СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы классного руководителя со студенческим коллективом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение  педагогического опыта классного руководителя по теме "Особенности работы классного руководителя со студенческим коллективом".

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы классного руководителя со студенческим коллективом»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СО СТУДЕНЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ.

Малых Елена Аркадьевна,

классный руководитель группы 1СП5



Покинут счастьем будет тот,
                                                                    Кого ребенком плохо воспитали.
                                                                    Побег зеленый выпрямить легко,
                                                                    Сухую ветвь один огонь исправит.

                                                                                                             Саади

Главной целью образования является формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Профессиональные знания, умения и навыки сами по себе являются лишь инструментом, способным принести обществу и человечеству в целом, как пользу, так и вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала.

Сегодняшний студент представляет собой весьма противоречивую личность: с одной стороны, он под влиянием демократизации общества стал намного свободнее и независимее, а с другой – его общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко снизились. Это чаще всего и заводит его в тупик с самого начала учебы.

Классный руководитель – основной субъект, реализующий цели и задачи воспитания, формирующий воспитательную систему группы. Основное в деятельности классного руководителя – воспитание студентов и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.

Работа классного руководителя целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего колледжа, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом колледжа.

Организаторскую и воспитательную работу классный руководитель проводит не в одиночку, а под руководством директора, его заместителей, в тесном контакте с мастером производственного обучения и другими преподавателями. В процессе воспитания классный руководитель доходит до каждого студента. В любой группе, в том числе, в самой организованной и дисциплинированной, нужна повседневная воспитательная работа, направленная на формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных.

Обязанностями  классного руководителя являются:

  • Изучение индивидуальных  особенностей, интересов и склонностей  студентов, их семейное положение и жилищно-бытовые условия, и на основе анализа, оказание помощи в  социальной адаптации к новым условиям жизни;

  • Оказание помощи в формировании актива группы и органов студенческого самоуправления;

  • Осуществление, совместно с мастером производственного обучения, связи с родителями  студентов;

  • Проведение  работы  по формированию стойкого интереса к будущей специальности, повышению профессионального мастерства;

  • Оказание помощи в организации учебного времени, быта, распределение бюджета  студентов;

  • Анализ успеваемости  студентов, посещаемости занятий и на его основе принимать участие в  работе  по укреплению учебной дисциплины;

  • Вместе  со  студенческим активом проведение собраний  группы  и классных часов;

  • Организация  работы  по формированию у  студентов  правовой и политической культуры, нравственных ценностей, основ здорового образа жизни и т.д.;

  • Участие в организации досуга  студентов, формирование традиций в группе и в колледже.

  • Вносить предложения о поощрении и наказании  студентов.

Главная цель воспитания, которая сегодня стоит перед коллективом Костанайского профессионально-технического колледж, это формирование молодого специалиста, нестандартно мыслящего, обладающего широким кругозором, разносторонне образованного, граждански активного, духовно, нравственно и профессионально подготовленного к работе по избранной специальности.

Основными направлениями моей работы, как классного руководителя являются:

  1. Изучение студентов группы: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных.

2.Постановка воспитательных задач общих для группы и отдельных студентов.

3.Планирование воспитательной работы – составление плана для работы со студентами, преподавателями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

4.Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, вечеров, родительских собраний.

5.Организация работы с родителями студентов: систематическое информирование об успеваемости, поведении студентов.

6.Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опросники и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.

Деятельность классного руководителя в колледже имеет некоторые особенности от деятельности в школе. Возраст абитуриентов и студентов-первокурсников – 15- 16 лет, то есть наиболее сложный период становления личности подростка. Большинство студентов – иногородние, следовательно, рвется связь с семьей, снижается возможность воздействия семьи на подростка и взаимодействия классного руководителя с родителями студента. При этом большинство студентов-первокурсников не имеют достаточных навыков самообслуживания, самоконтроля, организации досуга. Как показывают наблюдения последних лет, у студентов снижается стремление к самореализации. На данном этапе воспитания, важнейшей задачей классного руководителя становится воспитание личности, которое по сути своей представляет собой процесс социализации индивида в процессе обучения, когда в основном завершается целенаправленное воспитательное воздействие на человека организуемой и регулируемой в колледже системы воспитания. В то же время, данный этап является и началом того периода в жизни личности, когда человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, берет на себя ответственность за совершаемый выбор и переходит к осознанному самовоспитанию.

