СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности методики проведения занятий специальной медицинской группы

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

•В связи с  особой значимостью роли занятий физической культурой для детей, отнесенных к СМГ, в нашей гимназии создаются условия для организации занятий СМГ не только для младших школьников, но и для учащихся среднего и старшего звена.

Просмотр содержимого документа
«Особенности методики проведения занятий специальной медицинской группы»

Особенности методики проведения занятий специальной медицинской группы А.И. Барулина учитель физической культуры  МБОУ г. Иркутска СОШ №18

Особенности методики проведения занятий специальной медицинской группы

А.И. Барулина

учитель физической культуры

МБОУ г. Иркутска СОШ №18

 Педагогические и медико-биологические исследования и повседневные наблюдения свидетельствуют о том, что ослабленным, в силу различных причин, детям особенно необходимы правильно организованные занятия физической культурой, поскольку мышечная работа способствует активной мобилизации жизненно важных свойств организма – выносливости, силы, быстроты, гибкости, а также воспитанию волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений.
  • Педагогические и медико-биологические исследования и повседневные наблюдения свидетельствуют о том, что ослабленным, в силу различных причин, детям особенно необходимы правильно организованные занятия физической культурой, поскольку мышечная работа способствует активной мобилизации жизненно важных свойств организма – выносливости, силы, быстроты, гибкости, а также воспитанию волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений.
Организация деятельности СМГ  в СОШ №18   В связи с особой значимостью роли занятий физической культурой для детей, отнесенных к СМГ, в нашей гимназии создаются условия для организации занятий СМГ не только для младших школьников, но и для учащихся среднего и старшего звена. Согласно нормативным документам по организации деятельности СМГ и на основании медицинских справок , заявлений родителей из учащихся 5 – 11 классов, относящихся к СМГ, было сформировано четыре группы: учащиеся 5 – 6 классов; учащиеся 7 – 8 классов; учащиеся 9 – 11 классов; учащиеся 11 классов, отнесенные к группе «Б»; в 2012 году организованы две смешанные группы.

Организация деятельности СМГ в СОШ №18

  • В связи с особой значимостью роли занятий физической культурой для детей, отнесенных к СМГ, в нашей гимназии создаются условия для организации занятий СМГ не только для младших школьников, но и для учащихся среднего и старшего звена.

Согласно нормативным документам по организации деятельности СМГ и на основании медицинских справок , заявлений родителей из учащихся 5 – 11 классов, относящихся к СМГ, было сформировано четыре группы:

учащиеся 5 – 6 классов;

учащиеся 7 – 8 классов;

учащиеся 9 – 11 классов;

учащиеся 11 классов, отнесенные к группе «Б»;

в 2012 году организованы две смешанные группы.

Продолжение Занятия организованы в две смены, с учетом смены, в которую обучаются школьники. Для учащихся, занимающихся во внеурочное время в кружках, расписание устанавливается не по параллелям, а в индивидуальном порядке. Для определенной части учащихся занятия СМГ по времени совпадает с уроком физической культуры в их классе. Это позволяет решить проблему занятости данной категории учащихся во время урока, от занятий на котором они освобождены.

Продолжение

Занятия организованы в две смены, с учетом смены, в которую обучаются школьники. Для учащихся, занимающихся во внеурочное время в кружках, расписание устанавливается не по параллелям, а в индивидуальном порядке. Для определенной части учащихся занятия СМГ по времени совпадает с уроком физической культуры в их классе. Это позволяет решить проблему занятости данной категории учащихся во время урока, от занятий на котором они освобождены.

В процессе физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, решаются следующие задачи:  укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;  расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;  повышение иммунитета;  освоение основных двигательных навыков и качеств;  воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;  разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе;  обучение элементарным навыкам самоконтроля.

