СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития памяти школьников с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время особую актуальность приобретает  проблема развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья.  Память детей данной категории ограничена и отличается качественным своеобразием: объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена, информация быстро забывается.

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития памяти школьников с ограниченными возможностями здоровья»


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, усиливается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна, это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранней детский аутизм; с задержкой  и комплексными нарушениями развития.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности при обучении и развитии.

Специалисты выявляют следующие затруднения в процессе освоения программы и развития детей с ОВЗ:

  • отсутствует мотивация к познавательной деятельности;

  • темп выполнения заданий очень низкий; нуждаются в постоянной помощи взрослого;

  • низкий уровень развития свойств внимания, речи, памяти, мышления;

  • трудности в понимании инструкции; нарушения координации движений; низкая самооценка;

  • повышенная тревожность; высокий уровень психомышечного напряжения;

  • низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в состоянии справиться с описанными выше затруднениями и освоить общеобразовательную программу школы, если учитель своевременно оказывает им специфическую помощь и поддержку.

По мнению, ведущих отечественных специалистов, образовательный процесс во многом опирается на память учащихся, под которой понимается запоминание, сохранение и воспроизведение. Изучение памяти детей с ОВЗ рассматривается как важное условие эффективного обучения и развития.

В психологии различают несколько видов памяти. В зависимости от характера материала, который запоминается, память может быть вербальной, образной, эмоциональной. Учитывая то, какой анализатор больше всего задействован в восприятии информации, которая запоминается, выделяют зрительную, слуховую, тактильную так же логическую и другие виды памяти. С учетом длительности сохранения память разделяется на долговременную, кратковременную и оперативную. Информация может фиксироваться непроизвольно и произвольно.

Память учащихся с ОВЗ характеризуется нарушениями запоминания, сохранения и воспроизведения. Помимо перечисленных недостатков памяти, следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала. Характерной особенностью большинства детей является неумение целенаправленно заучивать и припоминать. Особенности памяти детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются следующим образом: низкая активность; замедленная скорость; сниженные объем, точность и прочность запоминаемого.

Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей. Наглядная память преобладает над словесной.

Рассмотрев характеристику и взгляды специалистов о памяти школьников с ограниченными возможностями здоровья, мы выявили, что для лучшего усвоения материала и его запоминания они нуждаются в коррекции и развитии памяти. Коррекция и развитие должно осуществляться с помощью различных методом, форм и средств.

Одним из средств развития памяти является игровые технологии. Поэтому в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игровые технологии становятся не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие.

М.Н. Перова, определила, что игровые технологии это эффективный способ коррекции познавательной деятельности школьников с особыми образовательными потребностями, для успешного обучения и воспитания необходимо пробудить и активизировать их деятельность. Несмотря на то, что игровая деятельность детей с проблемами в развитии очень своеобразна, олигофренопедагоги широко используют различные игровые технологии для коррекции познавательной деятельности данной категории детей.

Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова описывают различные игровые технологии, которые способствуют накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизируют познавательную деятельность ребенка. Выполняя игровые действия, дети упражняются в различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков, временных отношений, зрительных представлений.

В результате постоянно применения игровых технологий школьники научаются: узнавать предметы по заданным признакам; классифицировать предметы по форме, величине, цвету; давать полное описание объектов и явлений; видеть временные рамки своей деятельности; ориентироваться в пространстве; целенаправленно выполнять действия по инструкции.

Из выше сказанного можно сделать вывод, о том, что для развития и коррекции познавательной деятельности целесообразно использовать не только обыденные приемы и средства работы, но и современные технологи, которые заинтересуют школьников с ОВЗ, и коррекционно-развивающая работа будет происходить успешнее.

Если рассматривать различные учреждения, где происходит обучение данной категории детей, то сегодня не только игровые технологии являются эффективным средством развития, но компьютерные технологии это неотъемлемая часть развития школьников с особыми образовательными потребностями. Цель внедрения данных технологий - коррекция нарушений и общее развитие ребенка. Применение компьютера на уроках это один из путей поддержки у учащихся с ОВЗ положительной мотивации к получению знаний, закрепление изученного материала. Проговаривание, чтение учащимися информации не только развивает его речь, но и активизирует память и мыслительную деятельность.

Таким образом, коррекция и развитие памяти может проводиться с помощью различных технологий, упражнений и игр. Если коррекционная и развивающая работа проводится с детьми в различных и интересных формах, это больше увлекает их и способствует интенсивному развитию памяти и других процессов. Показатели памяти будут улучшаться в том случаи, если методы, средства и формы работы подобраны правильно и в течение продолжительного времени будут использоваться учителем и специалистами.

В дальнейшем нами планируется проведение эксперимента на базе областного государственного автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Ступени», г. Биробиджана, который предполагает выявление уровня, индивидуальных особенностей, и разработки рекомендаций по развитию и коррекции памяти. Разработанные рекомендации позволят педагогам правильно и точно воспользоваться игровыми заданиями для коррекции, развития памяти и других познавательных процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы правильно организовать коррекционно-развивающую работу необходимо иметь достоверные данные о памяти детей с ограниченными возможностями здоровья и правильно подобрать методы исследования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!