СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности обучения детей с СДВГ английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются основные особенности работы с гиперактивными детьми при обучении английскому языку.Даны некоторые рекомендации для учителя.

Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения детей с СДВГ английскому языку»

Психолого-педагогические особенности обучения английскому языку гиперактивных детей младшего школьного возраста.

В современном мире все больше и больше уделяется внимания тому, как сделать учебный процесс более доступным, легкими продуктивным для детей. Современная педагогика шагнула далеко вперед в методиках и средствах воспитания и обучения детей, но решения многих проблем до сих пор не найдено. И одной таких серьезных проблем является гиперактивный ребенок. Очень часто у детей с повышенной гиперактивостью имеются сложности в усвоении учебного материала. Несмотря на то, что данной проблемой занимаются многие специалисты: педагоги, врачи, психологи, до сих пор в настоящее время среди родителей и даже многих педагогов существует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, или даже просто результат плохого воспитания со стороны родителей. Часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк, поскольку не только очень подвижны, но и часто неловки и даже неуклюжи, поэтому нередко задевают, толкают окружающих людей и предметы. Но, безусловно, самой главной сложности для гиперактивных детей представляет урок. На уроке они часто выкрикивают ответ, не дослушав до конца вопрос, не могут сосредоточиться на выполнении различных упражнений, выполняют неправильно поставленные перед ними задачи. Но все неудачи, неправильные ответы говорят не о детской недоразвитости или невоспитанности, а лишь показывают, что такие дети требуют больше внимания и иного подхода в обучении и воспитании. Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей, таких как, Н.Н. Заваденко, Л.С. Чутко, В.М. Трошин, А.М. Радаев имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивность (СДВГ).[6] Проблему гиперактивности широко рассматривали отечественные и зарубежные ученые, такие как Н.Н. Заваденко, Л.С. Чутко, Г.Б. Монина, Б.Л. Бейкер, В. Окленд, Дж. Твайман и другие [11] [12]. С каждым годом количество гиперактивных детей лишь растет. Педагоги все чаще и чаще сталкиваются с присутствием в классе нескольких учащихся, которые не в состоянии овладеть материалом школьной программы из-за неусидчивости, расторможенности, импульсивности, несобранности; нарушают и в итоге тормозят учебный процесс всех учащихся. Несмотря на то, что многие врачи, ученые и педагоги изучали гиперактивность детей, долгое время не существовало научного определения таких состояний. И даже после того, как специалисты смогли прийти к единому мнению о происхождении данного феномена, единых методов обучения, включающих в себя коррекцию поведения детей на уроке, не существует. Данная работа посвящена изучению психологических особенностей гиперактивных детей и методов преподавания, которые учитывают данные особенности и позволяют облегчить учителю проведение урока иностранного (английского) языка. Объектом исследования являются психологические особенности гиперактивных детей младшего школьного возраста. Предметом выступают методы обучения английскому языку гиперактивных детей младшего школьного возраста Целями данной работы - выявить методы обучения, учитывающие особенности детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом повышенной гиперактивностью. Апробировать их на уроках английского языка в классе, где есть гиперактивные дети и оценить их эффективность. В соответствии с поставленной целью в работе формируются и решаются следующие задачи:

1. Дать определение понятию «гиперактивность», описать психологические и возрастные особенности гиперактивности.

2. В процессе анализа методической и психологической литературы выяснить, какие существуют методы обучения и способы работы с гиперактивными учащимися младших классов.

3. Диагностировать гиперактивное поведение у младших школьников.

4. Отобрать методы обучения английскому языку, которые сочетаются со способами коррекции поведения гиперактивных детей на уроке. 5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы относительно эффективности методики.

Методы исследования. В соответствии с целями и задачами работы нами использовались следующие методы:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме гиперактивности;

2. Метод тестирования с целью выявления детей с гиперактивностью;

3. Апробация методов преподавания на основе сочетания традиционных методов и методов коррекционной работы с детьми, страдающими синдромом гиперактивностью;

4. Анализ эффективности методики.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении причин и особенностей данного синдрома у детей младшего школьного возраста и анализе методов обучения гиперактивных детей. Практическая значимость исследования: разработанную методику преподавания английского языка у гиперактивных учащихся можно будет использовать в дальнейшем учебном процессе, как учителями в процессе обучения гиперактивных детей, так и родителями.

