СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КРИЗИСНЫХ ПЕРИОДОВ ИСТОРИИ РОССИИ. Преподавание темы "Холокост" на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КРИЗИСНЫХ ПЕРИОДОВ ИСТОРИИ РОССИИ

Преподавание темы "Холокост" на уроках истории

Просмотр содержимого документа
«ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КРИЗИСНЫХ ПЕРИОДОВ ИСТОРИИ РОССИИ. Преподавание темы "Холокост" на уроках истории»

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КРИЗИСНЫХ ПЕРИОДОВ ИСТОРИИ РОССИИ

Преподавание темы "Холокост" на уроках истории

И.Ю. Аверьянова

История Холокоста и проблемы преподавания этой темы привлекают всѐ больший интерес не только историков и педагогов, но и широкой общественности. После решений Международной конференции по Холокосту в Стокгольме (2000) и Генеральной ассамблеи ООН об учреждении Международного Дня памяти жертв Холокоста (2005) история и уроки Холокоста стали предметом внимания многих авторов отечественных учебников для средней школы. Например, в 2010 г. издательство "Русское слово" выпустило учебное пособие "Холокост: память и предупреждение", которое включает в себя документы и методические рекомендации по их использованию на уроках и во внеклассной работе. Настоящая книга содержит анализ основных этапов "окончательного решения" в контексте истории Великой Отечественной и Второй мировой войны, проблем идеологии тоталитарных государств, нарушения прав человека. Авторами пособия выступают известные отечественные историки и методисты - И.А. Альтман и Д.И. Полторак, а также преподаватели школ и вузов из российских регионов.

История Второй мировой и Великой Отечественной войны - это не только "страницы доблести и славы, но и общечеловеческая трагедия, страдания миллионов людей, огромное количество жертв среди мирного населения. Без раскрытия этих сторон войны невозможно создать у современной молодежи представления о грандиозном столкновении сил "добра" и "зла" в мире в середине ХХ века.

Тема Холокоста выступает как составная часть исторического материала, помогающего более объемно представить картину войны и геноцида, осуществлявшегося нацистами.

Само понятие Холокост, также как и Катастрофа, заимствовано из греческого и означает "всесожжение", ему синонимично на иврите слово "Шоа". Участников тех трагических событий определяют как жертвы, палачи, bystanders. 60 процентов еврейского населения Европы подверглись систематическим преследованиям и уничтожению в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 годах. В России погибли свыше 100 тысяч мирных жителей еврейской национальности. На территории бывшего СССР эта цифра составила в общей сложности два миллиона 900 тысяч человек. С 1953 года Израиль присуждает людям, скрывавшим евреев в годы Холокоста, почетное звание Праведника народов мира. На сегодняшний день в мире насчитывается около 15 тысяч праведников, в том числе 3,5 тысячи граждан бывшего СССР.

1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 60/7, в которой постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста. Инициаторами принятия документа выступили Австралия, Израиль, Канада, Россия и США, а их соавторами - еще более 90 государств. День 27 января был избран Международным днем памяти жертв Холокоста потому, что в этот день в 1945 году Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша). Генеральная Ассамблея ООН призвала государства члены разработать просветительские программы, чтобы уроки Холокоста навсегда сохранились в памяти последующих поколений и способствовали предотвращению актов геноцида в будущем.

Зачем нужны уроки, посвященные трагедии народа, обреченного на уничтожение?

Школьный возраст - важнейший период в развитии человека. Школьник активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

Многие преподаватели предпочитают не касаться этой темы из-за еѐ многогранности и сложности. Учителю часто не хватает часов, чтобы рассказать о человеке на войне, о его страданиях, о том, как война ломает жизнь и судьбы людей, как нелегко остаться личностью в экстремальных ситуациях.

Изучение данной темы возможно в рамках акультативного, элективного курсов. Можно приурочить рассказ о Холокосте к памятным датам календаря:

Сентябрь (29) - День памяти жертв Бабьего Яра.

Ноябрь (9-16) - Неделя, посвященная толерантности.

9 ноября - юбилей "Хрустальной ночи" (1938).

16 ноября - Международный день толерантности.

27 января - Международный День Памяти жертв Холокоста.

5 марта - День памяти Героя СССР Н.И. Кузнецова.

Апрель - май - цикл мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне (9 мая).

Возможные варианты преподавания темы "Холокост":

Тематические уроки (история, обществознание, граждановедение, литература).

Интеграция темы (кроме перечисленных выше курсов: история искусства, иностранные языки, география, биология, информатика).

Внеурочные мероприятия (классные часы, дни памяти, дискуссии, дебаты, ежегодная общешкольная конференция, участие в деятельности общественных организаций).

