СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности преподавания химии и биологии в условиях введения ФГОС ООО

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности преподавания химии и биологии в условиях введения ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания химии и биологии в условиях введения ФГОС ООО»

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

















Итоговая аттестационная работа

Тема: «Особенности преподавания химии и биологии

в условиях введения ФГОС ООО»












Выполнила:

Мустаева Л.М., учитель химии

МБОУ СОШ №5 г. Дюртюли

Проверила:

Букреева Л.Я., к.п.н., доцент







2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРЕДМЕТА

ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО……………….………..3



  1. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ………………………….5


  1. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В

ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ КАК СТУПЕНЬ ПЕРЕХОДА

НА МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ФГОС …………………………6


  1. ПРЕПОДАВАНИЕ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС………………......9


  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………11



























ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ

ПРЕДМЕТА ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО


Федеральные государственные образовательные стандарты определили новую парадигму образования, ориентированную на развитие личности школьника на основе освоения способов деятельности. Она предполагает формирование у обучающихся ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации выпускника школы и будущего абитуриента вуза. В современном мире востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные проблемы. Следовательно, выпускник-абитуриент должен уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде, быть инициативным, способным к новациям, готовым к нестандартным, стрессовым ситуациям, уметь выходить из них. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения [4]. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. В условиях деятельностного обучения содержание учебного предмета «Химия» выступает как средство введения обучающихся в деятельность, характеризующую данную науку. Использование в практике обучения химии системно-деятельностного подхода представляет собой процесс познания и предполагает развитие у школьников различных видов мышления через деятельность, моделирующую деятельность научную. Системно-деятельнотстный подход обеспечивает: – формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; – проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; – активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; – построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [4]. Системно-деятельностный подход предполагает: – разнообразие организационных форм и учет индивидуальных возможностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; – гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. Среди естественнонаучных дисциплин, химия по содержанию и способам представления учебного материала (учебный текст, формулы, рисунки, графики, диаграммы, таблицы и т.д.), видам деятельности учащихся (работа с текстами, таблицами, схемами, решение задач, выполнение лабораторных опытов и практических работ), обладает большим потенциалом [7]. На таких уроках учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать, конспектировать, грамотно вести наблюдения, четко фиксировать и описывать их результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания. Технология такого рода вызывает у обучающихся желание работать с различными источниками информации (специальными текстами, отдельными разделами учебника, видеофильмами, учебными электронными пособиями, лекциями и т.д.), побуждает их активнее усваивать новый материал.

Итак, важным условием обновления содержания школьного химического образования, становления старшеклассника как самостоятельного субъекта своего образования является компетентность учителя:  его умение осуществлять отбор педагогических технологий и использовать их целиком или отдельные элементы;  умение осуществлять выбор учебно-методического комплекта, направленный на развитие ученика, удовлетворение его образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;  умение учителя выстраивать систему контрольно-оценочной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны учащегося. Основная задача внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения химии – это овладение учащимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности. С целью развития творческих способностей учащихся через использование ИКТ и проектной деятельности на уроках химии, по нашему мнению, необходимо внедрение новых технологий, ориентированных на формирование основных механизмов мыслительной деятельности, которое даст нам ученика способного мыс- лить ярко, неординарно, сокращая процесс рассуждения, обладающего гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением, проявляющего умственную самостоятельность [5]. Тем самым будет произведена персонификация образования и связана с ней реализация идеи свободы и духовного развития человека, приобретения им опыта самовыражения, в том числе эмоционального опыта осознания собственной индивидуальной ценности и ценности других мировоззренческих систем. Для осуществления этого необходимо: 1. Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ; 2. Формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации; 3. Формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся; 4. Формировать навыки работы в команде по разработке мини проектов; 5. Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения с использованием ИКТ; 6. Формировать навыки самоконтроля при работе с ПК. Для решения поставленных задач мы используем ИКТ, метод проектов, кейс-технологию, ведь изучаемый в школе предмет может стать привлекательным, когда возникает ситуация проблемы, понятной школьникам. Использование ИКТ позволяет визуализировать эти процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика [5]. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и, которые формируют фундаментальное ядро образования, именно в действии порождается знание. Ребенок должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Большинству из нас предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит система образования. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Учитель – это самый трудный предмет при переходе на ФГОС как признают авторы проекта. Ему, преподавателю, давно пора бы перестать быть носителем знаний, их механическим транслятором, распределителем. Нужно ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое. Это поистине задача из задач. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить [9]. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем химии: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы природы, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно относиться к природе, беречь, сохранять ее, то есть дать ему те знания, которые нужны в жизни.



СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ


Современный урок - это веселый, разнообразный, познавательный, интересный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются. Современный урок должен быть проблемным, развивающим, он должен активировать деятельность учащихся. Характер изложения материала должен быть проблемным, эвристическим, стимулирующим к поиску.

Как учебный предмет, химия дает нам много возможностей для развивающего обучения. У нас много заданий на развитие внимания, памяти , мышления. Например: во время проведения химических опытов, мы обращаем внимание детей на изменение цвета, агрегатного состояния веществ, на образование осадка или выделение газа. Тем самым мы развиваем внимательность учащихся, а потом закрепляем это в заданиях: допиши пропуски в уравнениях реакций [2], исправь ошибки в тексте, найди лишнее вещество в предложенном ряду и т. д. Мышление мы развиваем с помощью таких заданий, как: из перечисленных веществ выдели те вещества, которые проявляют только окислительные свойства, или установите признак, объединяющий данные вещества и т. д.

Это все должно найти свое отражение в структуре урока. Если раньше, традиционно структура урока выглядела так: изучение нового материала, закрепление пройденного, контроль и оценка знаний, домашнее задание, обобщение и систематизация знаний,

то сегодня современный урок выглядит так:

  • организационный блок (постановка цели, задач урока, вводное слово учителя)

  • мотивационный блок (проведение опыта, рассмотрение объекта, изображения)

  • информационный блок (работа с учебником, схемами, диаграммами, с ЭОР-ами)

  • аналитический блок (обобщение, обсуждение, сравнение)

  • оценочный блок (оценка, самооценка, взаимооценка)

  • рефлексивный блок (отношение к уроку, выделение трудностей, присвоение опыта).

Наверное многие коллеги согласятся, что особо важное место в структуре урока занимает мотивационный блок, ведь от того как ученик мотивирован, зависит насколько хорошо он усвоит необходимую информацию. И задача учителя сегодня направить ученика так, чтобы он не только стремился сам усвоить информацию, но и смог применить потом эти знания в жизни, ведь иначе теряется смысл обучения.



РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ КАК СТУПЕНЬ ПЕРЕХОДА НА МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ФГОС


 «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики». Л. Н. Толстой


В ФГОС второго поколения отмечается, что изучение предметной области «Естественные науки» [1], в которую входит химия, должно обеспечить:

 - сформированность основ целостной научной картины мира;

 - формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

 - сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

создание условий для развития навыков учебной, проектно - исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;

 - сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;

 - сформированность навыков безопасной работы во время проектно - исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.

Госстандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися образовательной программы. Основным критерием оценки личностных и метапредметных результатов является сформированность универсальных учебных действий (УУД). Личностные результаты при обучении химии включают мотивацию к обучению, способность к рефлексии, саморазвитию и самосовершенствованию, готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; метапредметные – регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД.

Одним из обязательных условий формирования УУД при изучении предметов естественно - научного цикла, является реализация межпредметных связей в обучении химии, которые нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов [1].

Их не следует путь с метапредметными связями. Метапредметные связи – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

Межпредметные связи стимулируют развитие творческой деятельности (умение самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, умение видеть новую проблему в знакомой ситуации, умение устанавливать новые свойства объекта изучения и др.), а также воспитание и всестороннее развитие личности учащегося в процессе обучения[11].

Немаловажное значение имеет при этом существенная перестройка и совершенствование методов и форм организации учебного процесса (комплексные уроки, межпредметные экскурсии, конференции, конкурсы, олимпиады, подготовка учащимися кратких докладов межпредметного характера, использование в учебном процессе поисковых методов обучения, проблемно - познавательных задач, элементов исследования).