Выборка исследования: в качестве испытуемых были привлечены школьники в возрасте от 10-11 лет.. Группа школьников из 20 испытуемых, изучающих английский язык. Поставленные задачи определили структуру работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.Гиперактивность и причины ее появления.

История изучения гиперактивности охватывает 150 лет. За это время ученые и врачи смогли сделать множество важных выводов и открытий. Но долгое время не существовало научного определения для понятия «гиперактивность». Ученые не могли прийти к единому мнению, каких детей считать «гиперактивными», и какие симптомы при этом проявляются. Впервые немецкий врач-психоневролог Генрих Хаффман описал чрезвычайно подвижного ребенка, который не мог долгое время спокойно усидеть на стуле. Он дал ему прозвище «Непоседа Фил». Затем в 1902 г. в английском медицинском журнале «The Lancet» было высказано мнение, что гиперактивность связана не с плохим воспитанием ребенка, а является результатом наследственной патологии или родовых травм. Позднее ученые попытались дать более четкую характеристику гиперактивным детям. В течение долгого времени они наблюдали детей с различными проявлениями нарушения поведения: отвлекаемость, чрезмерная импульсивность, повышенная энергичность, вспыльчивость и т.д. Специалисты высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга и предложили термин "минимальное мозговое повреждение". Тогда впервые была выдвинута гипотеза, что гиперактивность связана с последствием черепно-мозговой травмы у родителей, а не повреждениями у самих детей. В 1966 г. американский ученый С.Д. Клемен развил идею о мозговом повреждении. По его мнению, индивидуальные различия у детей могут быть результатом генетических отклонений, биохимических нарушений, инсультов в перинатальном периоде, заболеваний или травм в периоды критического развития центральной нервной системы или других органических причин неизвестного происхождения. Что касается отечественного изучения, с конца XIX века ученые стали уделять внимания данному вопросу. Одним из первых, кто начал выделять гиперактивных детей в отдельную группу, был советский педиатр Ю.Ф. Домбровская. В 1972 году она выделила группу "трудновоспитуемых" детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам. [4] Но с годами предлагаемые методы коррекции показывали свои недостатки. Они основывались на идее, что проблема гиперактивности заложена в самом воспитании ребенка, но на самом деле, все закладывалось еще на биологическом уровне. Опыт советских ученых и педагогов показывал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а улучшить их поведение нельзя дисциплинарными методами. Советский педагог Н.Н. Заваденко отмечал три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная возбудимость. Он считал, что многие дети с диагнозом гиперактивность имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счета [5]. Из более современных представителей, можно отметить работы российских специалистов Лютовой Е.К и Мониной Г.Б.[11]. Они уделяли большое внимание развитию методов работы с гиперактивными детьми и доказали, что гиперактивность не является следствием плохого воспитания. К работам данных специалистов мы будем обращаться в нашей работе. Таким образом, мы можем сделать вывод, что гиперактивность -это нарушения в поведении, связанные с импульсивностью, повышенной двигательной активностью и недостатком внимания, является составляющим словом синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или кратко СДВГ. Именно под этим названием данная патология вошла в американскую классификацию заболеваний. Повышенная гиперактивность представляет собой достаточно серьезную проблему для современного общества, причина этому, что больше и больше детей начинают приобретать симптомы данного заболевания. Результаты различных исследований показывают, что частота синдрома гиперактивности варьируется от 2,2 до 18% у детей школьного возраста. Практически в каждом школьном классе есть, по крайней мере, один-два ребенка с данным заболеванием.  После долгих изучений врачи пришли к мнению, что мальчикив 3-4 раза чаще страдают данной болезнью. Это обусловлено следующими причинами: более высокой уязвимостью плодов мужского пола по отношению к различным воздействиям; большей степенью специализации больших полушарий мозга у мальчиков по сравнению с девочками; заложенное природой более агрессивное поведение мальчиков. у девочек большие полушария головного мозга менее специализированы, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы у девочек поведенческие отклонения проявляются более скрыто. Также большой уровень гиперактивных детей наблюдается в регионах с повышенной плотностью населения. Связано это, может быть, с более напряженной окружающей обстановкой в самих городах. Гиперактивность обнаруживаются, по меньшей мере, в двух сферах деятельности. Например, в школе и дома. Возрастная динамика показала, что признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5-10 лет. К 7 годам, как пишет российский физиолог и психолог Д.А. Фарбер, происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности [8]. Всплеск гиперактивности также происходит в возрасте в 12-15 лет, он совпадает с периодом полового созревания. [13] С возрастом гиперактивность детей необязательно пропадает полностью, а приобретает другие формы. В средних и старших классах школы наряду с существующими проблемами возникают дополнительные трудности. Подростки стремятся быть более независимыми и самостоятельными. В этот период возрастают требования к концентрации внимания, способностей к решению проблем и сложным рассуждениям. К концу периода полового созревания гиперактивность и эмоциональная импульсивность практически исчезают или маскируются другими личностными чертами, повышается самоконтроль и регуляция поведения, дефицит внимания сохраняется. К таким выводам пришли российские неврологи О.В. Халецкая и В.М. Трошин [17]. Нарушение внимания - основной признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Прогноз относительно гиперактинвых детей благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают. 1.2. Проявления гиперактивного поведения младших школьников для того, чтобы знать, как правильно воспитывать и обучать гиперактивного ребенка, нужно уметь выделить и найти его среди остальных школьников. Обычная подвижность и энергичность ребенка не является единственным признаком гиперактивности. Это может быть лишь возрастной особенностью ребенка и проявлением его темперамента. Существует множество классификаций, способов и тестов, как выявить ребенка с гиперактивными поведением. Мы остановимся кратко лишь на нескольких из них, так как главная наша цель – это не изучение признаков гиперактивности, а выбор необходимой методики преподавания. Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребёнка [22]:

- непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание;

- не слушает, когда к нему обращаются;

- с большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.

- испытывает трудности в организации;

- часто теряет вещи;

- избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;

- часто бывает забывчив;

- двигательная расторможенность;

- постоянно ёрзает;

- проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);

- спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве;

- очень говорлив;

- импульсивность;

- начинает отвечать, не дослушав вопроса;

- не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;

- плохо сосредоточивает внимание;

- не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза);

- не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами;

- при выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребёнок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет).

Если проявляются хотя бы несколько этих признаков сразу, педагог может предположить, что ученик гиперактивен. Кроме того, для многих учеников характерны трудности, связанные с распределением времени, определением приоритетов в работе, пониманием прочитанного, ведением записей, освоением учебных навыков, завершением выполнения многоэтапных заданий и т.д. По международной классификации выделяют три формы гиперактивности: -в первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания; по распространенности это самая частая форма заболевания; -во второй форме - преобладают нарушения внимания; -в третьей форме - преобладает гиперактивность. Последняя форма встречается реже других. Таким образом, одним из трех главных составляющих синдрома гиперактивности является импульсивность, которая определяется дефицитом сдерживающего фактора. Ребенок проявляет импульсивную двигательную и вербальную активность, он действует бездумно, переходит от одного занятия к другому, его речь опережает мысли. Он часто не ладит со сверстниками, в играх становится объектом для насмешек. У гиперактивного ребенка наблюдаются сложности во взаимоотношениях не только со сверстниками, но и с взрослыми. Если в классе был обнаружены гиперактивные дети, учитель обязан уделять особенное внимание к таким детям. Обычные методы обучения уже не будут работать на них так эффективно, и у детей может возникнуть множество проблем в усвоении материала. Поэтому в дальнейшем мы разберем, какие существуют методы обучения и способы работы с гиперактивными учащимися младших классов.

