СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности художественного воплощения темы любви в повести А.И.Куприна „Гранатовый браслет”

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности художественного воплощения темы любви в повести А.И.Куприна „Гранатовый браслет”

Просмотр содержимого документа
«Особенности художественного воплощения темы любви в повести А.И.Куприна „Гранатовый браслет”»

Урок 3.

Особенности художественного воплощения темы любви в повести А.И.Куприна „Гранатовый браслет”


Цели урока: способствовать осознанию учащимися идейно-художественных особенностей повести; раскрыть её художественные достоинства: значение символических образов, содержательное применение музыки, композиции; организовать деятельность учащихся по работе с текстом художественного произведения; развивать навыки анализа эпического произведения, развивать умения и навыки полемического диалога, воспитывать лучшие человеческие качества, эстетические вкусы, культуру личности.

Тип урока: комбинированный, проблемный, с элементами интерактивных технологий.

Ход урока

III. Работа над темой урока

Учитель: сегодня мы постараемся узнать, в чём же заключалось мастерство писателя, какими средствами и приёмами он связал все эти события, явления, отдельные предметы и вещи, и воплотил тему любви таким образом, что человечество читает повесть уже 100 лет и не перестаёт восхищаться и плакать.

2) Как изображена любовь в повести? Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны.

Восемь лет длится безответная любовь мелкого чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Он пишет ей письма, но их высмеивает её муж, а брат приходит в негодование. Но генерал Аносов считает, что любовь должна быть сильная, которая «заключает весь смысл жизни». Аносов говорит, что это чувство должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни корыстным.

Когда Вера получила письмо и подарок, она испытала неприятные чувства. Куприн так и пишет: «неудовольствие», «неприятное чувство», «жалко этого несчастного», «была встревожена», а в финале, после гибели героя «с нежностью развернула письмо». При звуках бетховенской сонаты героиня переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою душу и жизнь. Она произносит в мыслях те слова, которые мог бы произнести только он.

3) В чём своеобразие композиции повести «Гранатовый браслет»?

щается только к Шеину. Желтков пообещал Николаю Николаевичу, Шеину и Вере уехать, уйти. Он выполнил своё обещание. В финал повести проникнут чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера: ей открылась та самая любовь, что бывает раз в тысячу лет. ( Звучит 2-я сон. Бетховена).


Общая полемика.. Коллективно-поисковая деятельность учащихся

- И.А.Бунин говорил: «Всякая любовь - великое счастье, даже, если она и не разделена». Вы тоже так считаете?

- Аносов в 8 главе произносит: «Любовь должна быть трагедией». А как думаете вы?

- Существует ли в повести проблема нравственного выбора? ( Желтков любит замужнюю женщину, ради любви нарушает семейную традицию, отказался от всего в своей жизни -от карьеры, от семьи, его ничего не интересует.…)

IV Формулирование результатов решения проблемы

Ученик: повесть имеет общечеловеческий характер. Она поднимает проблемы, которые буду вечно волновать человечество.

Учитель: а какова идея повести? («Да святится Имя Твое!»)

V Подведение итогов урока

Итак, повесть «Гранатовый браслет» помимо эстетического наслаждения позволяет понять горькую истину, что часто люди проходят мимо большого и искреннего человеческого чувства и не замечают его. И сейчас пророчески звучат слова и генерала Аносова: «Может быть твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины», и Желткова: «Да святится Имя Твое». И услышать эти слова из вечности нам позволяет повесть А.И.Куприна. Он гениально выбрал точные и ёмкие средства художественной выразительности, которые максимально помогли ему воплотить его авторскую идею.

V Оценивание ответов учащихся.

Иллюстрации к уроку «Особенности художественного воплощения темы любви в повести А.И.Куприна „Гранатовый браслет”

Вера Николаевна Шеина

Кадр из фильма «Гранатовый браслет». В роли Веры – Ариадна Шенгелая



Желтков. Иллюстрация А.Куписевича к повести А.Куприна «Гранатовый браслет»















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!