СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности личности и роль педагога в развитии одаренности детей в условиях сельской школы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная система образования в России испытывает явный дефицит педагогов, подготовленных к работе с одаренными и талантливыми детьми. Предметная направленность профессиональной подготовки учителей, сокращение объема часов, отводимых на изучение психолого-педагогических дисциплин в вузах, безусловно, не способствуют формированию у будущих педагогов умений грамотно дифференцировать учебно-воспитательный процесс и выстраивать индивидуальные планы развития детей с различными способностями. В то же время решение проблемы сопровождения одаренности связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны.

   Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является оптимизация сети сельских школ с целью развития образования на селе и создания условий для обеспечения доступности и высокого качества сельского образования. Сегодня, когда воспитательные возможности сельского социума снизились, школа становится средством духовного возрождения села. Поэтому совершенствование ее работы - проблема не только педагогическая. Она связана с экономическими, социальными, политическими, демографическими сферами развития села.

   Необходимость разработки и реализации предлагаемой Программы диктуется следующими обстоятельствами:

-преобразование сельских школ является важнейшим направлением Федеральной программы реформы образования в России;

-сегодня очевидно, что любая обоснованная и продуманная программа развития сельской школы - это не просто необходимый и целесообразный акт переустройства образования на селе, но прежде всего и преимущественно-объективная потребность и важнейшее условие радикального изменения хозяйственной, социальной и социокультурной жизни в сельской местности;

  Важность разработки и реализации Программы  обосновывается еще и тем, что   именно от сельской школы идут позитивные импульсы культурной жизни, сельская семья получает помощь в воспитании и обучении детей, развитии их способностей и интересов.

  Следует отметить, что данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные учителя недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одаренности, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов такой категории учителей достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одаренными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в школе одаренные дети, родители, педагоги.

  В связи с этим школе необходим проект, способствующий развитию педагогических способностей для раскрытия и реализации потенциала детей с признаками одаренности.

Просмотр содержимого документа
«Особенности личности и роль педагога в развитии одаренности детей в условиях сельской школы»

Филиал муниципального образовательного бюджетного

учреждения средняя общеобразовательная школа с. Зирган

в основной образовательной школе дер. Верхнеюлдашево муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан









ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ



Особенности личности и роль педагога в развитии одаренности детей в условиях сельской школы



Разработала: управляющая филиалом муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Зирганв основной образовательной школе дер. Верхнеюлдашево муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

Г.Р. Шаемарданова



ООШ д. Верхнеюлдашево

2016

Актуальность проблемы. Современная система образования в России испытывает явный дефицит педагогов, подготовленных к работе с одаренными и талантливыми детьми.

Предметная направленность профессиональной подготовки учителей,

сокращение объема часов, отводимых на изучение психолого-педагогических дисциплин в вузах, безусловно, не способствуют формированию у будущих педагогов умений грамотно дифференцировать учебно-воспитательный процесс и выстраивать индивидуальные планы развития детей с различными способностями. В то же время решение проблемы сопровождения одаренности связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны.

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является оптимизация сети сельских школ с целью развития образования на селе и создания условий для обеспечения доступности и высокого качества сельского образования. Сегодня, когда воспитательные возможности сельского социума снизились, школа становится средством духовного возрождения села. Поэтому совершенствование ее работы - проблема не только педагогическая. Она связана с экономическими, социальными, политическими, демографическими сферами развития села.

Необходимость разработки и реализации предлагаемой Программы диктуется следующими обстоятельствами:

-преобразование сельских школ является важнейшим направлением Федеральной программы реформы образования в России;

-сегодня очевидно, что любая обоснованная и продуманная программа развития сельской школы - это не просто необходимый и целесообразный акт переустройства образования на селе, но прежде всего и преимущественно-объективная потребность и важнейшее условие радикального изменения хозяйственной, социальной и социокультурной жизни в сельской местности;

Важность разработки и реализации Программы обосновывается еще и тем, что   именно от сельской школы идут позитивные импульсы культурной жизни, сельская семья получает помощь в воспитании и обучении детей, развитии их способностей и интересов.