1.3.Методы обучения АЯ и коррекции поведения гиперактивных детей младшего школьного возраста  

Начальная ступень образования – это важный этап в жизни любого ребенка: происходит становление его личности, выявление и развитие способностей, овладение элементами культуры речи и поведения. В обучении иностранному языку огромную роль играет грамотное и разумное начало. Хорошее начало может быть залогом дальнейшего успеха, плохое - принести неисправимый вред. Иностранный язык выступает в качестве общественно-исторического продукта, в котором находится отражение истории народа, его культуры, системы социальных отношений, традиций и многое другое. Хорошему преподавателю необходимо передать не просто знания ребенку о языке, но и также погрузить детей в мир носителей данного языка, посвятить в особенности и отличительные черты изучаемого языка. Поэтому любому учителю необходимо сделать урок для младших школьников ярким и продуктивным, чтобы разжечь в детях желание учиться и узнавать новое. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут надежной основой фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. И большой трудностью для учителей становятся дети с синдромом гиперактивности. Преподаватель уже не может слепо следовать общим правилам работы, он обязан подобрать другие методы обучения и работы с гиперактивными детьми. Во-первых, урок не должен быть мукой для ребенка и лишь попыткой усидеть на одном месте. Работа с гиперактивными детьми требует еще большей концентрации внимания и усилий со стороны учителя. Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность: продуктивно они могут работать лишь 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на воспитателя [21]. Затем умственная деятельность восстанавливается. При отсутствии двигательной стимуляции сознание ребенка выпадает из учебного процесса. По причине, повышенной гиперактивности ему все время необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Ученику приходиться при помощи двигательной активности снова включатся в работу. Поэтому в результате ребенок начинает баловаться, ходить по классу, играть, болтать с другими учениками и отвлекать их, прыгать на месте, щелкать ручкой, стучать. К сожалению, многие родители и зачастую и педагоги делают вывод о плохом воспитании ребенка, а не о том, что ему физически сложно усидеть на месте. В итоге ребенок получает множество замечаний со стороны учителя, и обстановка усугубляется. [21] Также преподаватель должен помнить, что трудности у таких детей могут быть в разных частях урока. Например, одному ученику сложно уже сосредоточиться вначале выполнения упражнения, так как ему неясно и неточно были объяснены условия упражнения и указания. Другой ученик может понимать все требования, но забывает придерживаться каждого из них. У третьего отмечаются трудности с переходом от одного задания к другому, и в результате он «застревает» там, где заканчивается одно задание и начинается другое. В первом случае учитель должен сделать указания ясными и помочь ребенку понять их. Второй ребенок будет нуждаться в руководящем наблюдении и помощи, чтобы выполнить все задания. Третьему ученику потребуется помощь при переходе от одной формы активности к другой. Таким образом, преподаватель должен начитать моделировать поведение ребенка с самого начала урока, а не с его середины или конца. Данные мероприятия должны приниматься учителем сразу же, как только появятся трудности у ученика. Вытекающим из предыдущего правила является следующий немало важный фактор – это создание благоприятного пространства вокруг гиперактивных детей. Гиперактивным детям характерна отвлекаемость, они обращают внимание на любые раздражители: звуки на улице, в помещении, разговоры других людей, и в результате внимание ребенка перемещается на другой объект. Именно поэтому нужно уменьшить максимально уровень шума в помещении. Также вокруг них не должно быть лишних предметов, ярких пятен, которые могли бы отвлекать. Новые объекты должны появляться по мере их необходимости, в свою очередь, они будут поддерживать интерес ребенка и возвращать внимание на объект.  