Процесс социализации студенчества сегодня осложняется следующими факторами:

  • трудностями материально-финансового характера в семьях студентов; 

  • неопределенностью трудоустройства по специальности; 

  • низкий уровень знаний и мотивации к учению у обучающихся; 

  • имущественным расслоением в студенческой среде. 

Исходя из всего этого свою воспитательную деятельность в колледже строю с учетом личностных и возрастных особенностей студентов, профессиональной направленности. С учетом возрастных особенностей определяю основные направления воспитания:

  • на 1-2 курсах преимущественное значение имеют задачи социально-гражданского и общегуманитарного развития,  приоритетным является творческое приобщение студентов к избранной специальности, акцент делается на формирование умений навыков, необходимых в будущей профессии;

  •  на 3 курсе обучения завершается формирование личностных и профессиональных качеств будущего специалиста, при этом резко возрастает удельный вес индивидуальной работы со студентами.

При организации воспитательной работы основываюсь на сохранении преемственности в воспитании, исхожу из неразрывности учебно-воспитательного процесса, оптимального сочетания индивидуальных и коллективных форм работы, активно использую позитивный опыт прежних лет. Для повышения эффективности воспитательного процесса необходима творческая разработка новых форм и методов работы, соответствующих времени и новым потребностям студентов; необходим педагогический инновационный поиск. Этот поиск осуществляется на основе изучения интересов, творческих способностей студентов, осмысления свойств интересов личности, определения ее базовой культуры, сформированных ценностных ориентиров, активности жизненной позиции студента.

Для изучения студентов я применяю различные методы. Важнейшими из них являются следующие: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением студентов в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, посещение их на квартирах, в общежитии, на дому.

В практической работе классного руководителя применяю следующие методы воспитания:

- методы убеждения, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, призывы, убеждения);

- методы упражнений (приручений), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные её мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, создание ситуаций успеха);

- методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности (критика, поощрения, замечания, наказания, ситуация доверия, контроля).

Каждый раз, принимая новую группу, начинаю работу с адаптации студентов к новым для них условиям жизнедеятельности. Это очень важный момент в организации воспитательного процесса. Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием, и будет ли тем, самым обеспечена высокая успеваемость, это не в последнюю очередь зависит от того, как сложатся отношения внутри учебного коллектива, между студентами и преподавателями, между студенчеством и администрацией учебного заведения на начальном этапе обучения. Только совокупное действие таких условий и средств воспитания, как создание благоприятной образовательной среды, влияние личности воспитателя и его деятельности, личностное и социально-ролевое общение, активная творческая деятельность студентов, может дать положительный эффект. Я, как классный руководитель, стараюсь оказать помощь студентам в освоении навыков учебного труда, решении их психологических, бытовых проблем, знакомлю их с традициями и нормами студенческой жизни.

Свое первое знакомство с группой начинаю с заочного знакомства: за несколько дней до начала учебного года идет ознакомление с личными делами студентов: выявление потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно школьным оценкам). Фактическое знакомство с вновь прибывшими обучающимися происходит 1 сентября, девиз этого дня – «Мы вам рады». В первые учебные дни:

– организую первое знакомство с группой;

– помогаю разобраться с учебным расписанием;

– представляю преподавателей, которые будут вести занятия в группе;

– провожу знакомство с учебным корпусом, чтобы помочь студентам освоиться в стенах колледжа;

– настраиваю студентов на серьезное и ответственное отношение к учебе, к жизни в колледже, бережное отношение к материальным ценностям, предоставленным в их пользование (мебель, оборудование, литература и т.д.).