В процессе физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, решаются следующие задачи:

  • укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
  • расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;
  • повышение иммунитета;
  • освоение основных двигательных навыков и качеств;
  • воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;
  • разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе;
  • обучение элементарным навыкам самоконтроля.
Содержание занятий СМГ. Содержание занятий специальной медицинской группы имеет ряд специфических черт. Согласно программе по СМГ дополнительно включён раздел «Дыхательные упражнения». Дыхательные упражнения используются в течение всего периода обучения с целью выработки у детей глубокого дыхания, усиления вдоха; в сочетании с различными движениями рук, ног, туловища. В течение первого года обучения на занятиях дети обучаются различным типам дыхания: грудному, брюшному и смешанному (полному) дыханию.

Содержание занятий СМГ.

Содержание занятий специальной медицинской группы имеет ряд специфических черт. Согласно программе по СМГ дополнительно включён раздел «Дыхательные упражнения». Дыхательные упражнения используются в течение всего периода обучения с целью выработки у детей глубокого дыхания, усиления вдоха; в сочетании с различными движениями рук, ног, туловища. В течение первого года обучения на занятиях дети обучаются различным типам дыхания: грудному, брюшному и смешанному (полному) дыханию.

 Расширен материал в группе упражнений на формирование правильной осанки и упражнений на укрепление мышц спины и живота.  Расширен материал в группе упражнений на формирование правильной осанки и упражнений на укрепление мышц спины и живота.
  • Расширен материал в группе упражнений на формирование правильной осанки и упражнений на укрепление мышц спины и живота.
  • Расширен материал в группе упражнений на формирование правильной осанки и упражнений на укрепление мышц спины и живота.
 Большое внимание уделяется проведению занятий на свежем воздухе во время первой и четвёртой четверти и в зимнее время.   Большое внимание уделяется проведению занятий на свежем воздухе во время первой и четвёртой четверти и в зимнее время.  Это особенно важно для детей с хроническими заболеваниями органов дыхания. Чтобы не было переохлаждения, нужно следить за соответствием одежды учащихся температуре воздуха.
  • Большое внимание уделяется проведению занятий на свежем воздухе во время первой и четвёртой четверти и в зимнее время.
  • Большое внимание уделяется проведению занятий на свежем воздухе во время первой и четвёртой четверти и в зимнее время.

Это особенно важно для детей с хроническими заболеваниями органов дыхания. Чтобы не было переохлаждения, нужно следить за соответствием одежды учащихся температуре воздуха.

Очень интересным и новым ,является применение в процессе обучения ИКТ учащиеся очень активно выполняют комплес упражнений предложенный на экране.учитель в это время видит как выполняются упражнения и даёт свои рекомендации, исправляет ошибки по ходу выполнения. Конечно такие занятия проводятся не всегда, но интерес и польза от применения ИКТ очевидны.

Очень интересным и новым ,является

применение в процессе обучения ИКТ

учащиеся очень активно выполняют

комплес упражнений предложенный

на экране.учитель в это время

видит как выполняются упражнения

и даёт свои рекомендации,

исправляет ошибки по ходу выполнения.

Конечно такие занятия

проводятся не всегда,

но интерес и польза от применения

ИКТ очевидны.

Обязательным условием работы СМГ является строгое соблюдение всех ограничений, предусмотренных в программе. На занятиях не допускаются упражнения, связанные с продолжительным статическим напряжением, вызывающим длительную задержку дыхания. Ограничены упражнения на скорость, силу и выносливость, уменьшены дистанции в ходьбе и беге. Полностью исключены лазанье по канату, подтягивание и акробатические упражнения.

Обязательным условием работы СМГ является строгое соблюдение всех ограничений, предусмотренных в программе.

На занятиях не допускаются упражнения, связанные с продолжительным статическим напряжением, вызывающим длительную задержку дыхания. Ограничены упражнения на скорость, силу и выносливость, уменьшены дистанции в ходьбе и беге. Полностью исключены лазанье по канату, подтягивание и акробатические упражнения.