Если есть возможность, необходимо посадить гиперактивного ребенка за первую парту, чтобы он был на виду, и у него было меньше причин отвлекаться. Необходимо направлять энергию гиперактивного ребенка в нужное русло. Например, гиперактивный ребенок может стать главным помощников преподавателя, и при любом подходящем случае у ребенка будет возможность показать себя и принять на себя ответственность. В работе с гиперактивными детьми педагог должен быть более драматичен и театрален. С точки зрения Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, еще одним фактором, обуславливающим успешность учебной деятельности гиперактивного ребенка, является необычность поведения педагога [12]. Они заметили, что чем более экспрессивен и положительно эмоционален преподаватель, тем легче ему найти связь с гиперактивным ребенком. Для ребенка такое поведение является новым и необычным, тем самым оно увлекает и заинтересовывает ребенка. Необычность поведения педагога, считают исследователи, меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет. Однако не следует допускать слишком сильных отрицательных или положительных чувств. В созданной положительной обстановке ученик должен чувствовать себя комфорт и безопасно. При этом преподаватель должен эмоционально подбадривать ученика. Дети с гиперактивностью требуют больше внимания и поддержки со стороны учителя. То есть, преподаватель обязан чаще хвалить, поощрять гиперактивного ребенка, сразу же, не откладывая это на будущее. Ребенок должен получать удовольствие от выполнения заданий. Он может действовать без боязни ошибиться и может спокойно показать свои сильные стороны и стать экспертом в группе по некоторым вопросам. Большое значение Е.К. Лютова, Г.Б. Монина придают созданию ситуации успеха в работе с гиперактивными детьми. [11] Свою точку зрения авторы объясняют следующим образом. В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит повысить учебную мотивацию у ребенка. Особое значение в работе с гиперактивными детьми Е. К. Лютова, Г. Б. Монина придают введению разнообразных правил и инструкций [11]. С первых же дней обучения ребенку необходимо реорганизовывать свою жизнь, менять привычки. На каждом уроке и даже на перемене ему приходится подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют него. Именно поэтому необходимо приучать ребенка следовать определенным правилами инструкциям. Для этого педагогам следует использовать следующий прием. Когда преподаватель дает задание учащимся, он может попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения. А для получения более действенного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам должен сделать для успешного выполнения задания. Все выше перечисленные общие тезисы касаются общих положений для работы на уроке учителя. Однако преподаватель должен развивать такие высшие психические процессы, такие как восприятие, память, мышление, запоминание, именно на уроке иностранного языка. А преподавание иностранному языку имеет ряд своих отличительных черт, которые отличаются от преподавания других предметов. Основная цель преподавателя на уроке иностранного языка - сформировать у учащихся начальные языковые компетенции по следующим аспектам: 

