СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими задержку психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими задержку психического развития      Почти 50% среди неуспевающих учеников младших классов составляют дети с задержкой психического развития. Такой термин применяется к детям с минимальными ограниченными повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС. Такие дети отличаются недостаточностью развития эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, речевой деятельности, замедленностью обработки информации в сравнении с другими детьми, низкой познавательной активностью.  

Просмотр содержимого документа
«Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими задержку психического развития»

Контрольная работа

Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими задержку психического развития


ТЕМА: Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми, 
имеющими задержку психического развития

Преподаватель: Гиниятуллина Галина Валентиновна




СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР.


     Почти 50% среди неуспевающих учеников младших классов составляют дети с задержкой психического развития. Такой термин применяется к детям с минимальными ограниченными повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС. Такие дети отличаются недостаточностью развития эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, речевой деятельности, замедленностью обработки информации в сравнении с другими детьми, низкой познавательной активностью.

     Коррекционно-педагогическая помощь таким детям требуется, прежде всего, в дошкольном возрасте. В условиях создания специального образовательного процесса дети с ЗПР  способны освоить программу общеобразовательной школы и даже продолжить своё образование.

     Для оказания помощи детям с задержкой психического развития создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения.


                                                                                       

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗПР.



     Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания. Е. А. Стеблева (Стеблева Е. А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001.) выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относится как к предметно-практической деятельности, в которой ребёнок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

     Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводится всем формам ручной деятельности.

     Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк (Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001) предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий – синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.

      В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля , освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности.  В книге А. А. Катаевой и Е. А. Стеблевой (Катаева А. А., Стеблева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001.) представлены дидактические игры, с помощью которых специалисты могут решать различные коррекционные задачи.

     Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребёнка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

     Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребёнка. Но не менее важным аспектом выбора является уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.



РАЗВИВАЮЩАЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ


ПРОГРАММА А. Л. СИРОТЮК.



       Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологйи.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.

Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

     Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. 

     Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения психолог должен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.


КОМПЛЕКС № 1

1. Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак—ребро—ладонь.
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба  выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе.
3.   Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4.  Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5. Ухо—нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

       6Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.


КОМПЛЕКС № 2

1.     
Массаж ушных раковин.
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2.    Перекрестные движения.   Выполняйте перекрестные координи-рованные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.


3.   Качание головой.
 Дышите глубоко. Расправьте плечи,  закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

4.    Горизонтальная восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

5. Симметричные рисунки.
 
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки  (можно прописы-вать таблицу умножения, слова и т.д.).

6.  Медвежьи покачивания.
Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

7. Поза скручивания.
Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за
правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполните то же самое в другую сторону.

8.   Дыхательная гимнастика.
Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

  9. Гимнастика для глаз. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. 


КОМПЛЕКС № 3

1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

 3.  Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

4.  Домик.  Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой,  затем наоборот: Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
5  Снеговик.
Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнениямягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.

6 Рожицы.
 
Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.


КОМПЛЕКС № 5

1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.

2. Дерево.
 Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени,  колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно

прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.

3. Внутри — снаружи
Лежа на спине. Закройте глаза,  прислушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д.). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.

4.      Следите глазами по контуру воображаемой фигуры  (круг, треугольник, квадрат) или цифры.

5.    Делайте движения челюстью в разных направлениях.

6.  Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.

7. Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.

8.  Упражнения в парах: встаньте напротив друг друга,  коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.

9.  Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.

10.  Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ЛИТЕРАТУРЫ.



1.     Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2001;

2.     Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Ципиной. М., 1984;

3.     Катаева А. А. Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001;

4.     Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев и др. – М.: Академия, 2001;

5.     Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001;

6.     Специальная педагогика / Под ред.  Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001;

7.     Стребелева Е. А., Венгер А. Л., Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001;

8.     Ульянова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специаль-ной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002.