Химия – это наука о веществах и их превращениях. В природе физические, химические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, в рамках разных учебных предметов, тем самым их связи разрываются, поэтому я использую следующие средства реализации межпредметных связей:

вопросы межпредметного содержания: направляющие деятельность школьников на осмысление и обобщение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний при усвоении нового материала.

Знания по химии о катализаторах, кислотной, щелочной и нейтральной реакциях среды учащиеся применяют при изучении пластического и энергетического обмена в курсе общей биологии, некоторых вопросов экологии и географии.

Например: Вы приехали в Китай. Почему на прилавках супермаркетов практически отсутствуют молочные продукты? [11].

межпредметные задачи, которые требуют соединения знаний из различных предметов или составлены на материале одного предмета. Они способствуют более глубокому и осмысленному усвоению программного материала, совершенствованию умений выявлять причинно - следственные связи между явлениями.

  Домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на размышление, подготовка кратких сообщений, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного характера и имеющих практическую направленность.

Например: 1) Составить кроссворд по теме «Производство серной кислоты. Кислотные дожди».

2) Вопрос - можно ли белковую пищу полностью заменить на длительное время углеводной ? и пр.

3) Краткие проблемные сообщения, например, получение экологически чистого топлива (этанола) из полиэтилена: миф или реальность?!

Наглядные пособия - обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты. Они позволяют учащимся наглядно увидеть совокупность знаний из разных предметов.

Например: 1) Подготовить на основе данных о круговоротах воды, кислорода схему «Круговорот углерода в природе»[11].

2) Составить диаграмму влияния давления и температуры на растворимость в воде оксида углерода (IV).

химический эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и химические явления, происходящие в них. Например, это адсорбция активированным углем уксусной кислоты, этилового спирта, оксида азота (IV) или адсорбция шерстью животных нефти, разлитой на поверхности воды.

 Деятельность учащихся наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация) у детей. Интерес у детей можно вызвать через проблемную ситуацию. Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков исследовательской деятельности, приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Приведу примеры из своей практики. Учебное занятие начинается с мотивации:

Загадка, тайна

1. «Загадка царя Соломона». Разгадайте тайнопись царя Соломона (Качественные реакции на соединения железа. 9 класс);

2. Разгадайте химическую ошибку А. Конан - Дойля при описании собаки Баскервилей из одноимённого произведения. «Фосфор» - 9 класс.

Проблемный вопрос, проблемная ситуация

1. «Глюкоза» - 10 класс. Почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус? Почему глаженое бельё дольше не пачкается?

2. «Амфотерность аминокислот» - 10 класс. «Из биологии вам знакомо животное хамелеон. Почему его так назвали? Есть ли в химии нечто подобное? Ответ мотивируйте»

3. «Спирты» - 10 класс. Как «получить» резиновые калоши из спирта?

Противоречие фактов

1. «Двойственное положение водорода в ПСХЭ» - 11 класс. Почему водород занимает в таблице Д. И. Менделеева два места: в I - A и в VII - A - группах.

  Решение межпредметных задач требует особых умений: связывать между собой и обобщать предметные знания, видеть объект в единстве его многообразных свойств и отношений, оценивать частное с позиции общего, что обеспечивает формирование научного мировоззрения школьника [11].

Например, после изучения по математике решение квадратных уравнений, логарифмы, степенные функции в математике, я даю ему для решения задачу этого же типа, но из химии (решение квадратных уравнений можно предложить на примере задач на расчет константы равновесия; действия с логарифмами - при расчете рН различных растворов и т. д. ).

Весь материал - смотрите документ.




ПРЕПОДАВАНИЕ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС


Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Нарастает неудовлетворенность общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиям. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Характерно чертой нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ученик сам открывает знания через содержание УМК, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, означает умение учиться, это УУД (универсальные учебные действия) [8а]. Формировать и развивать УУД (универсальные учебные действия) – значит:

  1. научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца;

  2. передать сам способ выполнения метапредметного действия;

  3. научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его.

  4. Как один из примеров рассмотрим варианты работ ГИА по биологии, где можно применить УУД.