Следует отметить, что данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные учителя недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одаренности, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов такой категории учителей достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одаренными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в школе одаренные дети, родители, педагоги.

В связи с этим школе необходим проект, способствующий развитию педагогических способностей для раскрытия и реализации потенциала детей с признаками одаренности.





Цель проекта: создание условий для выявления, поддержки и оптимального развития педагогических способностей для работы с одаренными детьми.

Задачи проекта:

1.Изучить нормативно-правовое обеспечение.

2. Повысить квалификацию педагогических кадров по работе с одаренными детьми.

3. Создать условия для личностной и профессиональной самореализации учителя.

4. Изучить и внедрить технологии в работе с одаренными и талантливыми учащимися.

5.Разработать методы стимулирования педагогов, внедряющих личностно-ориентированные технологии обучения.

Ожидаемые результаты проекта

1.Повышение мотивации педагогов для работы с одаренными детьми.

2. Формирование информационных банков данных по учителям, работающим с одаренными детьми.

3. Повышение уровня индивидуальных достижений учителя в предметной области.

4. Повышение уровня владения педагогами общепредметными и социальными компетенциями.

5. Увеличение количества одаренных детей, занявших призовые места на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах и иных конкурсных мероприятиях.

6. Увеличение числа педагогов, удовлетворенных своей деятельностью.

7. Повышение квалификации педагогов школы, участвующих в работе с одаренными учащимися.











Концепция проекта

«… поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей», - эти слова Я.А. Коменского, основателя педагогической науки, актуальны и сейчас. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности¹.

В современной педагогике имеется немало инновационных разработок, позволяющих ребенку самому инициировать собственное обучение. Вместе с тем подобное обучение требует организации специальных форм взаимодействия со взрослыми (в первую очередь с учителями). Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования, как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним.

Учителя также неоднозначно относятся к особо одаренным детям, однако все зависит от личности самого учителя. Если это педагог, умеющий отказаться от позиции непогрешимости, не приемлющий методы воспитания «с позиции силы», то в этом случае повышенная критичность интеллектуально одаренного

ребенка, его высокое умственное развитие, превышающее уровень самого педагога, вызовут у него уважение и понимание.

 В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу². Педагогический талант учителя на практике проявляется в его педагогических способностях.

Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям

педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.


1.Габдулхаков В. Ф. Одаренный ребенок и талантливый педагог: индикаторы профессионального мастерства педагога в контексте детерминантов одаренности и девиации:монография / В. Ф. Габдулхаков. – М.: Московский психолого-социальный институт (изд-во НПО «МОДЭК»), 2013. – 258 с.


2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а

педагогические умения – это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

-педагогический такт;

-наблюдательность;

-любовь к детям;

-потребность в передаче знаний.

Педагогический такт – это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

Педагогический такт предполагает: уважение к школьнику и требовательность к нему; развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность

требований к нему; доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы; педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.

Педагогическая наблюдательность – это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. По-другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность –

это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.

Личность учителя также является фактором любого обучения, возможно даже основным.

По критериям американской программы «Astor» учитель, работающий с одаренными детьми, должен отвечать следующим требованиям³:

- быть доброжелательным и чутким;

- разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

- иметь высокий уровень интеллектуального развития;

- иметь широкий круг интересов и умений;

- иметь, помимо педагогического, еще какое-либо образование;

3.Чошанов, М.А. Подготовка учителей в США как фактор национальной безопасности. // Образование и саморазвитие. – 2012. - № 6. – С. 134-139.

- быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

- иметь живой и активный характер;

- обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);

-проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

- иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

- обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

- иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.


Развитие личности одаренных детей нередко вызывает значительную тревогу у педагогов и их родителей. Иногда у них выражены амбиции и критичность по отношению к учителям и сверстникам. В ред­ких случаях конфликт с педагогом (чаще все­го недостаточно профессиональным) все-та­ки возникает, принимая форму открытого противостояния, однако при спокойном и уважительном отношении к ученику этот кон­фликт можно сравнительно легко погасить4.

Поэтому важным при работе с одаренными детьми является формирование конфликтологической культуры учителя. Сформированность конфликтологической культуры позволит учителю осознать конфликт, проанализировать его с точки зрения предмета, мотивов, стратегий поведения участников конфликта. Результатом такого анализа явится снижение эмоционального накала, умение управлять собственными негативными эмоциями.

