Особенности методики проведения занятий специальной медицинской группы
А.И. Барулина
учитель физической культуры
МБОУ г. Иркутска СОШ №18
- Педагогические и медико-биологические исследования и повседневные наблюдения свидетельствуют о том, что ослабленным, в силу различных причин, детям особенно необходимы правильно организованные занятия физической культурой, поскольку мышечная работа способствует активной мобилизации жизненно важных свойств организма – выносливости, силы, быстроты, гибкости, а также воспитанию волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений.
Организация деятельности СМГ в СОШ №18
- В связи с особой значимостью роли занятий физической культурой для детей, отнесенных к СМГ, в нашей гимназии создаются условия для организации занятий СМГ не только для младших школьников, но и для учащихся среднего и старшего звена.
Согласно нормативным документам по организации деятельности СМГ и на основании медицинских справок , заявлений родителей из учащихся 5 – 11 классов, относящихся к СМГ, было сформировано четыре группы:
учащиеся 5 – 6 классов;
учащиеся 7 – 8 классов;
учащиеся 9 – 11 классов;
учащиеся 11 классов, отнесенные к группе «Б»;
в 2012 году организованы две смешанные группы.
Продолжение
Занятия организованы в две смены, с учетом смены, в которую обучаются школьники. Для учащихся, занимающихся во внеурочное время в кружках, расписание устанавливается не по параллелям, а в индивидуальном порядке. Для определенной части учащихся занятия СМГ по времени совпадает с уроком физической культуры в их классе. Это позволяет решить проблему занятости данной категории учащихся во время урока, от занятий на котором они освобождены.
В процессе физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, решаются следующие задачи:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
- расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;
- повышение иммунитета;
- освоение основных двигательных навыков и качеств;
- воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;
- разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе;
- обучение элементарным навыкам самоконтроля.
Содержание занятий СМГ.
Содержание занятий специальной медицинской группы имеет ряд специфических черт. Согласно программе по СМГ дополнительно включён раздел «Дыхательные упражнения». Дыхательные упражнения используются в течение всего периода обучения с целью выработки у детей глубокого дыхания, усиления вдоха; в сочетании с различными движениями рук, ног, туловища. В течение первого года обучения на занятиях дети обучаются различным типам дыхания: грудному, брюшному и смешанному (полному) дыханию.
- Расширен материал в группе упражнений на формирование правильной осанки и упражнений на укрепление мышц спины и живота.
- Расширен материал в группе упражнений на формирование правильной осанки и упражнений на укрепление мышц спины и живота.
- Большое внимание уделяется проведению занятий на свежем воздухе во время первой и четвёртой четверти и в зимнее время.
- Большое внимание уделяется проведению занятий на свежем воздухе во время первой и четвёртой четверти и в зимнее время.
Это особенно важно для детей с хроническими заболеваниями органов дыхания. Чтобы не было переохлаждения, нужно следить за соответствием одежды учащихся температуре воздуха.
Очень интересным и новым ,является
применение в процессе обучения ИКТ
учащиеся очень активно выполняют
комплес упражнений предложенный
на экране.учитель в это время
видит как выполняются упражнения
и даёт свои рекомендации,
исправляет ошибки по ходу выполнения.
Конечно такие занятия
проводятся не всегда,
но интерес и польза от применения
ИКТ очевидны.
Обязательным условием работы СМГ является строгое соблюдение всех ограничений, предусмотренных в программе.
На занятиях не допускаются упражнения, связанные с продолжительным статическим напряжением, вызывающим длительную задержку дыхания. Ограничены упражнения на скорость, силу и выносливость, уменьшены дистанции в ходьбе и беге. Полностью исключены лазанье по канату, подтягивание и акробатические упражнения.
- Очень важным является создание на занятиях благоприятного психологического микроклимата. Для достижения этой цели используется музыка: при выполнении ОРУ – уже знакомых учащимся, а в заключительной части занятия – очень приятные мелодии для релаксации. Это создает у детей хороший настрой для дальнейшей деятельности, снимает возбуждение и усталость.