С1. Прочитайте текст «Происхождение живых существ» выполните задание C2.

C2.Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы. Свой ответ аргументируйте конкретными фактами.

1) Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?

2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

3) Как на мясе, в открытых банках, могли появиться черви?»

Отсутствие необходимого обучения работе с текстом приводит к тому, что многие учащиеся и после окончания школы усваивают лишь поверхностный смысл текста, не пытаясь вникнуть в его содержание и контекст. Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами. Работу в данном направлении необходимо строить по алгоритму:

  1. Прочитайте текст параграфа.

  2. Ответьте на 2 основных вопроса: О чем говорится в тексте? Что говорится в тексте об этом?

  3. Выделите основные мысли текста.

  4. Выделите предложения, подтверждающие основные мысли.

  5. Сформулируйте вопросы к тексту по схеме:

1 уровень – знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.);

2 уровень - знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.); - выделить основные мысли, построить план и др.

3 уровень – умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.).

Претерпевает изменения и в преподавании предметов в школе. В профессиональной деятельности думающего, увлеченного педагога-новатора, изменится многое. Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение [16].

Он должен идти в ногу со временем, не отставать от вводимых новых технологий. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [7а].

Цель инновационных технологий образования - подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Педагоги внедряют в практику технологии дифференциации и индивидуализации, проблемного обучения, проектные технологии. Если мы хотим, чтобы наше образование было конкурентоспособным, то мы, безусловно, должны осваивать пространство компьютерных технологий. Поэтому в рамках нового образовательного стандарта предъявляются достаточно серьезные требования к использованию ИКТ, и, в том числе, к наличию свободного доступа к интернету. Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы [5].

В настоящее время появляется все больше и больше новых цифровых образовательных ресурсов (ЦОР, КМ – школа). Их применение позволяет сэкономить время подготовки к уроку, выбрать тот материал, который в полной мере позволит понять новый материал, разнообразить проверку и закрепление материала. При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве [3].

Чему учить сегодняшних школьников? Какую сумму знаний в них вложить, чтобы им хватило на всю оставшуюся жизнь? Мы не сможем ответить на эти вопросы. Единственное, чем мы здесь и сейчас можем помочь нашим детям – это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. Поэтому главным умением XXI века становится умение учиться. Именно такие результаты заложены в ФГОС второго поколения.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. ФГОС второго поколения.

2. Асмолов А. Г., Семенов А. Л., Уваров А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие.- М. : Издательство " Некс Принт",2010г.

3. Биктимирова Ф. М. Преподавание биологии в условиях ФГОС / Россия,

г. Зеленодольск.

4. Бирюкова И.В. Основные подходы к преподаванию предмета химии в условиях введения ФГОС ООО // / Biryukova I.V., 2014.

5. Булычева М.Б. Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках биологии //Биология в школе.- 2008.- №16.

6. Дерябина, Н.Е. Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии // Химия в школе. – 2006. – N 9. – С. 15-23.

7. Дмитриев, С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения. // Школьные технологии. – 2003. – N 6. – С. 30-39.

7а. Кларин М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения//Советская педагогика N4, 1984г. с.117-122. 

8а. Лернер Г.И. ГИА 2013. Биология 9кл. Типовые тестовые задания. М.: Эксмо., 2013г

8. Назарова И. П. Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 127-129.

9. Пак, М.С. Дидактика химии: учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений / М.С. Пак. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 315 с.

Педагогика. Пидкасистый П. И. -Издательство "Педагогическое сообщество России", 2009г

10. Президентская инициатива "Наша новая школа", 2008г.

11. Рассохин Р.В. Веб-рессурс

12.Тимофеева А.В. Информационные технологии – друзья  или враги? //Биология в школе.-2007.-№ 13.

13. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе. Учеб. Для студ. Высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.–336 с.

14. Файзуллина, Н.Р. Об использовании в обучении деятельностного подхода. // Химия в школе. – 2003. – N 3. – С. 19-21. 6. Ярцева, С.В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении химии // Химия в школе. – 2010. – N 6. – С. 23-27.

15.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

16. Феденко Л.Н. «Об особенностях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Журнал «Вестник образования», №2, 2012.



9