СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности реализации Стандарта в группах компенсирующей направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стандарт является обязательным для всех ДОУ. В статье рассмотрены особенности реализации Стандарта в группах компенсирующей направленности.

Просмотр содержимого документа
«Особенности реализации Стандарта в группах компенсирующей направленности»

Особенности реализации Стандарта в группах компенсирующей направленности.

Тема реализации Стандарта в группах компенсирующей направленности очень широка и многогранна. Стандарт для дошкольного образовательного учреждения, на сегодняшний день является требованием закона, а дошкольное образование стало уровнем общего образования. Важным является тот момент, что выпускникам детских садов не придётся сдавать экзамены. Уровень развития ребёнка фиксируется с помощью мониторинговых исследований. Не последнюю роль в этом играет работа педагога-психолога.

В данных условиях от работников ДОУ требуется приложить максимум усилий для реализации Стандарта. Очень важную роль при этом играет выбор эффективных приёмов и методик, который должен осуществляться с учётом индивидуальных особенностей дошкольников в конкретном ДОУ.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

ФГОС  включает в себя требования к:

  1. структуре основных образовательных программ (в том числе, соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

  2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

  3. результатам освоения основных образовательных программ.

Реализация Стандарта в группах компенсирующей направленности имеет свои особенности. Цель организации группы компенсирующей направленности в ДОУ – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

Основные задачи группы компенсирующей направленности в ДОУ:

– коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

– активизация познавательной деятельности детей;

– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

При этом, педагог-психолог выполняет два направления работы :

-оказывает консультативную помощь родителям и специалистам ДОУ, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка;

-внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи.

Очень важным, в этом плане, является разработка и внедрение программ по развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Мною разработано и апробировано несколько авторских программ по развитию коммуникативных умений у детей разных возрастных групп. В качестве примера рассмотрим разработку для развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной организации.

В основе разработки лежит использование сюжетно-ролевой игры. Именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и, поэтому, помогает детям развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, с другими детьми и со взрослыми. Процесс коммуникации дошкольников во время игры мотивирует развитие их речи (развитие грамматического строя речи, увеличение словарного запаса).

Развитие коммуникативных умений предполагает:

-развитие умений использования средств общения;

-создание установки на взаимодействие и дружелюбное отношение к собеседнику;

-развитие способности выслушивать партнера по коммуникации и способности выражения отношения к нему;

-формирование положительной самооценки и умения обозначить своё мнение;

-развитие умения коллективного обсуждения задания.

Опираясь на это, был разработан и апробирован курс коммуникативно-речевых игр, формирующих коммуникативные умения.

На начальном этапе работы был проведён анализ педагогической литературы и отбор игр, которые предполагалось использовать для развития коммуникативных умений старших дошкольников. Значительная часть игр была отобрана из разработки Л. А Снегиревой «Игры и упражнения для развития навыков общения дошкольников» и пособия Краснощековой Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста».

На втором этапе работы осуществлена разработка программы для развития коммуникативных умений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

Таблица 2. Этапы программы развития коммуникативных умений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Этап

Содержание

Используемые игры

1

Налаживание контакта между детьми, установление доверительных отношений.

«Добрые эльфы», «Муравьи», «Театр теней».

2

Развитие внимания друг к другу, умение обращать внимание на сверстника. Данный вид игр требует произвольного внимания, сосредоточенности.

«Зеркало»; «Общий круг»; «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

3

Развивать чувство сопереживания. В таких играх от детей требуется большое внимание к сверстнику, умение действовать с учетом потребностей других детей.


«Сороконожка»; «Слепой и поводырь»; «На тропинке»; «Путаница».

4

Тренировать способность переживать общие эмоции. В этих играх детей объединяет не только общие действия, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств помогает ощутить единство с другими, их близость.

«Мышата в мышеловке»; «Шторм»; «Шпионы».

5

Развитие взаимопомощи в игре.

«Старенькая бабушка»; «День помощника»; «Заблудившийся ребенок».

6

Умение доставлять сверстнику положительные эмоции:


«Комплименты»; «Волшебный стул»; «Спящая красавица»; «Добрые волшебники».

7

Развитие совместной деятельности: В совместной деятельности дети борются не за собственный успех, а за успех каждого из играющих.


«Рукавички»; «Закончи рисунки»; «Общая картина»

8

Развитие умения применять свои коммуникативные умения в различных сложных ситуациях.

«Игры ситуации»


Для общения ребёнку необходимо развивать умение детей правильно понимать эмоциональное состояние людей, оценивать их поступки, мысли, чувства, активно выражать готовность в помощи, преодолевать застенчивость. Поэтому сначала были определены этапы формирования коммуникативных умений. Затем, отобранные ранее игры, были распределены по этапам.

