Кузнецова Альфия Нурисламовна воспитатель
МКДОУ детский сад №21, г. Ревда
Особенности личности одарённого ребёнка. Возможные социально-психологические затруднения одарённых детей.
В настоящее время одарённость остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для меня, как педагога, наиболее важными проблемами являются не научные основания одаренности, а прежде всего особенности личности одарённого ребёнка.
Существует множество понятий к определению «одаренность», поэтому до настоящего времени нет его четкой формулировки. Одаренность определяется наличием у человека явно выраженных способностей с детства.
По мнению исследователя А.И.Ерёмкина, одаренность является нормой для любого человека, а ее отсутствие связано неверным воспитанием и образованием. С этим суждением я не согласна, потому что ростки одаренности существуют в каждом, дают каждому возможность творить, развивать этот дар в себе, способствовать созданию условий для развития творческого потенциала в других людях.
Одарённые дети легко приспосабливается к новой ситуации, в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе, имеет тенденцию руководить играми или занятиями других людей. В общении со сверстниками такой ребенок часто проявляет инициативу, принимает на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста.
Одаренные дети не только больше видят и тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходства и различия. Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами находят себе работу, чаще сложную интеллектуальную. Любят умственный труд и этим часто настораживают родителей. Одаренный ребенок чаще ищет общения со взрослыми, так как они понимают его лучше, чем сверстники. Они более склонны к независимости, отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих. В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети достигают наиболее высокого уровня развития, и результаты их деятельности имеют уникальных характер.
Таким образом, обладание одаренными детьми, описанными выше качествами, требует к ним особого подхода. Именно поэтому такие дети нуждаются в особом воспитании, индивидуальных учебных программах в специальных школах, в которых учителя знают и учитывают возможности каждого одаренного ребенка, ставят перед ним сверхзадачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.
Мною разработан проект программы «Поддержка и развитие детей дошкольного возраста с признаками одарённости». Цель проекта - создание условий в детском саду для поддержки и развития детей с признаками одарённости при тесном взаимодействии с семьей и другими социальными партнёрами.
Основные задачи проекта:
1.Методически подготовить педагогов.
2.Провести диагностики по выявлению детей с различными видами способностей, создать банк данных детей МКДОУ № 21, имеющих ярко выраженные способности.
3.Использовать эффективные методы и способы; осуществление мониторинга.
4.Оказать квалифицированную консультативную помощь родителям детей с признаками одаренности.
5.Интегрировать основное и дополнительное образование на основе привлечения всех существующих и потенциальных ресурсов.
6. Корректировать программу по результатам диагностики.
Ожидаемые результаты выполнения проекта
В результате целенаправленной исследовательски - образовательной работы выявлены:
- возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития;
- наличие и пополнение диагностической базы.
Проект состоит из 3 этапов реализации. При подтвержденных позитивных результатах в дальнейшем эта работа будет продолжаться.
Организационный этап
1.Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития детей с ярко выраженными способностями, готовности коллектива к работе в инновационном режиме.
2.Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность процесса творческого образования, воспитания и развития детей.
3.Интервью и беседы.
4.Разработка и апробация комплекса диагностических методик на основе взаимосвязи и интеграции обследуемых компонентов.
5.Выявление детей, имеющих ярко выраженные способности. (Составление банка данных детей, имеющих ярко выраженные способности).
6.Разработка информационно-методических документов:
7.Разработка системы реализации проекта «Одаренный ребенок» по трем основным направлениям (работа с детьми, работа с родителями, работа с кадрами).
8.Создание в МКДОУ обогащенной предметно-развивающей среды, максимально соответствующей поставленным целям и задачам.
Практический этап
1.Наличие и пополнение базы мониторинга и диагностик.
2.Составление перспективных планов работы кружков и студий на учебный год.
3. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования (Центр детского творчества, спортивный комплекс «Темп», библиотека им.А.Гайдара, детская художественная школа, музей «Демидов-центр»). Проведение специально организованных мероприятий, создающих условия для активизации интеллектуально-творческого потенциала старших дошкольников (расширение традиций МКДОУ, презентации проектов, в том числе индивидуальных и семейных; театральные и творческие недели в ДОУ; концерты, в том числе благотворительные)
4. Проведение мониторинга.
5. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи).
Формы работы с одаренными детьми:
- проекты индивидуальные, групповые, семейные;
- кружки и секции;
- конкурсы, викторины, соревнования;
- занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования;
- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;
- опытно-исследовательская деятельность.
Формы работы с родителями одаренных детей:
- родительский клуб;
- индивидуальные консультации психолога;
детско-родительские проекты.
Формы работы с педагогами:
- педагогическое проектирование;
- открытые показы, семинары-практикумы.
Заключительный этап
1.Проведение итоговой комплексной психолого-педагогической диагностики «Готовность детей к обучению в школе», в том числе усложненной для детей с высоким уровнем развития
2.Создание продукта проектной деятельности.
3.Принятие решения о дальнейшей деятельности МКДОУ по данной проблеме, перспективы использования технологии в педагогическом процессе МКДОУ.
4.Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности).
5.Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль).
6.Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.
7.Конкурсы, фестивали, выставки.
Я не сомневаюсь, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально одаренных детей может быть вполне успешно преодолена, но при этом система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.
Список литературы:
Ильина М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004.
Материалы лаборатории одаренности Психологического института РАО./ Под ред. А.М. Матюшина. – М.,2006.
Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М. : 2008.
Савенков А.И. У колыбели гения. – М., 2000.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: «Академия развития»,2006.
Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/авт.- сост. Н.И. Пантина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.