- Работа СМГ не ограничивается только специальными занятиями. Для учащихся, отнесенных к СМГ, очень важно правильно выбрать и строго соблюдать режим учебного дня.
Организация занятий СМГ.
- В связи со специфичностью занятий СМГ всю систему занятий условно разделяются на два периода:
- подготовительный период (I четверть) – это постепенная подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма к выполнению физических упражнений, воспитание потребности к занятиям физической культурой, изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, обучение правильному дыханию;
- основной период (II – IV четверть) – освоение двигательных умений и навыков.
Занятия СМГ организуются следующим образом:
- I четверть. Подготовительная часть (20 минут): построение, ЧСС, опрос о самочувствии, ознакомление с содержанием занятия, дыхательные и общеразвивающие упражнения. Постоянно напоминается о необходимости сохранения правильной осанки во время движений, особенно во время ходьбы. На первых уроках не злоупотребляю строевыми упражнениями. Основная часть (10 минут): изучение одного из видов программы, подвижные игры на 25 – 32-й минутах урока (продолжительность игры – 3 – 7 минут). После проведения игры – медленная ходьба и отдых сидя – не менее 1 минуты.
- Заключительная часть (10 минут): простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление мышц лежа под музыкальное сопровождение, дыхательные упражнения и отдых сидя, измерение ЧСС, подведение итогов урока.
- II четверть.
- Со второй четверти продолжительность частей урока изменяется: подготовительная часть – 5 – 10 минут, основная часть – 15 – 20 минут, заключительная часть – 5 минут.
Общеразвивающие упражнения с мячами сидя на полу
Измерение пульса
Организация врачебно-педагогического контроля.
В системе осуществляется врачебно-педагогический контроль:
- систематические наблюдения за реакцией учащихся на предлагаемые нагрузки по внешним признакам утомления, по ЧСС;
- при выставлении оценки учитывается качество выполнения упражнений;
- используются тесты: прыжок в длину с места, метание малого мяча, измерение силы (тесты проводятся в декабре и апреле (I год обучения), сентябре и
мае (II год обучения)
- создание презентаций, буклетов по разделам программы физкультурно-оздоровительной деятельности.
В течение первых месяцев занятия СМГ проводить было сложно. У учащихся, которые долгое время считали себя «освобожденными» от занятий физической культуры, и у их родителей сформировалось стойкое негативное отношение к любым физическим нагрузкам. С целью преодоления этого барьера была осуществлена система мер:
- беседы с родителями;
- приглашение родителей на занятия СМГ;
- привлечение родителей к изготовлению несложного спортивного инвентаря (например, мешочков с песком для занятий по коррекции осанки);
- привлечение родителей к проверке домашнего задания;
- разработка совместно с родителями системы наблюдения за режимом питания, режимом закаливания детей.
Результативность обучения учащихся в СМГ.
За восемь лет регулярной работы специальных групп удалось достичь следующих результатов:
- повысился интерес учащихся к занятиям в СМГ, они стали посещать занятия регулярно, вести дневники самонаблюдений и самоконтроля, разрабатывать картотеку специальных упражнений и разучивать их с группами учащихся;
- изменилось отношение учащихся к самим себе: комплекс ограниченности физических способностей почти стерся из их сознания, они считают себя нужными, востребованными;
- старшеклассники, занимающиеся в СМГ, подключаются к судейству различных кроссов, эстафет и других соревнований, проводимых в гимназии;
- часть учащихся, ранее отнесенных к группе «А», перешли в подготовительную группу, некоторые из них в дальнейшем принимали участие в соревнованиях по волейболу за честь гимназии;
- повысилась степень доверия родителей занятиям в СМГ;
- сформирована основа архива комплексов упражнений для профилактики разных видов заболеваний.
Спасибо за внимание!