СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности психического развития и обучения детей с нарушением зрительных функций.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметная область "Специальная психология"

Просмотр содержимого документа
«Особенности психического развития и обучения детей с нарушением зрительных функций.»

Введение


По данным ВОЗ в мире насчитывается 42 млн. слепых и слабовидящих. Причем ежегодно наблюдается увеличение этого показателя, и прирост составляет 3 – 6% в год. Уровень слепоты и слабовидения в России за последнее время также вырос на 4%. Число абсолютно слепых россиян с каждым годом увеличивается и на сегодняшний день составляет 280 тыс. человек. Если суммировать число учтенных и неучтенных слепых, а также 500 – 600 тыс. инвалидов по зрению, то в общей сложности, считает председатель Российского научного общества офтальмологов профессор Елена Либман, в России живет более1 млн. слепых и слабовидящих.

Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. В процессе филогенеза человек сформировался как “существо оптическое” (С.Л. Рубинштейн). Это обусловлено значением света для существования жизни на Земле и рядом факторов, начиная с прямохождения, которые привели к выделению человека из животного мира.

Психическая деятельность - это деятельность, сформировавшаяся в ходе антропогенеза у человека, в результате сложной системы анализаторов, и обеспечивающая поступление необходимой для нормальной жизнедеятельности информации из внешнего мира. Главными системами восприятия из них выступают зрительная, слуховая и тактильно-кинестезическая системы. При этом следует иметь в виду, что в данном комплексе анализаторов ведущая роль принадлежит зрению.

Целью моей работы и стал вопрос, в какой мере сфера психической деятельности страдает в результате полного или частичного нарушения функции зрения.




















1. Нарушение функций зрения и классификация детской слепоты, слабовидения


Принято различать пять основных зрительных функций: 1
1) центрального зрения. Оно­ предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров;
2) периферического зрения, ­ служащее для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве; 
3) бинокулярного зрения. Его­ способность пространственного восприятия, 
объема и рельефа предметов, видение двумя глазами; 
4) светоощущения, возникающее от ­ способности сетчатки воспринимать свет и различать его яркость; 

5) цветоощущения, то есть­ способность различать разнообразные цвета и оттенки при смешивании трех основных цветов спектра: красного, зеленого и синего (или фиолетового);

Нарушения зрения могут затрагивать как одну, так и несколько функций. При рассмотрении понятия слепоты и слабовидения необходимо опираться на определенных классификациях, которые мы и рассмотрим.

1. классификация по степени поражения зрительной функции. 2

Степень поражения зрительной функции выступает основным критерием классификации нарушения зрения. Степень снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при наличии обычных средств коррекции подразделяет людей на:

I. слепых - острота зрения от 0 до 0.04 включительно. Среди детей, относящихся к категории слепых, принято выделять следующие: 1. абсолютно или тотально слепые; 2. частично или парциально слепые а) слепые со светоощущением; б) слепые со светоощущением и цветоразличением; в) слепые, видящие движение руки; Абсолютной, или медицинской, слепотой называют полную утрату зрения, неспособность отличать свет от темноты. При таком состоянии зрение равно 0. Слепые дети с остаточным зрением имеют остроту зрения от 0,01 до 0,04 на лучшем глазу с переносимой коррекцией обычными средствами. При сохранении способности различать тьму и свет дети относятся к категории слепых со светоощущением. Ребенок теряет способность ориентироваться в окружающей обстановке, передвигаться вне дома без посторонней помощи,

но сохраняет восприятие света. При сохранении формального зрения дети различают контуры крупных предметов. Остаточное зрение способствует

выработке некоторых пространственных представлений, однако оно недостаточно для того, чтобы пользоваться им для выполнения работ, требующих постоянного зрительного контроля. Поэтому обучение этой категории слепых, как и детей с абсолютной слепотой, проводятся без участия их зрительной системы. Поэтому эту категорию называют еще практически слепыми.

II. слабовидящих - острота зрения от 0.05 до 0.2; К слабовидящим относятся лица с глазными заболеваниями, вызвавшими стойкое понижение остроты зрения. Первоначально в категорию слабовидящих включали детей с остротой зрения на лучшем глазу с коррекцией от 0,05 до 0,2. В последнее время в связи с повышением требований и высокой нагрузкой в массовых школах к категории слабовидящих, подлежащих обучению в спецшколах, стали относить детей с остротой зрения 0,05 – 0,3. Кроме того, в школы для слабовидящих принимаются дети с остротой зрения 0,4 и выше при наличии прогрессирующих или рецидивирующих заболеваний, астенических явлений. Таким образом, к категории слабовидящих относятся дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4. К категории детей с пограничным нарушением зрения относятся дети, имеющие остроту зрения на лучшем глазу от 0,5% до 0,8%. По мнению Л.П.Григорьевой, следует придерживаться простого разделения детей, принятого уже во многих странах, а именно: слепые (blind) и лица с ослабленным зрением (low vision – «плохое зрение»).