На основе отобранных игр был разработана программа. Данная программа направлена на развитие адаптивных способностей в детском коллективе, развитие саморегуляции и компетентности в социальных отношениях. При разработке программы были учтены особенности коммуникации детей старшего дошкольного возраста и, результаты диагностики на начальном этапе работы. Целью программы стало развитие коммуникативных умений старших дошкольников.

На первом этапе реализации данной программы главной задачей стало повышение уровня дружеских взаимоотношений между детьми, налаживание эмоционального контакта между ними, развитие умения слушать педагога, формировалась потребность в общении. Было заметно, что дети искали поддержки с моей стороны. В ходе социометрического исследования было установлено, что уровень этого взаимодействия недостаточный. Первой игрой, которая, была использована в работе стала игра «Добрые эльфы» (Л. А Снегирева «Игры и упражнения для развития навыков общения дошкольников»). В этой игре дошкольники общаются друг с другом на невербальном уровне, используя условные сигналы. Принимались только желающие. Цель игры – заинтересовать детей. Игра начинается со сказки о жизни эльфов, которые не умеют разговаривать, а общаются друг с другом при помощи жестов, можно обнимать, гладить друг друга, но не разговаривать. Первоначально возникли трудности, так как игра вызвала интерес только у нескольких детей. В процессе самого хода игры стали подключаться и другие дети. Это стало важным достижением на данном этапе. После этого были использованы игры: «Муравьи»; «Театр теней», в которых ребята учились общаться при помощи жестов. Главной целью этих игр была помощь ребенку в преодолении отчужденного отношения к сверстникам, дать возможность ребёнку увидеть в других ребятах не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей.

Когда дети научились содержательно взаимодействовать с двумя-тремя друзьями, ребятам было предложено объединиться для некоторых дел по-другому, в соответствии с замыслом. Это помогло дошкольникам найти новые эмоциональные и деловые контакты, послужило поддержанию атмосферы симпатии и уважения друг к другу. Кроме того, некоторые ребята, привыкшие в своей компании играть одну и ту же роль, например, лидера или исполнителя, нуждались в смене ролей и смене партнерских взаимоотношений. Данный этап прошел успешно.

Вторым этапом по развитию коммуникативных умений посредством сюжетно-ролевой игры стало развитие внимания дошкольников друг к другу. Чтобы взаимодействие детей складывалось успешно, было организовано формирование их субъектного взаимодействия: налажены отношения между детьми, привлечено их внимание к субъектным качествам друг друга (демонстрировали достоинства сверстника, ласково называли его по имени, хвалили партнера по игре, предлагали повторить его действия). Для этого были использованы игры: «Расследование», «Зеркало»; «Общий круг»; «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Первой игрой стала игра «Расследование». Цель игры: развить внимание, память, коммуникативные и аналитические способности, наблюдательность. В ходе игры все участники закрывали глаза, ведущий выбирает одного из них и ставит его за занавеску. Затем все открывают глаза, и ведущий объясняет задание. Ребята должны узнать, кто за занавеской (или просто проанализировать, кого среди них не хватает). Затем они должны вспомнить как можно больше его особенностей (цвет глаз, во что он одет, какие у него волосы и т. д.), т. е. должны дать как можно более точный его портрет. Когда ребята выскажут все свои предположения, спрятанный за занавеску игрок может выйти, а все остальные увидят, насколько томным было их описание. Так они смогут уже целенаправленно проанализировать внешность друг друга и запомнить гораздо больше отличительных качеств. Игра была активно принята ребятами. После этого использовались другие игры. В этих играх детям необходимо было обратить внимание на сверстника. Данный вид игр требует произвольного внимания, сосредоточенности.

На третьем этапе развития коммуникативных умений дошкольников используются игры, направленные на развитие чувства сопереживания: «Сороконожка», «Слепой и поводырь», «На тропинке», «Путаница», «Лабиринт», «Мостик». В этих играх от детей требовалось большое внимание к сверстнику, умение действовать с учетом потребностей других детей. В результате использования данных сюжетно-ролевых игр и игровых этюдов повысился интерес детей друг к другу, появлялись эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникало эмоционально-практическое общение. Особую популярность у детей обрели две игры: «На тропинке» и «Мостик».

На четвёртом этапе используются игры, в которых дети тренировали способность переживать общие эмоции: «Мышата в мышеловке»; «Шторм»; «Шпионы», «Водоросли». В этих играх детей объединяют не только общие действия, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств помогала ощутить единство с другими, их близость. Данные игры направлены на переживание общих эмоций. Целью данных игр стало объединение детей не только посредством движений, но и общим настроением, общим игровым образом, развитие желания поддержать друг друга.

