Особенности профориентационной работы с учащимися в сельской школе в условиях профилизации обучения.
Пронькина Галина Михайловна,
МБОУ «Таштыпская школа-интернат №1»,
учитель истории и обществознания
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, создание условий для самоопределения личности и ее самореализации, в том числе и профессиональной. На это направлен весь комплекс учебной, внеурочной деятельности школы, задействованы все вспомогательные службы.
В процессе профессионального самоопределения личности, как известно, участвуют различные социальные институты: семья, школа, СМИ, ближайшее окружение школьника.
Профориентация в сельской местности, несомненно, имеет свою специфику.
Во-первых, отсутствуют профессиональные учебные заведения, либо их число ограничено (например, в нашем селе одним ПУ).
Во-вторых, нет крупных промышленных предприятий на территории села, где бы можно было знакомиться с рабочими и инженерными специальностями.
В-третьих, узок спектр специалистов различных профессий, которыми владеют сельские жители.
В-четвертых, отсутствие специалистов, готовых оказать профессиональную помощь или предоставить информацию, например, о рынках профессий в селе, регионе.
Поэтому, основная роль в условиях сельской местности в профориентации учащихся принадлежит школе, ибо именно школа имеет возможность привлечь дополнительные ресурсы, скоординировать и систематизировать эту работу.
В Таштыпской средней школе №1 с 2005 года осуществляется профильное обучение - социально-гуманитарный и универсальный профили, а позже, с учетом пожеланий детей и их родителей открылся и биолого-химический профиль. Поэтому перед детьми, их родителями и педагогами школы стояла непростая задача: предстояло определить профиль обучения школьников исходя из их профессиональной ориентации. Как не ошибиться? Как правильно сориентироваться, ведь это во многом может определить будущую судьбу человека. Эти вопросы задавали себе и педагогам и родители, и дети, ведь только 8 класс, до окончания школы еще далеко и о будущей профессии еще всерьез не задумывались.
И поскольку все участники образовательного процесса оказались очень заинтересованы в этом, психологом школы и классным руководителем была разработана программа работы по профессиональному самоопределению школьников в предпрофиле (8-9 класс), а позже была продолжена и в профильном классе (10-11 класс).
Кроме того, важно было оказать помощь в профессиональном самоопределении и тем учащимся, которые продолжат получать образование вне пределов школы.
Реализация программы предусматривала несколько этапов.
1этап – подготовительный предусматривал подготовку материалов, собеседование с учащимися.
2 этап - информационный включал в себя информирование учащихся и их родителей о возможных вариантах образовательного маршрута при переходе на новый этап обучения или после окончания школы, оказание помощи а выборе элективных курсов, кружков, секций, знакомство с сущностью, содержанием и целями создания портфолио.
3 этап – диагностический был направлен на сбор информации об интересах, склонностях, потребностях учащихся, их мотивации.
4 этап – аналитический – это обработка результатов диагностики, обсуждение выводов с учащимися и их родителями, проведение педконсилиумов, родительских собраний, консультаций.
5 этап – обобщающий. На этом этапе осуществлялся анализ полученных результатов диагностики с возможными вариантами выбора учащихся.
И, наконец, 6 этап – этап принятия решения. Работа с родителями, учащимися в форме индивидуальных собеседований; продумывание возможных путей оказания помощи в выборе образовательного маршрута с учетом результатов диагностики, успеваемости, мнения родителей, учащихся, педагогов.
Задача психолога заключалась в глубоком и всестороннем изучении личности школьника и составлении персональной карты ученика посредством использования различных методик. Многие из данных психолога использовались на педагогических консилиумах, проводившихся с педагогами-предметниками класса. Кроме того, важно было знать степень самооценки учащихся, их предметные и профессиональные предпочтения. Важна была и позиция семьи в этом вопросе, поэтому изучались запросы семьи. На основе сопоставительного анализа запросов детей и их родителей проводилась групповая и индивидуальная работа с семьями учащихся.