2. классификация по времени наступления слепоты.

Второй критерий, имеющий большое значение для развития психики ребенка - время наступления слепоты. По этому показателю различают: 1. слепорожденные - к этой группе относят детей, потерявших зрение до становления речи, т.е. примерно до трех лет, и не имеющих зрительных представлений. 2. ослепшие - потерявшие зрение в последующие периоды жизни и сохранившие в той или иной мере зрительные образы памяти. Более поздние нарушения зрения позволяют ослепшему использовать уже сформировавшиеся ранее на основе зрения связи при осуществлении познавательной деятельности и образуют иные, опосредствованные системы связей при компенсации дефекта. Достоверно известно, что, чем позже нарушаются функции зрения, тем меньшим оказывается влияние аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики. Однако, вместе с тем изменяются, ограничиваются в связи с возрастным снижением пластичности и динамичности центральной нервной системы возможности компенсаторного приспособления. Таким образом, момент начала повреждающего воздействия является важным специфическим фактором психического развития детей и взрослых с нарушением зрения.

2. Причины (этиология) зрительных нарушений.

Нарушения зрения у детей могут быть наследственными, врожденными и приобретенными. К моменту рождения ребенка развитие глаза не всегда заканчивается. В результате задержки развития глаза зародыша на разных этапах эмбриогенеза или в результате неполного обратного развития эмбриональных тканей в глазу могут возникать различные аномалии. Также аномалии могут возникать наследственным путем или в результате повреждающего действия на плод различных факторов внешней или внутренней среды. В литературе описано более 400 факторов, влияющих на ход нормального внутриутробного развития. Для глаза критичным является 3 – 7 неделя беременности. Но ведущую роль в этиологии дефектов зрения играют генетические факторы. Известно, что 75% случаев слепоты в детском возрасте считаются наследственно обусловленными. Однако для реализации программы генетической предрасположенности необходимы способствующие факторы внешней среды. Среди них выделяют:

-физические (травмы, термические воздействия, ионизирующее излучение, атмосферные влияния и др.),

- химические (например, кислоты, щелочи, различные яды), биологические (патогенные микробы, вирусы, различные эндогенные вещества),

-социальные.

Различные исследователи установили, что основной является наследственная патология, а основной клинической формой слабовидения- осложненные аномалии рефракции, миопия высокой степени.


3. Особенности психического развития детей с нарушением зрения.


Нарушения зрительных функций оказывают серьезное влияние на

психическое развитие человека. Необходимо отметить неодинаковость роли зрения в формировании видов психических функций и степень его участия в отдельных видах психической дея­тельности.3

Незрячий ребенок, воспринимают мир по-другому, используют другие способы познания по сравнению со зрячими людьми. У них происходит перестройка всей системы функций, с помощью которых осуществляется познание. Своеобразным становится и сам процесс психического развития детей с нарушениями зрения.

Важнейшим механизмом в развитии ребенка с нарушениями зрения является компенсация. Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Возможность компенсации недостаточности зрения объясняется тем, что ребенок владеет несколькими различными способами выполнения одного и того же действия, разными способами решения стоящих перед ним задач. Компенсация предполагает использование слуха, осязания, обоняния, других органов чувств, а также речи для замены недостающего зрения. От того, насколько успешно будет произведена такая замена, зависит результат развития ребенка с нарушениями зрения.

Рассмотрим общие особенности и закономерности развития ребенка с нарушениями зрения, установленные разными исследователями (А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева):

Для незрячих детей характерно снижение активности как двигательной, так и психической. Для них типична невыраженность ориентировочных реакций на стимулы окружающей среды, а двигательная активность тормозится из-за частых отрицательных подкреплений (падения, ушибы, травмы). У незрячих детей потребность во впечатлениях, которая является основой познавательной потребности, нарушена из-за недостаточности внешней стимуляции. Незрячие дети имеют дело с ограниченным предметным пространством, у них снижены познавательные потребности, ограничены социальные контакты. В результате наблюдается сниженное настроение, они склонны уходить в себя, у них преобладает подавленное, депрессивное состояние. У детей страдает внимание из-за резкого сокращения внешних стимулов, так как уменьшается количество зрительных объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, сужается объем внимания, а однообразие слуховых стимулов быстро утомляет. У незрячих детей формируется установка более тщательно следить за своими действиями, развивается произвольное внимание как результат необходимости воспринимать свойства предметов, имеющие второстепенное значение для зрячих.

