СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития воображения детей с ОВЗ.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивное образование, на сегодняшний день, рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Из указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №716 «О Национальной стратегии в интересах детей на 2012 – 2017 годы».

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития воображения детей с ОВЗ.»

Особенности развития воображения детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Инклюзивное образование, на сегодняшний день, рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Из указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №716 «О Национальной стратегии в интересах детей на 2012 – 2017 годы».

При данном подходе общество должно быть готовым принять и помочь особой категории детей. Это очень важно для современного поколения, поскольку каждый человек должен найти свое место в жизни и реализовать свои возможности. Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве, это касается разных категорий учащихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Имеющиеся нарушения у детей с ограниченными возможностями здоровья, создают определенные трудности в приобретении представлений об окружающем мире, приводят к обеднению социального опыта, что отрицательно сказывается на развитии воображения. Как следствие недоразвитие воображения, препятствует развитию психических процессов, овладению познавательной деятельностью, отрицательно влияет на формировании эмоций, интересов и личности в целом.

Рассматривая этапы и закономерности развития воображения в онтогенезе, Л.С. Выготский подчеркивал, что способность к воображению не дается от рождения. Она развивается по мере накопления человеком практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций в течение всей жизни.

Анализ научных работ (В.И. Лубовской, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер и др.) по изучению воображения детей с отклонениями в развитии (нарушениями анализаторов, задержкой психофизического развития, умственно отсталых), показывает, что воображение у таких детей формируется по тем же законам становления человеческой психики, что и у детей нормально развивающихся. Отмечаются и его специфические особенности, зависящие как от характера, так и от причин нарушения.

Изучению различных форм воображения у глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста посвящены труды Г.Л.Выгодской(1975), М.Ю.Pay(1963), М.М.Нудельмана (1971,1978 и др.).

Воображение детей с нарушением зрения изучали В. Зайкаускас (1983), А.Г. Литвак (1985), В.М. Сорокин (1987).

Особенности воображения детей с задержкой психического развития (ЗПР) стали темой исследований H.A. Цыпиной (1982), С.К. Сиволапова (1984), Е.А. Екжановой (1989), Е.С. Слепович (1990), Е.А. Медведевой (1997) и У.В. Ульенковой (1983).

Воображением детей с общим недоразвитием речи (ОНР) занимались В.Г1. Глухов (1985), Т.С. Овчинникова (1999), И.Н. Крохина (1999).

Вопросами изучения развития творческого воображения занимались отечественные ученые: Л.С.Выготский, К.Н.Коринилов, С.Л.Рубинштейн, В.С.Мухина, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, а так же зарубежные ученые Дж. Гилфорд, Т. Рибо, Е. Торренс, Ж.Пиаже, Э.Фромм и д.р.

Творчество – разнообразно по своей природе, оно дает возможность ребенку из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность. За основу творческой деятельности мы взяли рисование это очень интересный и доступный вид деятельности. Поскольку именно изобразительная деятельность, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию.

Л.С. Выготский отмечал что, что способность к воображению не дается от рождения. Она развивается по мере накопления человеком практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций в течение всей жизни.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости развития воображения детей с ОВЗ, как залога его успешной социализации, а также творческой и учебной деятельности.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между необходимостью формирования воображения детей с ОВЗ среднего школьного возраста и отсутствием методических рекомендаций по развитию творческого воображения у детей данной возрастной категории.

В целях практического изучения указанной проблемы мы провели экспериментальное исследование на базе МКОУ «СОШ №1» г. Поворино Воронежской области. В исследовании приняли участие 8 учащихся с ОВЗ 11-12 лет, со сходным диагнозом ДЦП.

Для выявления исходного уровня развития творческого воображения детей данной категории, мы использовали следующие методики: «Неполные фигуры» ( Е.Торренс), «Решение необычных проблем», «Четыре скрепки» (О.И. Моткова).

Анализируя полученные данные всех методик, мы определили уровневый показатель развития творческого воображения младших школьников:

0% т.е. в данной группе не имеется детей с высоким уровнем развития творческого воображения;

12,5% (1 человек) имеют средний уровень развития творческих способностей;

87,5% детей (7 человек) показали низкий уровень развития творческих способностей.

Результаты проведенной диагностики, говорят о том, что уровень развития творческого воображения в данной группе ниже среднего. Тем актуальнее становится наша гипотеза. Возможно ли, в данной группе улучшить результаты?

Рисование - преимущественный вид детского творчества и поэтому является наиболее доступным и эффективным средством развития воображения для детей с ОВЗ. Поэтому мы разработали цикл творческих заданий связанный с изобразительной деятельностью. Упражнения выполнялись в разных техниках рисования, что, несомненно, повысило интерес к выполнению творческой работы. Были включены задания с кинестетическим и природным песком. Рисование на стекле красками и маркерами.

Для проверки эффективность формирующих воздействий, было проведено контрольное обследование учащихся. Для этого мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

По итогам суммарного балла по всем методикам мы определили уровневый показатель творчества у младших школьников, принявших участие в эксперименте.

Если на констатирующем этапе, на высоком уровне развития творчества детей было 0%, то на контрольном этапе выявлено 1 человек (12,5%). На среднем уровне развития творческого воображения, на констатирующем этапе было 1 человек (12,5%), стало 4 человека (50%). На низком уровне развития творчества было 7 человек (87,5%), на контрольном же этапе выявлено 4 ребенка (50%).

Это означает, что проводимая нами работа эффективно повлияла на развитие творческого воображения детей с ОВЗ, что нашло подтверждение нашей гипотезы.


Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб, 1999.-305с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!