фонетика, лексика, грамматика, чтение, говорение, аудирование, письмо. Изучая, каждую из сторон, мы учитываем различные нюансы усвоения знаний. В изучении фонетики свои методы и способы, в изучении чтения –свои. Основываясь на собственном многолетнем опыте, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина выделяют свою классификацию средств, которые помогут в организации учебного процесса [11]. Игры: интерактивные (обмен действиями между учащимися и получение обратной связи, направлены на психотехнические изменения состояния группы и каждого ее участника); ритмические (ритмическое проговаривание слов и выполнение движений в определенном ритме); коммуникативные (обмен высказываниями и установление вербальных контактов); ситуативно-ролевые (разыгрывание коммуникативных ситуаций по ролях); творческие (самостоятельное развитие игровых действий в рамках заданной темы); Все данные виды игр мы можем видоизменить и использовать в каждом аспекте изучения иностранного языка. Разберем каждый из них

Обучение фонетике: при изучении фонетики выделяются несколько методов обучения: Артикуляторный подход Акустический подход Дифференцированный подход. Таким образом, сначала мы учим детей произносить звук, затем отрабатываем его в различных упражнениях. Для детей, не страдающих повышенной гиперактивностью, это не является сложностью: вначале познакомиться со звуком, повторить его и отработать в различных в ситуациях. Для детей же с синдром гиперактивностью сложности уже появляются на уровне отработки. Поэтому обычные упражнения при изучении фонетики нужно модернизовать и видоизменить. Существуют упражнения нескольких типов: Услышав нужный звук, ребенок может хлопнуть в ладоши, выбрать о слово из списка и т.д. Упражнение на воспроизведение, проговаривание с учителем и т.д. В эти упражнения можно добавить несколько элементов интерактивности. Например, игра с мячом. Дети встают, учитель по очереди кидает мяч, произнося слово с нужным звуком, дети поочередно ловят и повторяют за учителем. В данном случае фонетическая отработка идет вместе с физической нагрузкой, которая снижает уровень усталости гиперактивных детей. Также обычное упражнение «хлопнуть в ладоши при нужном звуке» можно видоизменить: ребенку нужно будет не просто хлопнуть, а подпрыгнуть, встать или топнуть ногой. Это дает большую активность со стороны ребенка и меньшее напряжение на его нервную систему. В обучении фонетике также будет важный эмоциональный аспект. Преподаватель может сам произнести поочередно звуки, демонстрируя оттенки разных чувств: радостное, грустное, удивленное. Затем дети сами поочерёдно повторяют за учителем. Обучение лексике В основе обучения лексики лежит лексический навык, который профессор Р.К. Миньяр-Белоручевый определяет, как способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи и включать его в речевую цепь. Существует множество упражнения на изучение и запоминание новых лексических единиц. (Например, на уровне слова, словосочетания, предложения и сверхфразового единства). Преподавателю необходимо подобрать упражнения, которые подходят именно младшим школьникам и будут им под силу для выполнения. И каждое из этих упражнений нужно вплести так в структуру урока, чтобы он был продуктивен для детей с гиперактивостью. Ритмические игры позволяют удовлетворить потребность гиперактивного ребенка в движении, тем самым активизировать работу мозга, поскольку гиперактивный ребенок неподвижен, снижается уровень активности его мозга. Гиперактивные дети очень импульсивны, и они эмоциональны, быстро утомляются. Преподавателю необходимо отследить тот момент, когда ребенок утомится и затем не принуждать его к дальнейшему продолжению выполнению упражнений. При первых признаках спада работоспособности нужно провести игру, лучше под музыку. Например, изучив новые лексические единицы, можно провести подвижные игры на их повторения: съедобное-несъедобное, передай мяч другому, отгадывание предмета с закрытыми глазами и т.д. Также хороший способ «расслабить» гиперактивного ребенка – это сделать его центром внимания. Например, игра в «Крокодила»: учитель загадывает ученику слово (из изученного нового материала), тот в свою очередь должен показать это слово остальным учащимся, а они его угадать. Также очень хорошо подойдут сюда разнообразные арт-педагогические техники. Например, зарисовать изученные слова, нарисовать картинку по тексту.