В развитии речи словарный запас и грамматический строй речи обычно не страдает. Но возникает неизбежный разрыв между чувственным восприятием предметов и явлений и их обозначением с помощью слов, то есть между словом и образом. В результате типичным для детей является «вербализм», то есть использование слов и словесных выражений, не наполненных чувственной тканью. Как ребенок может понять, что такое высоко? При этом слово «высоко» он может употреблять, повторяя его вслед за взрослыми. Речь для детей все больше выполняет компенсаторную функцию, так как с помощью речи дети восполняют недостаток впечатлений и информации об окружающем.

Эмоциональное развитие детей страдает из-за сниженных возможностей опознания невербальных средств общения, что уменьшает возможности подражания другим людям, вызывает трудности в восприятии ситуативной речи, приводит к обеднению собственной экспрессии.

Для слабовидящих детей характерны нарушения в развитии зрительного восприятия, недоразвитие психомоторной сферы, запаздывание формирования основных движений, слабость предметных действий. Детям со сниженными возможностями зрения требуется значительное время для того, чтобы рассмотреть предметы, выделить их характерные признаки. Зрительное восприятие обладает меньшей полнотой, скоростью, меньшей точностью отображения объектов, сужением или деформацией зрительного поля. Недоразвитие зрительного восприятия приводит к недоразвитию разных видов деятельности, наглядных видов мышления.

Психическое развитие ослепших(то есть потерявших зрение после рождения) детей во многом зависит от продолжительности периода нормального зрения, то есть возраста утраты зрения. У таких детей имеется опыт зрительных впечатлений, который облегчает восприятие окружающего мира в условиях отсутствия зрения. Например, незрячий ребенок никогда не видел, какого цвета бывает яблоко, и для него цвет не имеет особого значения для восприятия яблока, он мог только слышать, что яблоки бывают красные, желтые, зеленые. А ослепший ребенок может помнить, что такое цвет и каким может быть предмет разного цвета. Однако имеющиеся представления у ослепших детей могут стираться из памяти, подчиняясь законам сохранения и забывания информации. Кроме того, чем позже ребенок утратил зрение, тем в большей степени у него развиты способности саморегуляции, потребность в преодолении собственного дефекта и в использовании механизмов компенсации.

Активность. Прослеживая взаимную зависимость физического и психического развития маленьких слепых детей, E. Meier (1954) указывает, что ограничение физической ловкости слепых сказывается на уровне психического развития и их интеллектуальных способностях4

У детей наблюдается снижение двигательной, перцептивной, познавательной активности, что объясняется снижением потребности во впечатлениях, недостаточным развитием действий по обследованию предметов, неудачным опытом самостоятельного передвижения.

Внимание. Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей, инертности, низкому уровню переключаемости внимания Внимание часто переключается на второстепенные объекты Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников5

Произвольное внимание необходимо для контроля над собственными действиями, что ослабляет внимание к предметам окружающего пространства. Для незрячего человека в состоянии внимания характерны маскообразное выражение лица и фиксированное положение головы и тела, которые закрепляются в положении, способствующем наиболее отчетливому слуховому восприятию.

Ощущение и восприятие. У незрячих детей перестраивается соотношение между сенсорными системами, когда на первый план выходит осязание и слух, кинестетическое восприятие, вестибулярная, температурная и болевая чувствительность. Используются и другие виды ощущений и восприятия, играющие несущественную роль у зрячих людей (ориентация на запах, на движение воздуха, на стук шагов при опознании человека, так называемое шестое чувство у слепых, которое заключается в ощущении препятствия или приближающегося объекта,). Среди сложного ансамбля кожных ощущений особо выделяется кожно-оптическое чувство – способность кожных покровов реагировать на световые и цветовые раздражители. Однако все другие виды анализаторов не могут заменить зрение, в первую очередь, из-за его возможностей воспринимать действительность дистантно и одновременно. В этом отношении особенно страдает у детей восприятие тех объектов, которые воспринимаются без непосредственного контакта с ними (например, воспринять, что такое «высоко в небе плывут облака»).

Особенности памяти. Рассматривая специфические особенности памяти слабовидящих, А.Г. Литвак (1998) отмечает, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание! Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.

