Состязательный стиль
Родители с раннего возраста ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Для раскрытия талантов родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности.
Учащиеся:
Постоянно демонстрируют свою эрудицию
Берутся за любые дела, участвуют в любых мероприятиях, чтобы их заметили и оценили.
Глубоко переживают свои ошибки и промахи
Самоуверенны, высокомерны, эгоистичны
Предупредительный стиль
Родители:
Ни на минуту не оставляют ребенка без внимания или опеки.
Делают все возможное и невозможное для своего ребенка, чтобы он не испытывал никаких трудностей.
Готовы сотрудничать с теми учителями, которые их поддерживают.
Классный руководитель:
Должен серьезно работать с семьей, формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребенка.
Проводить тематические консультации, на которые приглашать специалистов по заявленной проблеме.
Гармоничный стиль
В таких семьях ребенок является всегда желанным. Дети уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки.
Учащиеся:
Стараются быть активными, проявить себя, привнести в урок что-то новое.
Исполнительны, ответственны.
У них очень развита самооценка.
Успешно выполняют как монотонную, так и творческую работу.
В отношениях со сверстниками всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают истинных чувств.
Система работы с родителями
изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности;
установление и поддержание единых требований учебного заведения и семьи в воспитании детей;
последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей;
систематическое взаимное информирование о ходе развития учащегося;
совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей;
оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости;
содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей;
привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в учебном заведении и вне его.
Формы взаимодействия классного руководителя с семьей
Попустительский стиль
Родители:
Не пытаются разбираться в ситуации, а полностью доверяют своему ребенку.
Стараются все время подчеркивать достоинства своего ребенка
Классный руководитель:
Должен обратить внимание на сотрудничество с такими родителями
Привлекать родителей к участию в родительских собраниях, на встречи с педагогами
Привлекать родителей к общению со сверстниками их ребенка
Предупредительный стиль
С раннего детства родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний. Часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Ребенок практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно.
Учащиеся:
В общении со сверстниками зачастую безразличны.
Теоретический анализ вызывает у таких ребят большие затруднения
Привязываются к тому, кто их поддержал в трудную минуту, и верят ему во всем, и могут беспрекословно подчиняться.
Легко вовлекаемы в различные компании
Несамостоятельны, неспособны к принятию решений, пассивны.
Сочувствующий стиль
Родители:
Стараются оградить своих детей от своих переживаний и огорчений
Стараются быть для ребенка примером нравственного поведения
Благодарны учителям за поддержку и помощь в воспитании их ребенка
Классный руководитель:
Может всегда положиться на родителей.
Должен демонстрировать родителям личностные и учебные достижения их ребенка
Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы.
Докладчик Федосеева М.В.
Сочувствующий стиль
Условием формирования этого стиля являются отсутствие материального достатка в семье, отсутствие духовной близости в семье, отсутствие в семье одного из родителей.
Ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много и активно работать.
Учащиеся:
Наблюдательны, уделяют много внимания наблюдению за своими сверстниками и взрослыми.
Могут подолгу сосредоточенно работать
В общении со сверстниками осторожны, разговаривают тихим голосом, на уроке отвечают неуверенно.
Не любят быть на виду.
Добиваются поставленной цели несмотря ни на какие трудности.
Правила эффективного взаимодействия
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу.
Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь
назидать
и поучать
Умейте терпеливо выслушать, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
Не спешите с выводами. Обдумайте хорошо, что вы услышали от родителей.
То, о чем родители вам поведали не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов
Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее.
Каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам
Если родители принимают активное участие в жизни группы и колледжа, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией учебного заведения.
Попустительский стиль
Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действия. Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. У детей проявляются такие качества, как угодничество, лесть, подхалимаж.
Учащиеся:
во время урока быстро устают и стараются увильнуть от работы под любым предлогом.
недобросовестно относятся к поручениям и различным обязанностям
Плохо реагируют на любую критику
Во всем ищут выгоду
Рассудительный стиль
Родители:
С энтузиазмом принимают участие в жизни детского коллектива, в котором находится их ребенок.
Дают возможность ребенку обдумать совершенный им плохой поступок
Помогают ребенку осмыслить проблему с позиции другого человека, втянутого в конфликтную ситуацию.
Классный руководитель:
Должен своевременно информировать родителей о трудностях во взаимоотношениях их детей со сверстниками и учителями.
Давать возможность родителям самим анализировать различного рода ситуации, связанные с воспитанием их детей и принимать соответствующие решения.
Контролирующий стиль
Родители:
Диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, сами определяют режим дня ребенка.
Не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка.
Отмечают только плохие поступки детей
Классный руководитель:
Должен способствовать повышению самооценки учащихся в глазах их родителей.
Должен проводить регулярные встречи – собеседования с детьми и их родителями по анализу промежуточных результатов их достижений.
Рассудительный стиль
Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. В воспитании не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями.
Учащиеся:
любознательные, активные, самостоятельные.
Умеют работать без понуканий
Быстро привыкают к коллективу.
Приучены к свободному общению со взрослыми, которые считаются с их мнением.
Начинают протестовать против авторитарного управления группой на уроках.
Гармоничный стиль
Родители:
Уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи.
Требуют от детей осознания своих поступков и действий.
Классный руководитель:
Не должен противопоставлять ребенка семье и семью ребенку
Должен четко определять ближние и дальние перспективы развития личности ребенка, его достижений
Должен демонстрировать результаты продвижений ученика и достижений для него самого и на благо других детей.
Стили семейного воспитания
Под
стилем семейного понимания
следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия
Состязательный стиль
Родители:
Внимательно следят за интеллектуальным развитием своих детей.
Не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию.
Классный руководитель:
Должен информировать родителей о достижениях ребенка
Доброжелательно указывать на те проблемы, которые требуют незамедлительного решения.
Должен не оставлять без внимания ни одного негативного факта, связанного с поведением таких учащихся
Ни в коем случае не приукрашивать и не преувеличивать достижения таких учащихся
Контролирующий стиль
В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители достаточно активно используют методы наказания. Дети бывают лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.
Учащиеся:
Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, боятся сделать ошибку.
Угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию.
Если что-то не получается или получается хуже, чем у других, они могут уничтожить все, что связывало их с этой работой.
На критику реагируют неадекватно.