Модель реализации

Планируемый срок реализации проекта: 2016-2018 гг

1-й этапинформационно-диагностический - предполагает констатацию личностных и интеллектуальных особенностей педагога, состояния его эмоционально-волевой сферы; изучение нормативно-правовой базы проекта.

2-й этап – анализ и уточнение выявленных личностных затруднений педагогов, его потенциала и личностных ресурсов. Проведение тренингов личностного роста, уверенного поведения, креативности, коммуникативных качеств и способностей.

3-й этап – реализация позитивного потенциала педагога при работе с одаренными детьми: проведение развивающей работы с ребенком в кружке,

4. Рабочая концепция одарённости. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003.


факультативных занятиях, учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. На этом этапе администрация школы создает условия для развития личностного потенциала педагогов: открывает кружки, студии, проводит предметные олимпиады. При этом использует внутренние ресурсы, преподавателей школы, а также приглашает педагогов из учреждений дополнительного образования.

4-й этап – анализ промежуточных результатов развития личностного и профессионального уровня педагога. На этом этапе проводится в середине, конце учебного года, а по необходимости чаще, диагностика успешности развития педагога. Педагоги школьного и дополнительного образования организуют в школе разнообразные формы презентаций успешности реализации своих способностей: выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали, итоги олимпиад и др. Все данные учителя регистрируют в индивидуальном «Портфолио учителя».



Практическое направление для развития личностного потенциала педагога для работы с одаренными детьми

Тренинг

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ

Данный тренинг имеет целью обеспечение развития и психологической поддержки личности педагога и направлена:

​ на формирование психологической готовности учителя к постоянно меняющимся условиям жизни;

​ на приобретение умения с успехом реализовать уникальный дар собственной индивидуальности в деловых и межличностных отношениях;

​ на развитие способности сохранять хорошее настроение и оптимистичный взгляд на будущее.

Время: 1,5 часа

Продолжительность: 5 занятий 1 раз в неделю

Этапы

Задачи этапа

Используемые методы

Диагнос-тический

​ Сбор психологической информации для двустороннего определения проблемы

​ Прояснение возможных причин и источников выявленных проблем

Клиническое интервью

Циркулярное интервью

Психодиагностика

Генограмма

Коррекци-онный

​ Исследование глубинных убеждений и поведенческих стратегий

​ Знакомство с техниками, позволяющими регулировать собственное эмоциональное состояние и противостоять психоманипуляторам

​ Обучение эффективным стратегиям поведения в значимых ситуациях

​ Повышение самооценки и уверенности в себе

​ Коррекция эмоциональных нарушений

​ Работа с посттравматическим стрессовым расстройством

​ Осознавание неприемлемых стереотипов поведения и эмоционального реагирования и выработка новых, более эффективных.

Индивидуальное консультирование

Психогимнастика

Релаксация

Тренинги: личностного роста, ассертивности, коммуникативной компетентности, конструктивного реагирования на критику, влияния и противостояния влиянию

Методы когнитивной психологии

НЛП

Итоговый

Оценка динамики психологических изменений

Сравнительный анализ

Рефлексия















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Габдулхаков В. Ф. Одаренный ребенок и талантливый педагог: индикаторы профессионального мастерства педагога в контексте детерминантов одаренности и девиации: монография / В. Ф. Габдулхаков. – М.: Московский психолого-социальный институт (изд-во НПО «МОДЭК»), 2013. – 258 с.

2. Игнатова А.Ю. Ценностные ориентиры в системе образования Германии

(конец ХХ – начал XXI вв.). – Рязань, 2012. - 21 с.

3.Кудрявцев В.Т. Образование – «День сурка» или «разрыв шаблона»? //

Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2012. - № 5(31). – с. 34-39.

4.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

5. Рабочая концепция одарённости. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003.

6.Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и

обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем

развития образования / Д.И.Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2011. – С. 14-15.

7.Чошанов М.А. Подготовка учителей в США как фактор национальной безопасности. // Образование и саморазвитие. – 2012. - № 6. – С. 134-139.