У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушением зрения высокий. Образы памяти незрячих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Значимость вербальной информации для детей с нарушением зрения играет особую роль в его сохранении. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному. Ухудшение двигательной памяти наблюдается у мальчиков в 10-11 и 14-15 лет, у девочек 12-15 лет.

У слабовидящих детей сохраняются возможности зрительного восприятия, однако оно характеризуется меньшей полнотой, меньшей скоростью и точностью отображения, сужением и деформацией зрительного поля, нарушением бинокулярного зрения (затруднения восприятия перспективы, ухудшение восприятия глубины). Зрительное восприятие особенно страдает в условиях ухудшения условий восприятия, уменьшения времени наблюдения объекта.

Речь. При сохранении способности воспринимать обращенную речь на слух ребенок осваивает словарный запас без ограничений, однако возникает неизбежный разрыв между словом и образом предмета, что объясняется недостаточным чувственным опытом ребенка. Речь начинает выполнять дополнительную, компенсаторную функцию, когда дети получают представления о предметах и явлениях на основе словесных объяснений, поддерживают контакт друг с другом, ориентируются в окружающем. Словарный запас по объему у детей не отличается от такового у их зрячих сверстников, однако их знания при тщательной проверке оказываются вербальными, то есть не наполненными реальным опытом. При этом значение слова либо резко снижается, и слово остается как бы привязанным к единичному признаку, объекту или конкретной ситуации, или же слово чрезмерно отвлекается от своего конкретного содержания, тем самым утрачивая свое значение.

Существенно страдает звукопроизношение и мимическое сопровождение речевого высказывания, так как дети при произнесении звуков ориентируются только на их слуховой образ и не ориентируются на зрительный и кинестетический образы произносимых звуков. Дети не видят лицо другого человека, движения его губ и языка, поэтому среди незрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста распространены нарушения звукопроизношения.

Мышление отличается замедлением темпа развития процессов обобщения и абстрагирования.. Страдает выделение существенных признаков предметов и явлений, что затрудняет процесс обобщения и формирования понятий. Отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, непосредственно связанное с дефицитом зрительного восприятия, а также пассивность и бедность предметно-практического опыта затрудняют формирование представлений об объектах окружающего мира. Это неизбежно приводит к отставаниям в развитии и логического мышления, которое развивается на основе наглядных видов мышления.

Эмоциональное развитие. Эмоции и чувства зависят от точности и полноты отражения ребенком мира. Чем полнее дети воспринимают действительный мир, тем богаче мир их эмоционального отражения. Естественно, отсутствие зрения у детей может повлиять на сферу чувственного познания и психические свойства (восприятие,представление, мышление) и тем самым сузить их эмоциональную сферу.6

Возникают неизбежные трудности в общении с другими из-за невозможности определять эмоциональные состояния человека по его выражению лица, по мимическим и пантомимическим проявлениям. Страдает способность соотносить речевое высказывание с мимикой, что препятствует пониманию скрытого смысла высказываний; страдает понимание эмоциональных состояний других людей, обеднение внешнего выражения собственной речи, невладение экспрессивными движениями, выражающими эмоциональные состояния.



4. Понятие о тифлопсихологии


Тифлопсихология (от греческого typhlos — слепой) в буквальном переводе — психология слепых, однако в настоящее время значение этого термина значительно расширилось и обозначает психологию не только слепых, но и слабовидящих.

Тифлопсихология — это самостоятельная отрасль психологической науки. Как любая наука, тифлопсихология имеет свой предмет, которым является психика лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых и слабовидящих). Необходимо отметить, что на первых этапах развития тифлопсихологии предметом ее изучения являлась психика тотально слепых. В настоящее время центр тяжести исследования перемещается на частичнозрячих и слабовидящих. Это вызвано сокращением контингента абсолютно слепых и относительным увеличением числа частичнозрячих и слабовидящих.

Психика слепых и слабовидящих является, как и в норме, единством субъективного и объективного. В ней отражается объективная действительность, специфически преломляющаяся в сознании каждого индивида. Действительно, любое событие, любая мысль, любое чувство преломляются в сознании людей по-разному, субъективно, в зависимости от опыта, знаний, установок, потребностей, психического и физического состояния. И в то же время возникающие в сознании образы, мысли, чувства отражают более или менее адекватно объективную реальность. Изучение психики слепых и слабовидящих осложняется по сравнению с изучением психики нормально видящих тем, что, помимо общечеловеческой субъективности ее проявлений, на последние оказывают существенное влияние разнообразные аномальные факторы (нарушения зрения), маскирующие и зачастую искажающие проявления основных закономерностей психических процессов, состояний и свойств личности. Особенно осложняется процесс выявления общих закономерностей и специфических особенностей психики слепых и слабовидящих при осложнении дефектов зрения патологическими изменениями в других частях организма. Среди дефектов, сопутствующих слепотой слабовидению, широко распространены нарушения двигательной системы, снижение остроты слуха и осязания, нарушения речи. У слепых и слабовидящих достаточно часто встречаются также грубые нарушения интеллекта, нервно-психические отклонения, психофизический инфантилизм. Сложность изучения психики слепых и слабовидящих заключается также и в том, что контингент лиц, подпадающих под данное определение, весьма разнообразен как по характеру заболеваний, так и по степени нарушения основных зрительных функций (острота зрения, поле зрения и др.).7





