С целью составления демографических списков, социального паспорта группы, выявления интересов и предпочтений обучающихся, первокурсникам предлагаются анкеты, которые помогают более детально познакомиться. Дальнейшее знакомство происходит во время посещения мест проживания студентов и составление актов жилищно - бытовых условий. Здесь же происходит и первое знакомство с родителями. Посещение семьи эффективная форма индивидуальной работы классного руководителя и мастера производственного обучения с родителями. Это особенно важно при первом знакомстве, так как дает наиболее полное представление о семье. Прежде чем посещать семьи мы определяем цель посещения, намечаем основные вопросы, которые предстоит выяснить. О предстоящем посещении, мы с мастером ПО, заранее сообщаем родителям, кратко проинформировав их о цели посещения. Во время беседы с родителями отмечаем положительные стороны обучающегося, указываем на имеющие недостатки, совместно обсуждаем пути их устранения. Посещение семьи помогает уяснить ситуацию, сделать определенные выводы для последующей работы, как с обучающимся, так и с его родителями. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, это помогает лучше узнать условия, в которых живет обучающийся, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может усложнить взаимоотношение с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации.

Успешное воспитание студентов немыслимо без сплочённого, педагогически управляемого коллектива, каким является группа. Коллектив, как живой общественный организм, рождается, развивается, живёт. В создании, сплочении и всей жизнедеятельности группы главная роль принадлежит классному руководителю. Поэтому на протяжении всего периода обучения идет работа по формированию и сплочению коллектива. Взаимоотношения внутри группы, оказывают огромное влияние на процесс адаптации студентов, влияют на успеваемость, моральное и психологическое состояние обучающихся. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Чтобы ускорить процесс адаптации студентов к новым условиям, необходимо помочь им активизировать дружеские связи в группе. Для этого на начальном этапе работы необходимо провести знакомство студентов в группе. Знакомство группы позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, классному руководителю получить максимальное количество информации о студентах. Для того, чтобы быстрее и успешнее познакомить студентов друг с другом использую несколько методик (паспорт знакомств, «Снежный ком», «Имя качество», «Я не умею» и др.). Знакомство происходит просто во время беседы: задаю вопросы и вызываю к ответу различных студентов. Во время проведения знакомства внимательно наблюдаю за группой, поведением обучающихся, и на основе этого уже начинаю строить планы и ставить цели воспитания.

Важным условием эффективности идеологического сопровождения воспитательной работы в группе является степень вовлечения студенческой молодежи в активную деятельность. Наиболее эффективными направлениями воспитательной работы, проводимой в колледже, являются следующие: участие студентов в организации и проведении тематических классных часов, общеколледжских тематических мероприятиях, спортивно-массовых и туристско-краеведческих мероприятиях, днях здоровья, культурно-массовых мероприятиях, волонтерском движении и т.д. Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. Наиболее интенсивно он созревает в творческой, проблемной деятельности, когда студенты не просто выполняют то или иное задание, а совместно решают сложные, но посильные задачи.

Не менее важная задача классного руководителя - активизация работы по вовлечению студентов в деятельность органов студенческого самоуправления. Участие студентов в общественно-полезной деятельности является школой формирования осознанного отношения к происходящим общественно-политическим процессам, выступает предпосылкой, основой формирования профессиональных умений и навыков будущего специалиста. И здесь на первый план выходит работа актива группы. Актив группы выбирается в сентябре месяце, но не в первые дни учебы (на это время я назначаю временного старосту). Выборы актива проводится на собрании группы обязательно при моем присутствии. До того как провести выборы, знакомлю студентов с полномочиями и обязанностями представителей актива. Не допускаю, чтобы человека выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. А также сразу сообщаю студентам, что актив группы в конце учебного года (а при необходимости и в течение года) по итогам работы может быть переизбран. Задача классного руководителя во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на серьезное отношение к происходящему, направить студентов в решении вопросов выбора актива, но не решать все за них (даже если их выбор кажется мне не верным).