На пятом этапе акцент сделан на взаимопомощь в игре. Используются игры: «Старенькая бабушка»; «День помощника»; «Заблудившийся ребенок», «Помоги дедушке». Ребята из разных групп очень активно принимают данные игры. Косвенным показателем принятия стало многочисленное повторение детьми сюжетов данных игр, а также преобразование этих сюжетов в похожие ситуации. Дошкольникам очень понравилось приходить на помощь людям в различных сложных ситуациях.

Как уже отмечалось выше, немаловажным фактором развития детских отношений являются добрые слова и пожелания. Часто дети проявляют отрицательные эмоции, используют грубые слова и выражения. Поэтому важной задачей стала помощь ребенку в том, чтобы он мог видеть положительные качества и достоинства других детей. Поэтому на шестом этапе были использованы игры, направленные на умение доставлять сверстнику положительные эмоции: «Комплименты», «Волшебный стул», «Спящая красавица», «Добрые волшебники», «Если бы я был король».

На седьмом этапе используются игры, направленные на развитие совместной деятельности: «Рукавички»; «Закончи рисунки»; «Общая картина», «Игры-ситуации». В совместной деятельности дети борются не за собственный успех, а за успех каждого из играющих.

На восьмом этапе активно используется игра «Игры-ситуации». Целью данной игры заключалась в развитии умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. Другими словами, применение своих коммуникативных умений в различных жизненных ситуациях. Изначально были предложены для разыгрывания следующие ситуации:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

После этого дети сами могли предлагать проблемные ситуации.

Такая поэтапная работа способствовала развитию взаимопомощи, социальных чувств, формированию положительного отношения друг к другу в группе детского сада.

К основным средствам, которые используются в процессе развития коммуникативных умений, можно отнести проведение анализа конфликтных ситуаций, доверие к личности ребёнка, формирование реально действующих мотивов его поведения, личный пример педагога. Следует отметить, что позитивное воздействие педагога помогало преодолевать различные трудности общения.

При проведении сюжетно-ролевых игр активно используется создание ситуации успеха, выделение достижений дошкольника, подробная оценка его деятельности. Большое влияние имеет руководство педагога ролевым взаимодействием дошкольников в процессе игры, использование обогащённой предметной среды, наличие ролевого диалога с детьми, создание для ребёнка возможности творческого выражения себя в ходе игры.

Чтобы трансформировать опыт сюжетно-ролевой игры в опыт осмысления коммуникативного взаимодействия и формирования коммуникативных умений используются следующие приёмы:

1) педагог являлся одним из участников сюжетно-ролевой игры и постоянно снижает своё участие;

2) в группе назначается дежурный по разрешению конфликтов, возникающих в игре: по окончании игры проводилось обсуждение, что помогло, а что помешало сделать нашу игру интересной;

3) проводится обучение умению играть через модель сложных ситуаций, возникающих в игре;

4) используются игровые упражнения и шуточные стихи «Мирилки» для разрешения конфликтных ситуаций;

5) разбор конфликтной ситуации проводится на «Коврике злости», где можно было проговорить свои претензии и обиды, а затем «вытоптать» свой гнев в «Уголке топанья» или выбить в «Подушку – колотушку», а затем вместе отправиться на «островок дружбы» и торжественно связать «Ленточки дружбы» (для девочек) или сковать «Цепи друзей» (для мальчиков);

6) используются предметы и пособия для снятия мышечного и эмоционального напряжения: мягкие молоточки, биты, подушки для боя, мягкие поролоновые мячики, молотки для забивания деревянных гвоздей. При желании ребенок может взять стаканчик для крика и отреагировать свой гнев через крик. Все эти предметы помогают ребенку выразить злость, обиду, но не на реального человека.

7) повышению чувства уверенности в себе способствуют упражнения типа «Хвалебные бусы»: каждый ребенок по очереди называет уникальные качества одного из детей, нанизывая бусины на нитку. Застенчивым детям помогает работа с «Зеркалом принца и принцессы», а также «Корона» и «Царский трон».

Таким образом, для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста используются приемы игровой терапии, ситуации, направленные на развитие мотивационной сферы общения, создание положительного эмоционального отношения дошкольника к занятиям.

Все педагогические условия формирования коммуникативных умений используются во взаимосвязи. Это позволяет сделать жизнь детей интересной, а образовательный процесс по формированию коммуникативных умений мотивированным.

На сегодняшний день реализация ФГОС является приоритетным направлением в работе каждого педагога ДОУ. Именно от нас зависит, насколько успешными будут наши дети в жизни.

Для успешной реализации ФГОС нужно выбирать эффективные методики с учётом индивидуальных особенностей детей, компенсирующей группы и самого дошкольного образовательного учреждения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!