающих открытость и расслабленность. Ребенок легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность.

Отрицательный эмоциональный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр – выраженность эмоций, т. е. то, насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько богат его эмоциональный мир. Зачастую дошкольники еще не до конца освоили культурные формы выражения эмоций. Они еще не всегда могут сдержать такие эмоциональные проявления, как крик, плач и т. п. Важно посмотреть, усвоены ли им оттенки эмоций, или они плоские, односторонние, невыраженные. В таком случае ребенок реагирует однотипно (улыбается или плачет) или вообще не выражает никаких чувств. Это сигнал психологу для более тщательного изучения особенностей ребенка, так как может свидетельствовать об органических поражениях, предрасположенности к неблагоприятному развитию личности.

Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Очевидно, что эмоции детей более подвижны, чем у взрослых. Это объясняется незаконченной миелинизацией нервных волокон, что приводит к частому переходу от возбуждения к торможению и наоборот, а внешне выражается в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью. Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.

Так же необходимо обратить внимание на экспрессивные компоненты эмоционального реагирования.

выразительные движения всего тела — пантомимика. Пантомимические изменения в o походке, осанке, жестах обычно возникают непроизвольно, как внешние проявления общего эмоционального состояния человека. движения лицевых мышц — мимика.

Диагностируя коммуникативную сферу ребенка мы обращаем внимание на средства общения, которые он использует при взаимодействии с окружающими:

- вербальные – звукоподрожания, лепет, слова, фразы, тут важно заметить использует ли ребенок такие возможности своего голоса как громкость и тон для выражения своих требований.

- И невербальные - использует ли он жесты или указывает на предмет взглядом. Иногда дети, чаще всего это проявляется у детей с нарушениями аутистического спектра, пользуются рукой взрослого или подводят взрослого к предмету.

Следующим показателем развития коммуникативной сферы является понимание ребенком вербальных и невербальных обращений, т.е. выполняет ли ребенок действие по вашей просьбе, правильно ли реагирует на жест и интонацию взрослого.

Так же не менее важным показателем является умение ребенка поддержать диалог – насколько внимательно ребенок слушает партнера и ждет ли ответа после обращения. Способен ли ребенок поддержать разговор с взрослым по поводу того что данный момент отсутствует в непосредственном окружении.

Личностное развитие Самые ранние проявления самосознания наблюдаются в конце младенчества, когда ребенок начинает выделять свое тело из окружающего пространства. Важнейший этап в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда формируется личностное новообразование — «гордость за собственные достижения». Оно говорит о том, что ребенок начинает сознавать свои желания, действия, осознавать себя субъектом деятельности и отделять действие от предмета, с которым оно было жестко связано.

Ядром самосознания являются самооценка и связанный с ней уровень притязаний. Подуровнем притязаний понимается степень трудности целей, которые человек ставит перед собой. Самооценка развивается в дошкольном возрасте по следующим направлениям: 1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок; 2) самооценка от общей переходит к дифференцированной; 3) возникает оценка себя во "времени; проявляющаяся в указаниях на будущее. Главным достижением дошкольного возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка.

Таким образом мы оцениваем следующие параметры: соотносит ли ребенок себя со своим именем, при просьбе показать находит ли у себя части тела, узнает ли себя в зеркале и на фотографиях, правильно ли он отвечает на вопрос мальчик или девочка, пользуется ли личными местоимениями, рассказывает о своих желаниях, ощущениях и событиях произошедших с ним.

Познавательное развитие.

При диагностике познавательного развития, нам как психологам, главным образом необходимо выяснить способности ребенка к исследовательской деятельности и то каким каналов при исследовании ребенок пользуется чаще всего. Так как для получения полноты картины окружающей действительности ребенку необходимо использовать все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильно-кинестетический. Так же мы предлагаем серии специфических проб для получения сведений об уровне развития высших психических функций ребенка.

Следует подчеркнуть особую актуальность изучения детско-родительских отношений, т.к. именно они во многом предопределяют степень социализации и адаптации ребенка в жизни. Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность эмоциональнотеплых отношений провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности.

На какие же параметры стоит обратить внимание при взаимодействии родителя с ребенком.

- В первую очередь насколько теплого и уважительного отношения к ребенку, готов ли он помогать ему в выполнении заданий, насколько высоко родитель обеспечивает безопасность и комфорт ребенка, насколько часто родитель использует вербальные и невербальные проявления при трансляции своих нежных чувств к ребенку. Также мы наблюдаем за тем удается ли родителю в процессе взаимодействия или игры самому пребывать в расслабленном состоянии и является ли аффективный фон родителя позитивным, негативным или нейтральным.

- Необходимо наличие желания родителя установить адекватный контакт с ребенком и какую форму контакта предпочитает родитель(вербальная, тактильная, зрительная, опосредованная);

- Каждому ребенку необходимо наличие одной из форм социального контроля и в ситуации взаимодействия родителя с ребенком мы можем наблюдать является ли это запретом, командой, физическим принуждением, просьбой или помощью вопросом

- В таком взаимодействии мы можем наблюдать каким образом разрешаются конфликтные ситуации и используются педагогические приемы.

Таким образом, по результатам оценки всех выше перечисленных критериев выстраивается индивидуальный план работы с ребенком.