Как классный руководитель я стремлюсь организовать общение студентов в различных формах, содействую их взаимной заинтересованности и духовному взаимообогащению. Это достигается путём поощрения сотрудничества студентов при выполнении общих дел, стимулирования добровольной взаимопомощи в учениях, поощрениях дружбы. Вместе с тем, опираясь на коллективное мнение, стараюсь предупредить и пресекать появление кличек, сплетен, нездоровых группировок.

Остро на сегодняшний день стоит проблема правонарушений в студенческой среде. Корни проблемы таких негативных явлений, как правонарушения, употребление алкоголя связаны с низкой занятостью студентов во внеурочное время. Студент, особенно первокурсник, приехавший на учебу из села, сталкивается с рядом проблем, связанных с условиями обучения, проживания, быта, отдыха, снижение контроля со стороны родителей, зачастую находит решение проблем в компании с асоциальной направленностью. Отсюда распитие спиртных напитков, нарушение правопорядка, учебной дисциплины, слабая успеваемость. Учитывая, что проблемы правонарушений – это проблемы социальные, больше внимание уделяю индивидуальной работе со студентами, провожу встречи с родителями, серьезно вникаю в проблемы быта и отдыха студентов.

Особое внимание уделяю воспитательной работе, направленной на поднятие уровня общей культуры студентов, для преодоления стереотипов терпимого отношения к сквернословию, курению, употреблению спиртных и энергетических напитков. Главной стратегией в этом направлении воспитательной работы является формирование здорового образа жизни, отношения к репродуктивному здоровью как важнейшей нравственной ценности. Специфический характер имеет работа классного руководителя по повышению успеваемости студентов. Прежде всего, использую коллектив группы для повышения требований к студентам по вопросам учёбы и дисциплины. С этой целью провожу специальные собрания, на которых анализируется состояние учебной работы в группе, заслушиваются отчёты отдельных студентов о выполнении ими правил поведения. Значительное место в работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об обязанностях студентов в учении, о культуре умственного труда, а также информирование родителей о результатах обученности. Главное вовремя заметить отставание студента в учении, выяснить причины и оказать ему действенную помощь.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы. К выбору форм работы стараюсь подходить творчески. Планируемые формы, различного содержания «классного часа», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспитательный процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании студентов, помочь дать оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить принципиальное отношение к чуждому, вредному. Так, при подготовке к проведению открытого мероприятия «Афганистан – боль моей души», в процессе совместной практической деятельности между студентами установились деловые отношения, формировалась ответственность за порученное дело, раскрывались способности каждого, а главное – крепло товарищеское сплочение. Подготовка мероприятия потребовала распределения обязанностей, поиска необходимых материалов. Одни составляли сценарий, готовились к ведению мероприятия, другие думали о музыкальном сопровождении, а для этого требовалось подобрать и исполнить песни, найти ролики нужных мелодий, подготовить презентацию т.д.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Работа с родителями требует умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания. Неоценимое значение имеют личные контакты классного руководителя с родителями. Я информирую родителей об успехах студента, акцентируя внимание на положительном, говорю о трудностях и неудачах, стараюсь выяснить причины и мотивы ослабления в учёбе, совместно определяю методы педагогической помощи. Выполняя обязанность классного руководителя осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учётом специфического подхода к студентам различных возрастных групп, и стараюсь давать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания.