Очень важным является создание на занятиях благоприятного психологического микроклимата. Для достижения этой цели используется музыка: при выполнении ОРУ – уже знакомых учащимся, а в заключительной части занятия – очень приятные мелодии для релаксации. Это создает у детей хороший настрой для дальнейшей деятельности, снимает возбуждение и усталость. Работа СМГ не ограничивается только специальными занятиями. Для учащихся, отнесенных к СМГ, очень важно правильно выбрать и строго соблюдать режим учебного дня.
  • Очень важным является создание на занятиях благоприятного психологического микроклимата. Для достижения этой цели используется музыка: при выполнении ОРУ – уже знакомых учащимся, а в заключительной части занятия – очень приятные мелодии для релаксации. Это создает у детей хороший настрой для дальнейшей деятельности, снимает возбуждение и усталость.
  • Работа СМГ не ограничивается только специальными занятиями. Для учащихся, отнесенных к СМГ, очень важно правильно выбрать и строго соблюдать режим учебного дня.
Организация занятий СМГ.   В связи со специфичностью занятий СМГ всю систему занятий условно разделяются на два периода: подготовительный период (I четверть) – это постепенная подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма к выполнению физических упражнений, воспитание потребности к занятиям физической культурой, изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, обучение правильному дыханию; основной период (II – IV четверть) – освоение двигательных умений и навыков.

Организация занятий СМГ.

  • В связи со специфичностью занятий СМГ всю систему занятий условно разделяются на два периода:
  • подготовительный период (I четверть) – это постепенная подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма к выполнению физических упражнений, воспитание потребности к занятиям физической культурой, изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, обучение правильному дыханию;
  • основной период (II – IV четверть) – освоение двигательных умений и навыков.
Занятия СМГ организуются следующим образом: I четверть.  Подготовительная часть (20 минут): построение, ЧСС, опрос о самочувствии, ознакомление с содержанием занятия, дыхательные и общеразвивающие упражнения. Постоянно напоминается о необходимости сохранения правильной осанки во время движений, особенно во время ходьбы. На первых уроках не злоупотребляю строевыми упражнениями.  Основная часть (10 минут): изучение одного из видов программы, подвижные игры на 25 – 32-й минутах урока (продолжительность игры – 3 – 7 минут). После проведения игры – медленная ходьба и отдых сидя – не менее 1 минуты. Заключительная часть (10 минут): простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление мышц лежа под музыкальное сопровождение, дыхательные упражнения и отдых сидя, измерение ЧСС, подведение итогов урока. II четверть. Со второй четверти продолжительность частей урока изменяется: подготовительная часть – 5 – 10 минут, основная часть – 15 – 20 минут, заключительная часть – 5 минут.

Занятия СМГ организуются следующим образом:

  • I четверть. Подготовительная часть (20 минут): построение, ЧСС, опрос о самочувствии, ознакомление с содержанием занятия, дыхательные и общеразвивающие упражнения. Постоянно напоминается о необходимости сохранения правильной осанки во время движений, особенно во время ходьбы. На первых уроках не злоупотребляю строевыми упражнениями. Основная часть (10 минут): изучение одного из видов программы, подвижные игры на 25 – 32-й минутах урока (продолжительность игры – 3 – 7 минут). После проведения игры – медленная ходьба и отдых сидя – не менее 1 минуты.
  • Заключительная часть (10 минут): простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление мышц лежа под музыкальное сопровождение, дыхательные упражнения и отдых сидя, измерение ЧСС, подведение итогов урока.
  • II четверть.
  • Со второй четверти продолжительность частей урока изменяется: подготовительная часть – 5 – 10 минут, основная часть – 15 – 20 минут, заключительная часть – 5 минут.
Общеразвивающие упражнения с мячами сидя на полу Измерение пульса

Общеразвивающие упражнения с мячами сидя на полу

Измерение пульса

Организация врачебно-педагогического контроля.   В системе осуществляется врачебно-педагогический контроль:  систематические наблюдения за реакцией учащихся на предлагаемые нагрузки по внешним признакам утомления, по ЧСС; при выставлении оценки учитывается качество выполнения упражнений; используются тесты: прыжок в длину с места, метание малого мяча, измерение силы (тесты проводятся в декабре и апреле (I год обучения), сентябре и  мае (II год обучения) создание презентаций, буклетов по разделам программы физкультурно-оздоровительной деятельности.