Задача классного руководителя на информационном этапе заключалась в знакомстве учащихся и их родителей с разнообразными профессиями. Методы работы использовались как традиционные – экскурсии, беседы, вечера совместно с родителями («Древо профессий в моей семье», «Трудовые награды моей семьи»), написание эссе о любимой профессии, так и новые – посещение ярмарок профессий, которые проводил Центр занятости населения, работа специалистов этого центра по специальным методикам, информирование о запросах на профессии в районе и республике Хакасия. Широко привлекались к этой работе и выпускники школы - студенты вузов, колледжей и специалисты различных профессий для встреч с ребятами. Таким образом, в эту работу наряду с родителями учащихся был активно вовлечен и социум.
Сами учащиеся начали работу по формированию портфолио – портфеля достижений, что также позволяло делать выводы о предметной направленности школьников. Своеобразным стимулом для качественной работы с портфолио служили выставки портфолио в конце каждого учебного года на совместных собраниях учащихся и их родителей, где оценивалось качество оформления, систематизации материалов в портфолио.
На следующем этапе, в 9 классе была поставлена задача изучения требований к избранной профессии или роду деятельности и наличие качеств личности, соответствующих данной профессии. Эти исследования давали многим детям толчок к саморазвитию и самосовершенствованию, а роль педагогов и психолога определить траекторию этого работы и добиться помощи и поддержки семьи.
На третьем этапе – этапе профильного обучения продолжился процесс работы по профессиональному самоопределению школьников.
В профильном классе предстояло более детальное знакомство с профессиями социально-гуманитарной направленности. На этом этапе учащиеся посещали прокуратуру, суд, милицию, отделение МЧС, встречались с психологом, социологом, социальными работниками и т.д. На этом этапе предстояло окончательно определиться с выбором профессии, а также вузом для получения этой профессии и теми требованиями, которые он предъявляет к своим абитуриентам. Соответственно учащимся необходимо было определиться с выбором экзаменов ЕГЭ. Учащиеся и их родители посещали дни открытых дверей в вузах, использовали Интернет-ресурсы.
На этом этапе учащиеся получили возможность практического применения полученных знаний и осуществления первых профессиональных «проб». Так в День школьного самоуправления накануне Дня учителя, ребята «примерили» роли учителей, завучей и других работников школы. На уроках обществознания, изучая тему «Выборы», учащиеся «работали» журналистами, PR-технологами, политиками, что также позволяло знакомиться с профессиями «изнутри». В летний период времени многие ребята в своих микрорайонах создавали форпосты, детские площадки на базе ЦДТ, что позволяло приобрести опыт будущим педагогам. А кто-то пробовал себя в школьном альманахе «Пробы пера» в роли редакторов, журналистов, начинающих поэтов. Юноши посещали клубы «Юный инспектор дорожного движения» и «Юный пожарный», который работал на базе районного отделения МЧС.
Такой деятельностный подход в урочной и внеурочной деятельности вкупе с психолого-педагогическим сопровождением, позволил выпускникам определиться с выбором профессий. 100% выпускников первого выпуска социально-гуманитарного профиля избрали профессии, связанные с избранным профилем и стали вполне успешными людьми в своей профессии. Некоторые из них (4 из 18) получили второе высшее образование, также связанное с профилем. Последующее использование программы также позволяло учащимся успешно самоопределяться профессионально.
Таким образом, успех профориентационной работы в любой школе, в том числе и сельской, во многом зависит от продуманной четко выстроенной системы работы, заинтересованности и включенности в этот процесс всех участников образовательного процесса, а также использование возможностей социума.
Литература:
Закон «Об образовании в Российской Федерации». 2012 г.
Федеральные государственные образовательные стандарты. 2012 г.
Бобровская, Л. Н.
Анкеты для профориентации для старшеклассников. // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1.
Болсуновская, Н.
Профориентация в Интернете. // Народное образование. - 2007. - № 10.
Гапоненко, А. В.
Диагностика готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Школа и производство. - 2006. - № 3. - С. 10.
Григорьев, Д.
"Личностный рост". Опросный лист для учащихся 9-11-х классов. // Педагогическая диагностика. - 2007. - № 6.