Заключение



Подводя итоги работы, необходимо отметить исключительно важную роль зрения уже с первых дней жизни человека. Существуют пять основных функций зрительного анализатора, которые в различных комбинациях страдают при нарушениях зрения. У подавляющего большинства слепых и слабовидящих дефекты зрения являются врожденными или рано приобретенными. Патология зрительного восприятия (снижение остроты зрения, сужение поля зрения, нарушения цвета и цветоразличения) отрицательно влияет на психическое развитие слепых и слабовидящих.

Нарушение зрения, сказывается на формировании познавательных процессов (восприятия, пространственных представлений, образного мышления, речи и других психических функций).8

При этом психическое развитие ребенка с дефектами зрения имеет свои особенности. В общих чертах они сво­дятся к тому, что,

во-первых, они проявляются в прямой зависи­мости от глубины дефекта почти во всех областях психической деятельности, а некоторые (цветоощущение, скорость восприятия и др.) зависят также от ха­рактера патологии. Изменяется система взаимодействия анализаторов, возникают определенные специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, нарушается соотношение образного и понятийного в мыслительной деятельности, наблюдаются отдельные изменения в эмоционально-волевой сфере и некоторых свойствах личности, специфический характер приобретает ориентировочная деятельность.

во-вторых, имеются психические процессы и состояния, на которые нарушения зрения оказывают опосредо­ванное влияние (например, мышление, развитие которого до опре­деленного момента зависит от восприятий и представлений),

и, в-третьих, имеются такие структурные компоненты психики, кото­рые оказываются независимыми от глубины дефекта и характера патологии зрения (мировоззрение, убеждения, темперамент, за ис­ключением его внешних проявлений, моральные черты характера и т.д.).

Одновременно следует отметить, что зависимость развития психики от состояния зрительных функций проявляется не столько в конечных результатах этого процесса, сколько в его динамике.

Особой наукой, изучающей психические проявления слепых и слабовидящих людей в динамике, количественном и качественном разрезе, является тифлопсихология.


Список литературы



  1. Ермаков В.П., Якунин Г.А.

Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с

нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Д

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Д 240 с- с.182


  1. Земцова, М.И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2013 - №3. - С. 26.


  1. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. - М., 1962. Вып. 1 с.256.


  1. Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солн­цева Л.И.и др. Развитие психики при глубоких нарушениях зрения Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.718- с. 464

  1. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена . -- СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.- С.4


  1. Литвак А. Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 “Дефектология”.— М.: Просвещение, 1985.
  1. Методика адаптивной физической культуры для слабовидящих и поздноослепших детей в школе–интернате 3–4 вида г. Якутска

Особенности психического развития детей с нарушением зрения

https://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/page_09.htm


  1. М.Шимко Адаптивное физическое воспитание обучающихся с нарушениями зрения- https://znanio.ru/media/adaptivnoe_fizicheskoe_vospitanie_obuchayuschihsya_s_narusheniyami_zreniya-73915/88752






1 М.Шимко Адаптивное физическое воспитание обучающихся с нарушениями зрения- https://znanio.ru/media/adaptivnoe_fizicheskoe_vospitanie_obuchayuschihsya_s_narusheniyami_zreniya-73915/88752

2 Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. -СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.- С.4




3 Развитие психики при глубоких нарушениях зрения Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. С718учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солн­цева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.



4 Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000 . -- с. 126-с.11



5 Методика адаптивной физической культуры для слабовидящих и поздноослепших детей в школе–интернате 3–4 вида г. Якутска Особенности психического развития детей с нарушением зрения. https://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/page_09.htm

6 Ермаков В.П., Якунин Г.А.

Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с

нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Д

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Д 240 с- с.182

7 Литвак А. Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 “Дефектология”.— М.: Просвещение, 1985.

8 Земцова, М.И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –

2013 - №3. - С. 26.



12






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!