Обучение чтению. Не менее сложен для гиперактивных детей процесс обучения чтению. Им трудно сосредоточиться, поэтому они «теряют слова», «теряют строку», а быстрое истощение может настолько «разрушить» внимание, что чтение становится просто невозможным. На начальном этапе чтение вслух предпочтительнее, чем чтение про себя. Чтение вслух обеспечивает не только последовательное формирование навыков, но и достаточную степень само- и взаимоконтроля. Но зачастую чтение вслух заставляет нервничать ребенка, так как из-за спешки он начинает волноваться и делать ошибки. В результате страх неудачи еще больше снижает возможности ребенка контролировать свои действия.  Стоит отметить, что постоянные замечания или укоры со стороны учителя может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи, рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Гиперактивные дети способны сохранять внимание на тексте не более нескольких минут. Однако во время любимых занятий и игр, с которыми им удается успешно справляться, они удерживают внимание и занимаются любимым делом достаточно длительное время. Подобная «избирательность» внимания поддерживается мотивацией и удовольствием, которое ребенок получает от этой деятельности. Во время текстовой работы учитель не должен торопить ребенка при чтении текста. Если он постоянно торопит и показывает свое нетерпение и недовольство, ребёнок теряет способность сконцентрироваться, и у ученика вырабатываются лишь комплексы по поводу его неудач. Нетрудно представить себе, как нарушается процесс формирования письма и чтения у таких детей, если учитель постоянно торопит и показывает свое нетерпение и недовольство. В этих случаях неизбежны не только комплексные проблемы обучения, но и нарушения психического здоровья. После прочтения текста учителю не стоит сразу переходить на послетекстовый этап работы с текстом. Послетекстовый этап обычно используется для развития умений в устной и письменной речи. Но гиперактивному ребенку будет сложно сделать такой переход. Поэтому лучше смягчить этот переход, например, небольшой физкультминуткой. Затем можно использовать различные игры-инсценировки. Обучение письму При обучении письму главная сложность заключается в том, что детям приходится много писать. Долгое напряжение в кистевом суставе и сосредоточенное внимание на выведение правильного текста создают очень нервную обстановку для гиперактивного ребенка. Нарушение концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения. Особенно сложен для них начальный этап обучения, требующий повышенного внимания к технике письма, постоянного контроля правильности написания букв, внимания к звуко-буквенному анализу. Высокая отвлекаемость, трудности концентрации внимания нарушают этот процесс. Ребенок «схватывает» и запоминает только часть инструкции (задания) и при этом стремится все выполнить быстро. Поэтому почерк гиперактивных детей неустойчив, они не могут написать «каллиграфически правильно» даже одну букву. Также письменные работы выглядят неряшливо, в них много исправлений, ошибок, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или попросту угадывания. Обычно педагоги и родители считают эти ошибки «глупыми», сделанными из-за нежелания быть внимательным, отсутствия старания. Но это лишь проявление гиперактивности детей. Лучшие результаты работы дают спокойная обстановка, отсутствие отвлекающих моментов, индивидуальная работа в собственном темпе, индивидуальное объяснение задания и другие факторы. Но даже в этих случаях эффективная работа кратковременна. Навыки чтения и письма у этих детей уже к середине первого учебного года могут быть значительно ниже, чем у их сверстников, хотя читать и писать они чаще всего умеют еще до школы. Поэтому ребенка нужно поощрять в любом случае, если есть хоть какие- то изменения в письме. Обучение аудированию Аудирование - это виды речевой деятельности, при котором дети должны научится понимать звучащую речь педагога, активно участвовать в беседе на элементарном уровне. Ученики должны научиться полностью и точно понимать короткие сообщения, построенные на знакомом языковом материале. Трудность обучения аудирования детей с гиперактивностью в том, что многим сложно сконцентрироваться на тексте. В основу упражнения аудирования мы можем взять советы из книги«Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения» Клаус Фопель, известного немецкого психолога [15]. Он предлагает такой вид игры, при которой дети должны особенно хорошо концентрироваться, способствует развитию слуховой памяти. При прослушивании текста, дети должны не просто понять текст, но зарисовать его. Дети должны будут затем описать то, что они услышат, и сравнить полученные результаты с результатами других. Подобный эксперимент будет более интересен детям, если они смогут регулярно его повторять и при этом будут видеть, что у них получается все лучше и лучше. Преподаватель может разбить урок стандартно на дотекстовую, текстовую и послетекстовую работу. Вовремя дотекстовой работы, он кратко объясняет тему и проблематику текста. От первичной установки зависит и степень мотивации слушателей, а, следовательно, и процент усвоения содержания. Затем начинается непосредственно сама текстовая работа. Тексты могут быть небольшие по размеру, чтобы не нести слишком большой смысловой нагрузки. Обучение говорению