Организация самостоятельной исследовательской деятельности школьников.

Общешкольная научно-практическая конференция "Вторая мировая война в истории моей семьи, моего народа, моей страны".

Тематическое занятие "Судьба ровесника" (см. Приложение 1).

Педагогические чтения "Януш Корчак: жизнь, отданная детям".

Представляется возможным говорить о Холокосте в контексте тем, включенных в существующие программы. Сведения о событиях Катастрофы могут составить органическое целое с изложением иных событий войны.

Основное место должна занимать организация работы учащихся с документами, их разбор под руководством учителя или же самостоятельно - на уроке или дома. Такая форма изучения темы позволит осмыслить исторический источник как документ и памятник эпохи, научить приемам работы с ним.

Изучение документов особенно продуктивно в процессе групповой работы. В этом случае всех школьников следует обеспечивать текстами. Если есть соответствующая аппаратура, можно спроецировать документ на экран, что поможет концентрации внимания учащихся и создаст благоприятные условия для коллективной работы. Возможно размещение документов на стенде или на стене. Размещенные на стенде материалы используются учителем и учениками во время урока на всех его этапах.

Возможная схема работы с документами на уроке "Приход нацистов к власти в Германии":

Задача учителя - помочь школьникам составить представление о том, как страна постепенно превращалась в тоталитарное государство. Учащиеся неизбежно столкнутся с новыми и сложными для них теоретическими положениями, понятиями, которые не объясняются в большинстве учебников по новейшей истории.

Приемы введения документов в ткань урока могут быть различными. Работая с текстами, учитель пишет на доске (или вводит с помощью дисплея компьютера) ключевые понятия: расизм, национальная дискриминация, антисемитизм, права человека, геноцид. Учащимся предлагается раскрыть одно из этих понятий, опираясь на документы (устно или в небольшом письменном сообщении).

Еще один пример - изучение темы "Нацистский оккупационный режим на территории СССР" (см. Приложение 2).

При изучении темы речь идет о целях оккупантов на захваченных территориях, об экономической эксплуатации, об отношении к населению, об уничтожении "враждебных элементов" в завоеванных зонах (к таковым "элементам" нацисты относили в том числе и евреев). Документы, включенные в пособие - "Пакет - комплект документальных материалов "История Холокоста. 1933-1945"" (авторы - Альтман И.А. и Полторак Д.И.), позволяют рассказать о двух последних тематических сюжетах. В общем сценарии раскрытия темы эти сюжеты важны потому, что дают возможность показать, как подавлялось нацистами человеческое достоинство живущих на оккупированной территории, как был установлен, осуществлен и осуществлялся режим террора.

Для организации работы над вопросами к документам учитель может распределить учащихся на группы (4-5 учеников в каждой).

Урок может начаться с краткого вступительного слова учителя, в котором он рассказывает об огромном количестве жертв не только на поле битвы, но и на оккупированной территории. Затем учащимся раздаются документы. Можно организовать работу с документами: фотодокументами, документами из сборника "Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии" (Составитель доктор исторических наук, профессор Ф.Д. Свердлов); из пакета - комплекта документальных материалов "История Холокоста. 1933-1945" (Альтман И.А., Полторак Д.И.) и др. Учитель разрабатывает вопросы для работы в группах, руководит дискуссией, вовлекая школьников в обсуждение проблем.

Еще одна из связанных с проблемой Холокоста тем - "Движение Сопротивления". При еѐ изучении есть возможность подчеркнуть общегуманистические мотивы этого движения - благородство целей его участников. Солидарность представителей разных народов, участвовавших в этом движении. Уместно отметить участие в этой борьбе еврейского населения. Учитель может предложить вниманию школьников призывы к восстанию в Вильнюсском гетто, документы о действиях подпольного отряда детей, о действиях подпольщиков в Минске (см. пособие - пакет - комплект документальных материалов "История Холокоста. 1933-1945" (Альтман И.А., Полторак Д.И.).

Рассмотренные выше схемы проведения уроков можно использовать и на факультативе (спецкурсе) по истории Холокоста. Отдельные его занятия стоит посвятить просмотру и обсуждению фрагментов, связанных с событиями Второй мировой войны из документальных и художественных фильмов.

Документы (см. выше), литературные произведения (например, Р. Левин "Мальчик из гетто", Е. Евтушенко "Бабий Яр", В. Гроссман "Жизнь и судьба", А.Рыбаков "Тяжелый песок" и др.), обладающие силой эмоционального воздействия, вызывающие сопереживание, могут стать отправной точкой поисковой работы, участия в конкурсах рефератов, сочинений-эссе и т.д.