Организация врачебно-педагогического контроля.

В системе осуществляется врачебно-педагогический контроль:

  • систематические наблюдения за реакцией учащихся на предлагаемые нагрузки по внешним признакам утомления, по ЧСС;
  • при выставлении оценки учитывается качество выполнения упражнений;
  • используются тесты: прыжок в длину с места, метание малого мяча, измерение силы (тесты проводятся в декабре и апреле (I год обучения), сентябре и

мае (II год обучения)

  • создание презентаций, буклетов по разделам программы физкультурно-оздоровительной деятельности.
В течение первых месяцев занятия СМГ проводить было сложно. У учащихся, которые долгое время считали себя «освобожденными» от занятий физической культуры, и у их родителей сформировалось стойкое негативное отношение к любым физическим нагрузкам. С целью преодоления этого барьера была осуществлена система мер:  беседы с родителями;  приглашение родителей на занятия СМГ;  привлечение родителей к изготовлению несложного спортивного инвентаря (например, мешочков с песком для занятий по коррекции осанки);  привлечение родителей к проверке домашнего задания;  разработка совместно с родителями системы наблюдения за режимом питания, режимом закаливания детей.

В течение первых месяцев занятия СМГ проводить было сложно. У учащихся, которые долгое время считали себя «освобожденными» от занятий физической культуры, и у их родителей сформировалось стойкое негативное отношение к любым физическим нагрузкам. С целью преодоления этого барьера была осуществлена система мер:

  • беседы с родителями;
  • приглашение родителей на занятия СМГ;
  • привлечение родителей к изготовлению несложного спортивного инвентаря (например, мешочков с песком для занятий по коррекции осанки);
  • привлечение родителей к проверке домашнего задания;
  • разработка совместно с родителями системы наблюдения за режимом питания, режимом закаливания детей.
Результативность обучения учащихся в СМГ.   За восемь лет регулярной работы специальных групп удалось достичь следующих результатов:  повысился интерес учащихся к занятиям в СМГ, они стали посещать занятия регулярно, вести дневники самонаблюдений и самоконтроля, разрабатывать картотеку специальных упражнений и разучивать их с группами учащихся;  изменилось отношение учащихся к самим себе: комплекс ограниченности физических способностей почти стерся из их сознания, они считают себя нужными, востребованными;  старшеклассники, занимающиеся в СМГ, подключаются к судейству различных кроссов, эстафет и других соревнований, проводимых в гимназии;  часть учащихся, ранее отнесенных к группе «А», перешли в подготовительную группу, некоторые из них в дальнейшем принимали участие в соревнованиях по волейболу за честь гимназии;  повысилась степень доверия родителей занятиям в СМГ;  сформирована основа архива комплексов упражнений для профилактики разных видов заболеваний.

Результативность обучения учащихся в СМГ.

За восемь лет регулярной работы специальных групп удалось достичь следующих результатов:

  • повысился интерес учащихся к занятиям в СМГ, они стали посещать занятия регулярно, вести дневники самонаблюдений и самоконтроля, разрабатывать картотеку специальных упражнений и разучивать их с группами учащихся;
  • изменилось отношение учащихся к самим себе: комплекс ограниченности физических способностей почти стерся из их сознания, они считают себя нужными, востребованными;
  • старшеклассники, занимающиеся в СМГ, подключаются к судейству различных кроссов, эстафет и других соревнований, проводимых в гимназии;
  • часть учащихся, ранее отнесенных к группе «А», перешли в подготовительную группу, некоторые из них в дальнейшем принимали участие в соревнованиях по волейболу за честь гимназии;
  • повысилась степень доверия родителей занятиям в СМГ;
  • сформирована основа архива комплексов упражнений для профилактики разных видов заболеваний.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!