При обучении говорению, учитель, часто задавая вопросы детям, не получает нужного ответа. Ребенок часто не способен завершить выполнение поставленной задачи. На вопросы отвечает, не задумываясь, не дослушивая до конца. Много разговаривает сам, но не слушает речь, обращенную к нему. В обучении говорению, существуют два известных подход «снизу-вверх», на основе какого-то материала и «сверху-вниз», без какой-либо основы. Пусть «сверху-вниз» подходит для обучения младших школьников, тем, что в начальном звене дети еще не способны читать и воспринимать тексты большого объема, поэтому они не несут большой информативной продуктивности. Для гиперактивных детей при обучении говорению лучше использовать такие виды игр, как игры-инсценировки, ситуативно-ролевые, творческие игры, необходимо позаботиться о том, чтобы они были эмоционально привлекательны для гиперактивного ребенка. Например, работая в парах или в группе, детям необходимо поставить сценку. По мнению Фопель, наши голоса несут собеседнику информацию о наших чувствах. Иногда мы можем узнать о других по звуку их голоса больше, чем по содержанию их речи. Голосом часто выражаются вещи, которые нельзя передать словами. Поэтому очень хорошо, если дети научатся слышать все, что передает собеседник, замечая все нюансы и оттенки чувств по изменению его голоса. Они смогут тогда лучше настраиваться на других и станут более чуткими. Поэтому, например, будет полезен такой вид игры на развитие говорения у детей. Дети в парах разыгрывают различные ситуации, которые несут эмоциональную окраску. Дети вкладывают чувства в произносимые звуки. Для облегчения задания детям дается тема и лексические единицы для построения своего диалога. Путь «снизу-вверх» также можно использовать. Например, на основе имеющегося диалога, детям также необходимо разыграть свой собственный диалог. Плюсы данного подхода, что в диалоге будет содержаться новая лексика, таким образом, он будет информативно полезным. Во-вторых, готовая основа поможет легче создать свой собственный диалог. Обучение грамматике Обучение грамматике - один из самых сложных аспектов для изучения, так как правила английского языка не сразу становятся понятны детям. Также трудности заключаются в употреблении грамматических структур, отличных от родного языка, построения грамматических конструкций. В обучении грамматике традиционно определились два подхода: имплицитный (акцент делается на обучение грамматике без объяснения правил) эксплицитный (с объяснениями правил.) В рамках каждого из указанных подходов сформировались по два метода Самые распространённые упражнения при имплицитном подходе такие как: Аудирование речевых образцов с грамматической структурой в той или иной последовательности. Хоровое и индивидуальное проговаривание образцов за учителем или диктором. Вопросно-ответные упражнения с учителем и в парах с использованием отрабатываемых структур Учебный диалог с несколькими структурами. Самый главный минус в таких упражнениях: они носят механический, монотонный характер. Учащимся скучно, они быстро устают; Поэтому лучше разнообразить коммуникативным методом, в который входит уже разнообразие обстоятельств автоматизации. Одни и те же структуры будут встречаться в разнообразных «этюдах» или ситуациях общения. Например, перечисленные фразы из ситуации знакомства могут употребляться: при отгадывании задуманного реального лица, написанного у каждого на карточке; в командной игре на заполнение анкеты, когда у каждого члена команды заполнена лишь одна графа; в разнообразных грамматических играх. Таким образом, упражнения не будут носить механический характер. Некоторые средства могут вызывать определенные сложности при их использовании в работе с гиперактивными детьми, например, разнообразные коммуникативные игры. Дело в том, что все они связаны с подчинением каким-либо определенным правилам поведения: умение слушать, не перебивать рассказчика, ждать своей очереди и т.д., что очень сложно для гиперактивного ребенка. Используя данные средства, воспитатель должен проявлять особое терпение и выдержку, организовать процесс так, чтобы гиперактивный ребенок смог принять участие в дискуссии, совместной деятельности. При диагностике данного синдрома преподаватель должен грамотно подойти к психолого-педагогическим методам коррекции на уроке английского языка в обучении ребенка. Гиперактивность - это не поведенческая проблема и не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз. Проблему гиперактивности детей на занятиях по английскому языку невозможно решить с помощью авторитарных указания и убеждений. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок: они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям. Необходимо поощрить стремление ребенка рассуждать, прислушивайтесь к его словам, задавайте вопросы. Обучая детей иностранному языку, преподаватель воспитывает в них любознательность, творческие способности и любовь к языку. Работа по нормализации гиперактивного поведения младшего школьника должна быть направлена на решение следующих задач: развитие активного целенаправленного внимания ребенка.  помощь ребенку в контролировании своего поведения и эмоций защита ребенка от утомления, поскольку оно ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. соблюдение ребенком определенных правил и норм поведения и т.д.