Источники и литература

1) Государственный музей Освенцима-Биркенау: http://www.auschwitz.org.pl; 143


2) Аушвиц-альбом на сайте Мемориала "Яд Вашем": http://www1.yadvashem.org/exhibitions/album_auschwitz/home_auschwitz_album.html;

3) Аушвиц через линзу СС: фото, сделанные нацистами в лагере (с сайта Мемориального музея Холокоста в США) http://www.ushmm.org/museum/exhibit/online/ssalbum/?content=2:

4) Немецко-фашистский концлагерь Освенцим. Фотолента работ советских фронтовых фотографов: http://9may.ru/galery/m5138/gallery/page0;

5) Научно-просветительный Центр и Фонд Холокост www.holocf.ru:

6) Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.- М.: Фонд "Холокост", 2001.- 80 с.: ил.- (Российская б-ка Холокоста).Учебное пособие для средней общеобразовательной школы. Имеет допуск Департамента образовательных программ и стандартов общего общего образования Министерства образования РФ. Полный текст книги можно найти здесь: http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond.htm;

7) Брухфельд С., Левин П.А. Передайте об этом детям вашим...История Холокоста в Европе. 1933-1945. - М.: Текст, 2001. Допущено Министерством образования РФ для дополнительного чтения учащихся старших классов. Полный текст книги можно найти здесь: http://jhistory.nfurman.com/shoa/sweden/sweden000.htm;

8) Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии/ Сост. Ф. Д. Свердлов. - М., 1996.(Российская б-ка Холокоста).Эта книга состоит из документов Центрального архива Министерства обороны РФ, рассказывающих об уничтожении евреев немецкими фашистами на оккупированной территории в ходе Великой Отечественной войны;

9) Нюрнбергский процесс. Сборник документов. http://nurnbergprozes.narod.ru/В сборнике имеются показания бывших узников Аушвица и организаторов "окончательного решения еврейского вопроса" в Европе;

10) Освенцим глазами СС. - Варшава: Интерпресс, 1991. На русском языке. В сборник включены: воспоминания Рудольфа Гесса, первого коменданта лагеря Аушвиц, и Пери Броада, сотрудника политического отдела лагеря, т.е. лагерного гестапо; дневник лагерного врача-эсэсовца Иоганна Кремера. В приложении: показания бывшего узника Станислава Дубеля и жительницы города Освенцим Янины Щурек; табель о рангах СС; биографические справки и библиография;

11) Черная книга/ В. Гроссман, И. Эренбург. - Иерусалим, 1980. "Черная книга" рассказывает о массовом, повсеместном убийстве советских граждан - евреев, организованном и осуществленном немецко-фашистскими властями на территории временно оккупированных районов России, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии. Материалы об Освенциме из "Черной книги" можно прочитать здесь: http://jhistory.nfurman.com/shoa/grossman000-0.htm;

12) Леви П. Человек ли это? // Дружба народов. М., 2001. (Крик). Примо Леви - итальянский поэт, прозаик, эссеист, переводчик.. В 24 года он был депортирован в Освенцим, выжил и вернулся в родной Турин. Уже через два года вышла его первая книга "Человек ли это?", в которой, рассказывая о чудовищном опыте выживания, он свидетельствует, анализирует, обвиняет, предостерегает. В канун двухтысячного года книга "Человек ли это?" была названа в Италии книгой века;

13) Петренко В. До и после Освенцима. - М.: Фонд "Холокост", 2000.160 с.; 20 ил.- (Российская б-ка Холокоста).Генерал-лейтенант в отставке, Герой Советского Союза Василий Яковлевич Петренко рассказывает о своей жизни, главном эпизоде фронтовой биографии - освобождении лагеря смерти Освенцим. Автор, известный военный историк, размышляет о месте концлагерей в нацистской практике народоубийства, пытается ответить на вопрос, почему перед армиями союзников не ставилось специальной задачи по их освобождению;

14) Опечатанный вагон. Рассказы и стихи о Катастрофе. - М., Иерусалим, 2005.Сборник стихов, рассказов и отрывков из прозаических произведений;

15) Хакль Э. Две повести о любви. Фрагменты любви с первого взгляда. Свадьба в Аушвице. - М.: Аст-Пресс Книга, 2005. "Свадьба в Аушвице. Случай из жизни" повествует об отношениях австрийского антифашиста Руди Фримеля и дочери испанского ученого-биолога Маргариты Феррер, о любви, которую венчает кажущееся неправдоподобным бракосочетание, состоявшееся в лагере Аушвиц (Освенцим).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!