Классный руководитель ставит и осуществляет единые воспитательные задачи. Так, он стремится приучить студентов к трудолюбию, организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей студентов. Одних нужно вовремя поощрить, других – умело наказать за нарушение правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне их изучить. Надо хорошо знать своих студентов, понимать их, уметь организовать полезную учебно-общественную деятельность с учётом их индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее знание студентов помогает выявить и корректировать недостатки в воспитательном процессе. Необходим постоянный мониторинг результатов работы классного руководителя, а так же мониторинг развития личности студента и коллектива. Главная задача мониторинга - выяснить, насколько процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности студента для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт. Принятие своевременных мер по совершенствованию процесса воспитания позволяет качественно решать государственную задачу – подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем ответственности, патриотизма, морального и гражданского сознания.

В процессе обучения и воспитания обучающихся участвует весь педагогический коллектив, обслуживающий персонал колледжа, работодатели, в той или иной степени они оказывают положительное или иногда отрицательное влияние как на формирование личностных качеств каждого обучающегося, так и на всю группу в целом. Но никто из участников этого процесса не несет столько ответственности за конечный результат, сколько классный руководитель и мастер производственного обучения. И вот здесь хотелось бы отметить, что только содружество классного руководителя и мастера ПО способствует успеху в решении учебно – производственных и воспитательных задач. Классный руководитель несет персональную ответственность за состояние учебно-воспитательной работы в группе вместе с мастером, следовательно, и планировать воспитательную работу они должны вместе.

Большое практическое значение имеет воспитание в процессе обучения профессиональных качеств, необходимых подросткам. Пробуждение интереса к профессии, уроки теоретического и производственного обучения составляют одну из важнейших предпосылок профессионального воспитания студентов, их профессиональной направленности. Чем выше качество обучения, тем весомее его воспитательное значение. И вот здесь на первое место выходит деятельность мастера производственного обучения. Личность мастера во многом определяет уровень квалификации обучающихся, а также атмосферу в группе. Ведь не случайно говорят: какой мастер - такая и группа. Наравне с классным руководителем мастер производственного обучения является центральной фигурой в обучении и воспитании студентов. Мастер – это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности студенческого коллектива, закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в рабочую жизнь.   И именно поэтому я свою работу, как классный руководитель, направляю на совместную деятельность с мастером ПО, поиск эффективных методов совместной работы, рационального распределения обязанностей.

Сотрудничество, взаимопонимание, определение совместных задач в воспитании, умение находить компромиссы – это залог успеха. Такая работа является и наглядным примером и для обучающихся, как формы коллективной работы.

Что бы оказать максимальное влияние на молодое поколение,  мало быть не просто наставником,  а нужно заслужить доверие и уважение. Средствами воспитания должны выступать личный пример и авторитет классного руководителя. К основным качествам, необходимым классному руководителю, следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность. Успех работы зависит и от наличия информационных знаний и умений. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, умело убедить, привлечь к себе. Для того, чтобы хорошо воспитывать, самим надо быть хорошо воспитанным и образованным, постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство. Важнейшей формой повышения квалификации является самообразование, самоанализ деятельности.

Воспитательная деятельность – это целая система накопленного опыта, как всего человечества, так и личного опыта отдельно взятого воспитателя. Будущее нашего государства напрямую зависит от образовательной и воспитательной работы педагогов. Профессионализм, высокие нравственные и духовные принципы - прежде всего.

В завершении хочу дать несколько советов и рекомендаций классным руководителям. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть:

  • Меньше формализма, больше человеческого общения.

  • Нужно не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе.

  • К воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

  • Лучше больше хвалить и меньше ругать, педагогика успеха приносит хорошие результаты.

  • Силы и время, потраченные на организацию насыщенной групповой жизни, на культурное развитие студентов, не может быть потрачено напрасно. Главное - найти, какое - либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе - интересно с ними.

  • Родитель ребёнка не твой студент, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.

  •  Не жди прямых актов благодарности - тогда не будет разочарований.

  • Дети в группе - это твоё отражение: старайся постоянно работать над собой. Сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.

Такое общение не является самоцелью, оно средство воспитания, развития, совершенствования личности человека, основной характеристикой которого должно стать внутреннее чувство свободы и собственного достоинства.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!